В основу методик использования информационных технологий ложится идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьника на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить и применить на практике. Внутренний - это опыт деятельности по применению знаний и умений, компетенций и ценностей.
Какие же общеучебные умения и навыки, формируются во время использования информационных технологий в других предметах?
Наиболее значимыми являются следующие группы:
Рефлексивные умения: умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Поисковые (исследовательские) умения и навыки: умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи; умения и навыки работы в сотрудничестве; навыки коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. Большую роль здесь играет наличие Интернета, медиатеки школы и доступ к этим ресурсам каждого учителя и ученика школы.
Менеджерские умения и навыки: умение проектировать процесс (изделие); умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)
Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Значит, использование информационных технологий приносит большую пользу не только ученикам, но и руководителям таких групп - учителям. Но, к сожалению, еще у большого количества учителей предметников компьютер используется только для набора текста и заданий. Сейчас открыто большое количество образовательных порталов, да и сами учителя повысили свою квалификацию в области информатике. Это, несомненно, большой шаг вперед.
1. Возможности использования языка программирования Delphi как одного из элементов ИКТ в образовательном процессе.
Работа в мультимедийной среде обязательная часть обучающей программы по информатике в школе. Уже с младших классов дети погружены в " Лого- Миры". В этих программах ученики могут работать, экспериментировать и создавать различные проекты, включая в них элементы мультипликации. Такие мультимедийные среды в дальнейшем подводят школьников к исследовательским проектам, к созданию самостоятельных программ с использованием других программных сред, например Delphi/
Delphi - 'это среда разработки, которая дает возможность легко проектировать и эффективно создавать приложения, работающие под операционной системой Windows/Среда Delphi основана на языке Object Pascal, который является объектной настройкой над известным Turbo Pascal. Этот язык достаточно прост для применения учениками, увлекающимися программированием. Начиная с малого - краткосрочного проекта, дети самостоятельно переходят в длительный проект, выходят с инициативой по созданию целой коллекции тестов. Итак, результатом проекта становится комплект заданий по определенной теме курса химии
Совместно с учениками в школе был реализован проект "Зачет на компьютере" по теме "Азот и его соединения" После апробации этого продукта было принято решение продолжить разработку подобных программ на другие темы. С учетом замечаний по предыдущей работе на свет появился новый продукт: программа написанная на языке DELPHI. Она может использоваться для проведения тестирования в школе. Для того чтобы ученики не могли подогнать ответы по нужный проходной балл при прохождении теста, в программе установлена система защиты от повторного прохождения задания. По истечении времени, все элементы управления, кроме кнопки ОЦЕНКА, блокируются. Если вы используете связку: клиент - сервер, то результат тестирования высылается на компьютер руководителя (Серверная часть будет работать только на компьютере с IP 192.168.0.1 и не использующем proxy соединения .)
Проект "Зачет на компьютере"
- Организация: ГОУ СОШ № 263
- Тип проекта: практико-ориентированный
- Учебные предметы: химия
- Участники: учащиеся 10 класса
- Продолжительность: две недели
- Цель: разработка автоматизированного теста для проверки знаний учащихся по теме "Сера и ее соединения"
- Продукт: тест на 3 варианта созданный с использованием языка программирования Delphi
- Роли (обязанности): программист, консультант-эксперт
- Ход проекта: постановка задачи, обсуждение путей реализации намеченных планов, распределение ролей, создание продукта проекта, техническая "обкатка" продукта, использование теста на обобщающем уроке по теме "Сера и ее соединения"
Презентация продукта:
11 После запуска программы на рабочем столе открывается окно с указанием номеров вариантов (рис 1).Учащийся выбирает один из вариантов путем наведения на него курсора и нажатия левой кнопки мыши. На экране разворачивается окно с вопросами теста, в правом верхнем углу работает таймер времени отведенного на решение теста.Перед вопросами указано название вещества, свойства которого предлагается повторить. Ученик внимательно читает текст вопроса, если для данного ему вещества свойства или действие подходят, то нажимается окно "Да", если не подходят - "Нет". (рис. 2) По завершению работы с вопросами ученик нажимает с помощью мыши кнопку "Оценка" в белых - окнах загорается количество набранных баллов и оценка за выполнение теста. Выше этих окон указана градировочная шкала Нажав на кнопку "Выход", ученик завершает работу с тестом. Для выбора другого варианта программа запускается заново.
Рис.1
Рис.2
Дизайн окон легко меняется, не составляет трудности изменение текста и количества вопросов. Можно изменять таймер времени в зависимости от темы и объема теста.
Установив программы на несколько компьютеров, мы получаем оперативное оценивание знаний учащихся по теме, при этом освобождаем учителя от механической проверки тестовых работ. Высвобожденное время можно использовать для корректировки знаний учащихся, или для решения других задач, на усмотрение педагога.
