Цели урока:
Обучающая:
- Формировать у девочек эстетическую культуру, понимание того, что выглядеть красиво - результат работы над собой;
- Научить учащихся правильно снимать мерки с фигуры и записывать их.
- Систематизировать и расширить знания об измерениях фигуры человека.
- Обучить расчету конструкции брюк по формулам на компьютере.
- Рациональное использование рабочего времени.
Развивающая:
- Формирование устойчивого интереса к предмету;
- Творческого отношения к труду;
- Интеллектуальных способностей учащихся;
- Развитие внимания;
- Логического мышления.
Воспитательная:
- Формирование у учащихся навыков совместной деятельности, умение работать в группах;
- Формировать у учащихся умение хорошо выглядеть.
Учебно-материальное оснащение урока:
Межпредметные связи: История, информатика, анатомия, математика.
Тип урока:
комбинированный.Формы обучения:
фронтальные, групповые, индивидуальные.Методы обучения: объяснение с презентацией, демонстрация наглядного материала, инструктаж, сообщение - опережающее задание, самостоятельная - практическая работа, закрепление материала в форме конкурса - КВН.
Профориентация: знакомство с профессией закройщик.
Ход урока
I. Организационный момент:
Приветствие учащихся.
Отмечание отсутствующих.
Проверка готовности к уроку.
Назначение дежурных.
Вступительное слово учителя:
Нет ничего плохого в том, что человек хочет быть красивым и привлекательным. Это не только естественно, но и закономерно. Мы говорим о том, что внешний вид во многом определяется внутренним миром человека. Но - и это очень важно - внешний вид, в свою очередь, оказывает влияние, воздействие на наш внутренний мир, на чувства, настроение, самоанализ и даже характер. Справедливо заметил персидский поэт:
"Всегда особенна ценна
Бывает внешность той,
Чья красота озарена
Душевной красотой".
А с легкой руки французов, весь мир повторяет: "Нет людей некрасивых - есть люди ленивые".
И тема сегодняшнего урока "Снятие мерок с фигуры. Конструирование брюк". Это один из этапов в подготовке к пошиву одежды. Этим мы сегодня и займемся.
II. Повторение пройденного материала.
Презентация.
Слайд "Вопрос - ответ"
- при помощи чего снимают мерки? (сантиметровой ленты)
- как должен стоять измеряемый? (без напряжения, руки опущены, пятки вместе)
- в какой последовательности снимают мерки? (сначала мерки обхватов затем - длин)
- как отмечают линию талии? Зачем? (тесьмой, чтобы точно снять мерки которые измеряют до линии талии и от линии талии)
- какой буквой обозначают мерки длин? В каком объёме их записывают? ("Д", полностью)
- в каком объёме записывают мерки обхватов, почему? Как их обозначают? (в половинном объёме, "С")
Учитель:
Мы повторили с вами домашнее задание и переходим к новому материалу.III. Сообщение познавательных сведений.
Мы уже знаем, что вся одежда делится на плечевую и поясную.
На экране слайд "Ассортимент швейных изделий".
Посмотрите внимательно и определите, к какой группе эти изделия относятся в зависимости от места крепления на фигуре человека?
Мы уже с вами говорили о юбках, а сегодня мы будем говорить о брюках.
На экране слайд "Изделия поясной группы".
Брюки, как и юбка тоже относятся к поясной группе швейных изделий.
Брюки - один из самых распространенных видов одежды для любого времени года. В сочетании с различными блузками, жакетами, свитерами она является составной частью одежды, легко изменяется и может приобретать любое назначение: нарядное, повседневное, для отдыха. Может быть и форменной (для работников милиции, таможни, военнослужащих, кадет).
Что же нам подготовила современная молодежная мода?
Слайд "Современная молодежная мода".
IV. Практическая работа по снятию мерок и их записи.
Слайд "Дополнительные мерки для конструирования брюк"
Измерение фигуры человека и запись результатов проводим в виде игры "Ателье".
Работа организована парами: измеряемая (заказчик), измеряющий (закройщик) и поочередной сменой обязанностей.
Записи мерок производятся на заранее заготовленных бланках.
Бланки потребуются для расчета конструкции юбки на компьютере. При выполнении этой работы учитель следит за правильностью приёмов по снятию мерок, дает дополнительные пояснения, исправляет неточности, предотвращая неправильные результаты и последующие ошибки в расчетах. Для проверки правильности выполнения задания учитель сам снимает мерки с каждой ученицы и записывает их в колонку "Контроль" этой таблицы. По разности в результатах измерений можно судить о качестве работы каждой ученицы в роли закройщицы.
Для расчета величин отрезков чертежа швейного изделия, кроме мерок, необходимо знать величину прибавок на свободное облегание. Прибавка на свободное облегание - это величина, которую прибавляют к размеру снятой мерки, чтобы изделие было достаточно свободным и удобным в носке. При конструировании юбки прибавки дают к Ст, Сб.
Пт = 1 см, Пб = 2 см
Слайд "Прибавки"
V. Практическая работа по конструированию брюк.
Переходим к конструированию брюк.
На экране презентация "Конструирование брюк".
У девочек на столах инструкционные карты "Построение брюк" и карты "Снятие мерок".
Начинаем расчет. Каждый ученик определяет значения величин отрезков для построения чертежей брюк. Построение выполняется в тетради в масштабе 1:4
Работа учащихся сопровождается работой учителя на мультимедийной доске.
Запись результатов в таблицу "Последовательность построения чертежей конструкции брюк".
VI. Закрепление материала.
Проводим в форме конкурса - КВН. Класс делится на две команды, придумывают себе название.
Конкурс №1: каждая команда задаёт команде соперников по 3 вопроса по изученной на уроке теме (30 секунд на обдумывание).
Конкурс №2: "Модельер и манекенщица". Каждой команде выбрать по одной манекенщице и модельеру, они должны продемонстрировать юбку (из тех, которые на учащихся, выбрать одну, которую они предлагают для школьной формы). Модельер дает описание по схеме.
Вопросы для закрепления:
- Какие мерки нужно снять для построения чертежа брюк?
- Расскажите о правилах снятия мерок.
- Для чего делают прибавки?
- Из каких деталей состоят брюки?
- Для чего снимают мерку Дст?
- Почему мерки обхватов записывают в половинном размере?
- Какие мерки записывают полностью?
VI
I. Заключительная часть.Закончить урок мне хотелось такими красивыми словами: "Будьте умными, если можете, будьте добрыми, если хотите, но красивыми будьте всегда!"
Уборка кабинета. Выставление оценок в дневники и журнал.
Запись домашнего задания: построить чертеж брюк в натуральную величину дома.