Технология: технология проблемного обучения
Цели:
- Познакомить детей со способом нахождения площади фигур различной формы с помощью палетки.
- Учить анализировать геометрические фигуры.
- Развивать логическое мышление учащихся, умение точно и обоснованно аргументировать, выделять те стороны наблюдаемых явлений, которые необходимы для существа исследования и осмысления задачи.
- Совершенствовать умение решать задачи.
- Воспитать интерес к предмету, любознательность, дружеское отношение к одноклассникам в совместной работе.
Задачи урока: Создать условия для самостоятельного поиска знаний.
Оборудование: "Измерение площади фигуры с помощью палетки",презентация
Дидактические материалы к учебному занятию:
- учебник "Математика", 4 класс, М. И. Моро;
- палетки, цветная бумага для изготовления плана бассейна.
Ход учебного занятия
1.Организационный момент:
Учитель:
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Дети:
Каждый хочет получать
Лишь оценку "5".
2. Сообщение темы урока
Учитель: Ребята, мы вновь погружаемся в мир нескучной математики. Сегодня познакомимся с геометрическими фигурами, площадь которых находим новым способом. А каким, узнаем на уроке. У нас всё получится.
3. Актуализация знаний
Учитель: Сегодня на уроке с нами работают ребята: Коля и Оля. Они приготовили для вас задания.(Слайд 2)
1) Оля: Выбрать правильное утверждение, что такое площадь. (а.б,в)
2) Коля: Составь пять верных равенств.
3) Коля: Назовите, какие геометрические фигуры узнали? (Слайд 3)
Площадь каких фигур умеете находить?
4) Решение задачи. Коля и Оля нашли площадь прямоугольника. (Слайд 4)
У Коли ответ: 15 см2, а у Оли -16 см2.
- Кто решил неверно?
- Какая ошибка допущена? (Оля нашла периметр.)
Проверка решения задачи на экране.
5) Задание от Оли:
- Сколько кафельных плиток необходимо для того, чтобы отремонтировать пол. (Слайд 5)
Нужно ли для этого узнать площадь квадрата? (Проверка работы на экране)
Физминутка
- Вы наверное устали?
-Да!
- И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи
И как гуси зашипели: "Ш-ш-ш!"
Пошипели, помолчали
И как зайки, поскакали.
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.
4. Работа по теме урока
а) Постановка учебной задачи. (Слайд 6)
Связь с геометрией в старших классах
Учитель: Как же находим площади следующих фигур? Могу сказать, что площади этих фигур в старших классах вычисляют по формулам. Но для нас это пока сложно.
На какие две группы они делятся? (Многоугольники и фигуры без углов)
Связь с жизнью (Слайд 7-9)
Где в окружающей жизни встречаем фигуры с кривой линией? Как понравился вам дизайн этих предметов?
Вывод.
б) Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы)
Учитель: Возьмем овал.
Как же найти площадь овала?
На партах у учеников тоже овалы. Ученики предлагают свои варианты:
1) приблизительно считаем длину и ширину при помощи линейки;
2) площадь - это квадраты, берём тетрадный лист в клетку.
- Тетрадный лист можно брать, когда овал кладем на лист. А если наоборот, то через тетрадный лист (показываю) не видно фигуры. Как быть?
Вывод: Значит, квадраты чертим на прозрачную пленку.
- Ребята такая пленка называется: читаем определение на экране. (Слайд 10)
Работа с палетками.
- Измерьте, чему равна сторона квадрата?
- На какие квадратные единицы разделена ваша палетка?
- Можно ли изготовить палетки в мм 2, дм2, м2?
в) Первичное усвоение знаний (Слайд 11-13)
- Накладываем на фигуру палетку, как на экране.
- Оля посчитала 25 полных клеток и решила, что площадь данной фигуры 25 см2. Как вы думаете, она права?
- Коля решил к полным квадратам добавить количество неполных и у него площадь квадрата 53 см2.
Прав ли Коля? У него площадь получилась в 2 раза больше.
- Как тогда быть? Что делают ваши родители, когда нужна только половина плитки ?
- (Показываю неполные квадраты.) Вот два квадрата как один, вот ещё:
- Какой вывод можно сделать?
Ученики предлагают свои варианты, среди них нужный ответ:
- Плитки делят на 2 части
- Считаем все неполные квадраты и делим их на 2.
г) Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма, моделирование) (Слайд 14)
№208. Повторяем ещё раз этапы вычисления площади фигур.
Вывод:
д) Закрепление (Слайд 15)
Практическая работа в группах (по 4 ученика.)
Письменное оформление решения задачи.
а) Задание от Оли:
- выбирают по цвету бумагу для пола и бассейна.
- вырезают форму бассейна из липкой бумаги и приклеивают на пол.
- считают площадь бассейна
- считают площадь пола
Проверка работы: Складываем обе площади. Правильный ответ: около 81 см2 (бумаги для пола 9см х 9см).
б) Выполняют те, какая группа быстро справилась с работой.(Слайд 15-16)
Задание от Коли:
Вычислите площади фигур, используя:
1) смекалку и знания
2) палетку
Проверка: объяснение детей и показ слайда.
5. Работа над пройденным материалом
Самостоятельная работа с последующей проверкой.
Повторение соотношений между единицами длины:
- Где в этих таблицах ошибка?
1) Сравнение именованных чисел: №215.
2) Задача № 210.
6. Домашнее задание
№ 216,212
7. Рефлексия
- Что нового вы сегодня узнали? Что было самым важным? Кто доволен своей работой? Кому ещё нужно потрудиться?