(см.приложение 1)
2. Возможности использования Microsoft PowerPoint для создания презентаций продуктов проектной деятельности
Давно уже не секрет, что презентация продуктов своего творчества происходит более наглядно, эмоционально и выразительно, если авторы используют современные компьютерные технологии
Наиболее эмоциональной формой презентации является органическое соединение слайдов информационного содержания с видеофильмами, в которых отражается личное отношение ребенка к рассматриваемой проблеме. Создавая презентацию, дети решают массу задач: проанализировать материал, выбрать наиболее значимое, проиллюстрировать, применить анимационные эффекты и многое другое. Ученики играют роли режиссера, художника, музыканта, дизайнера и т.д. При этом как никогда проявляется высшая форма деятельности школьника - его творчества. Если раньше такой вид работы предлагался определенной группе учеников в классе, а то и на параллели, то теперь -это обязательный вид домашнего задания. По заданной теме в течении двух недель ребенок создает свой продукт, отправляет для консультации на электронный адрес педагогу, корректирует работу после просмотра учителем. Окончательный вариант демонстрируется на уроке. Обязательное требование к таким работам - время презентации не должно превышать 5 минут.
3.Телекоммуникационные проекты, как перспективный вид проектной деятельности в образовательных учреждениях.
По определению Е.С. Полат к телекоммуникационным проектам относится совместная деятельность партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, подчиненная общей цели и направленная на общий результат. При этом телекоммуникации направлены на активное общение участников проекта.
Дистанционная олимпиада по химии - традиционный телекоммуникационный образовательный проект, проводимый Ярославским Центром телекоммуникаций и информационных систем в образовании совместно с Ярославским государственным педагогическим университетом им. К.Д.Ушинского.(рис.3) Стартовая web-страница проекта) Проект проводится с 1999 года. Научный руководитель проекта - Ватлина Лидия Павловна, доцент Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского, кандидат химических наук.
Рис.3
Включаясь в проект такого рода, ребенок получает возможность ощутить свои знания на фоне ровесников из разных регионов, увидеть и оценить единство образовательной среды, расширить круг своего общения. В какой-то степени, дух соперничества и конкуренции, мотивирует ученика выполнить работу оригинальней, в более короткие сроки. А общедоступность результатов проекта повышает ответственность за достоверность материала и долю самостоятельности в отборе и анализе информации. Просто "скачать" материал из Сети и выдать за свою работу в таких проектах уже не проходит. Работая в режиме on-line, школьник учится рационально использовать свое время - исправить или дописать потом уже нельзя, значит надо уметь координировать свои знания, концентрировать свое внимание, чтобы снизить вероятность ошибки.(рис.4- Вид web-страницы с заданиями и регистрацией .)
Рис.4
Творческое задание тура для школьников направлено на создание нового мультимедийного продукта, причем формы при этом не ограничиваются, определяется только тема исследования. Например,
"Необычное применение обычных веществ".
- Создан продукт: организацией ГОУ СОШ № 263.
- Вид продукта: практико-ориентированный проект
- Учебные предметы: химия, ИКТ
- Этот проект предназначен для учеников 7-9 класса
- Продолжительность: две недели
- Цель: разработка мультимедийного слайда - фильма с помощью программного обеспечения Microsoft Power Point, видео форматировалось программой Windows Movie Maker
- Продукт: мультимедийный слайд с использованием видео файла
- Роли (обязанности): видео оператор, аналитик по отбору материала, дизайнер, режиссер.
- Ход проекта: постановка задачи, обсуждение путей реализации намеченных планов, распределение ролей, расчет хода химических реакций, знакомство с литературой; создание слайда с видео файлом.(См. приложение 2)
Интересной формой стало включение педагогов в число активных, самостоятельных участников телекоммуникационного проекта. Прежде чем предложить детям новый вид заданий или новые пути поиска информации, организаторы проекта проводят мастер - класс для руководителей команд. А ходе мастер - класса проходит знакомство с нововведением, предлагается самому учителю выполнить ряд заданий. (рис.5 Созданная учителем школы №263 web-страница) Ведь если мы предлагаем что-то сделать ребенку - мы должны это уметь делать сами. Участие педагога в подобных мероприятиях не только приносит дополнительные баллы команде, но что самое главное, повышает заинтересованность руководителей проектных групп привлекать средства ИКТ для решения поставленных перед школьниками задач.
Рис.5
"В конце концов, от всех приобретенных знаний у нас остается то, что мы применили на практике сами:." (Иоганн Эккерман.) Значит, если учитель- предметник хорошо ориентируется в информационной среде, то он сможет эффективно использовать данную среду для образования своих учеников. Он будет давать детям полное связанное представление о мире, взаимодействуя с ними, направлять и поощрять их познавательный интерес, развивать их информационную культуру. В результате, ученики самостоятельно приходят к тому, что, овладев определенными информационными умениями, они могут найти в Интернете большой объем информации, необходимый им в учебной деятельности и "отбросить" все Сетевой " мусор". Таким образом, образовательный потенциал глобальной сети отражается во взаимодействии участников телекоммуникационного процесса. Участники учатся организовывать свою деятельность в информационном пространстве.
Используемая литература.
- Кадлей В. DELPHI: Книга рецептов. Практические примеры. Трюки и секреты./Перев. с нем.Рас. изд. Под ред. М.В. Финкова, О.И.Березкиной. Серия "Просто о сложном", - СПб.: Наука и Техника, 2006,с 20-24
- Серия сборников статей "Ученическое проектирование" (выпуск 1-4 МИОО 2006)
- http://rois.loiro.ru/index.php?module=articles&action=view&cid=67&id=107
- http://www.omsk.edu.ru/ vmo/ conference/2/
- http://www.edu.yar.ru/russian/projects/predmets/chemistry/20082009/tur2/index.html#
- http://school-collection.edu.ru/