Разработка урока по математике на тему "Измерение площади фигуры с помощью палетки". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Технология: технология проблемного обучения

Цели:

  • Познакомить детей со способом нахождения площади фигур различной формы с помощью палетки.
  • Учить анализировать геометрические фигуры.
  • Развивать логическое мышление учащихся, умение точно и обоснованно аргументировать, выделять те стороны наблюдаемых явлений, которые необходимы для существа исследования и осмысления задачи.
  • Совершенствовать умение решать задачи.
  • Воспитать интерес к предмету, любознательность, дружеское отношение к одноклассникам в совместной работе.

Задачи урока: Создать условия для самостоятельного поиска знаний.

Оборудование: "Измерение площади фигуры с помощью палетки",презентация

Дидактические материалы к учебному занятию:

  • учебник "Математика", 4 класс, М. И. Моро;
  • палетки, цветная бумага для изготовления плана бассейна.

Ход учебного занятия

1.Организационный момент:

Учитель:

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Дети:

Каждый хочет получать
Лишь оценку "5".

2. Сообщение темы урока

Учитель: Ребята, мы вновь погружаемся в мир нескучной математики. Сегодня познакомимся с геометрическими фигурами, площадь которых находим новым способом. А каким, узнаем на уроке. У нас всё получится.

3. Актуализация знаний

Презентация.

Учитель: Сегодня на уроке с нами работают ребята: Коля и Оля. Они приготовили для вас задания.(Слайд 2)

1) Оля: Выбрать правильное утверждение, что такое площадь. (а.б,в)

2) Коля: Составь пять верных равенств.

3) Коля: Назовите, какие геометрические фигуры узнали? (Слайд 3)

Площадь каких фигур умеете находить?

4) Решение задачи. Коля и Оля нашли площадь прямоугольника. (Слайд 4)

У Коли ответ: 15 см2, а у Оли -16 см2.

- Кто решил неверно?

- Какая ошибка допущена? (Оля нашла периметр.)

Проверка решения задачи на экране.

5) Задание от Оли:

- Сколько кафельных плиток необходимо для того, чтобы отремонтировать пол. (Слайд 5)

Нужно ли для этого узнать площадь квадрата? (Проверка работы на экране)

Физминутка

- Вы наверное устали?
-Да!
- И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи
И как гуси зашипели: "Ш-ш-ш!"
Пошипели, помолчали
И как зайки, поскакали.
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.

4. Работа по теме урока

а) Постановка учебной задачи. (Слайд 6)

Связь с геометрией в старших классах

Учитель: Как же находим площади следующих фигур? Могу сказать, что площади этих фигур в старших классах вычисляют по формулам. Но для нас это пока сложно.

На какие две группы они делятся? (Многоугольники и фигуры без углов)

Связь с жизнью (Слайд 7-9)

Где в окружающей жизни встречаем фигуры с кривой линией? Как понравился вам дизайн этих предметов?

Вывод.

б) Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы)

Учитель: Возьмем овал.

Как же найти площадь овала?

На партах у учеников тоже овалы. Ученики предлагают свои варианты:

1) приблизительно считаем длину и ширину при помощи линейки;

2) площадь - это квадраты, берём тетрадный лист в клетку.

- Тетрадный лист можно брать, когда овал кладем на лист. А если наоборот, то через тетрадный лист (показываю) не видно фигуры. Как быть?

Вывод: Значит, квадраты чертим на прозрачную пленку.

- Ребята такая пленка называется: читаем определение на экране. (Слайд 10)

Работа с палетками.

- Измерьте, чему равна сторона квадрата?

- На какие квадратные единицы разделена ваша палетка?

- Можно ли изготовить палетки в мм 2, дм2, м2?

в) Первичное усвоение знаний (Слайд 11-13)

- Накладываем на фигуру палетку, как на экране.

- Оля посчитала 25 полных клеток и решила, что площадь данной фигуры 25 см2. Как вы думаете, она права?

- Коля решил к полным квадратам добавить количество неполных и у него площадь квадрата 53 см2.

Прав ли Коля? У него площадь получилась в 2 раза больше.

- Как тогда быть? Что делают ваши родители, когда нужна только половина плитки ?

- (Показываю неполные квадраты.) Вот два квадрата как один, вот ещё:

- Какой вывод можно сделать?

Ученики предлагают свои варианты, среди них нужный ответ:

- Плитки делят на 2 части

- Считаем все неполные квадраты и делим их на 2.

г) Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма, моделирование) (Слайд 14)

№208. Повторяем ещё раз этапы вычисления площади фигур.

Вывод:

д) Закрепление (Слайд 15)

Практическая работа в группах (по 4 ученика.)

Письменное оформление решения задачи.

а) Задание от Оли:

- выбирают по цвету бумагу для пола и бассейна.

- вырезают форму бассейна из липкой бумаги и приклеивают на пол.

- считают площадь бассейна

- считают площадь пола

 Проверка работы: Складываем обе площади. Правильный ответ: около 81 см2 (бумаги для пола 9см х 9см).

б) Выполняют те, какая группа быстро справилась с работой.(Слайд 15-16)

Задание от Коли:

Вычислите площади фигур, используя:

1) смекалку и знания

2) палетку

Проверка: объяснение детей и показ слайда.

5. Работа над пройденным материалом

Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Повторение соотношений между единицами длины:

- Где в этих таблицах ошибка?

1) Сравнение именованных чисел: №215.

2) Задача № 210.

6. Домашнее задание

№ 216,212

7. Рефлексия

- Что нового вы сегодня узнали? Что было самым важным? Кто доволен своей работой? Кому ещё нужно потрудиться?