Цели:
- Обобщение и закрепление знаний по теме «Электрический ток в различных средах»;
- Развитие мышления, внимания, умения выделять главное, умениея использовать ПК для решения образовательных задач;
- Приобретение навыков общения и самоорганизации в группе.
Оборудование:
- Ноутбуки (5 шт.);
- Мультимедийный проектор и проекционный экран, ПК;
- Молоток;
- Модель электрического двигателя;
- Диод;
- Макет телевизора;
- Аккумуляторная батарейка;
- Лампа дневного света;
- Жетоны красного, желтого и зеленого цвета;
Форма работы: групповая (5 групп)
План урока:
№ | Этап урока | Комментарий | Время |
1 | Организационный момент | Мотивация учебной деятельности, настрой на урок, оглашение темы и плана урока | 2 минуты |
2 | Проверка домашнего задания | Демонстрация презентаций и доклад об особенностях прохождения электрического тока в различных средах: в проводниках, в полупроводниках, в жидкостях и вакууме. | 13 минут |
3 | Решение задач | Решение набора различных типовых задач в группах. | 10 минут |
4 | Физкультминутка | Гимнастика для глаз | 2 минуты |
5 | Аукцион | Продажа лотов. Лот будет считаться проданным той команде, которая даст больше сведений о нем. | 7 минут |
6 | Итоговая таблица. Домашнее задание | Оглашение домашнего задания. | 3 минуты |
7 | Подведение итогов. Рефлексия. | Расчет общего количества баллов, полученных группами за урок и индивидуально. Подведение итогов урока. | 3 минуты |
Итого | 40 минут |
Ход урока
Этап 1. Организационным момент.
- Мотивация учебной деятельности, настрой на урок, оглашение темы и плана урока.
- Представление групп обучающихся. Каждая группа изучает особенности «поведения» электрического тока в какой-либо из сред. На группы обучающиеся делятся заранее. Всего групп 5: металлы, жидкости, вакуум, газ, полупроводники (согласно средам, в которых изучается протекание электрического тока).
- Оглашение правил заполнения таблицы расчетов баллов (Приложение 1), получаемых группой и индивидуально за каждый этап урока. На каждом этапе урока обучающиеся получают жетоны различных цветов (красного, зеленого, желтого). Количество жетонов необходимо внести в предложенную таблицу.
Этап 2. Проверка домашнего задания.
- Демонстрация каждой группой заранее подготовленной презентации о «поведении» электрического тока в какой-либо среде.
- Оценка индивидуального вклада каждого обучающегося группы в подготовку, выполнение, демонстрацию представленной презентации путем самоанализа и самооценки (в баллах от 1 до 5). Занесение данных в таблицу работы группы.
- Вопросы класса по тематике авторам презентации (за каждый вопрос обучающиеся получают красный жетон) и заслушивание ответов на них (за каждый правильный ответ обучающие получают зеленый жетон).
- Подведение итогов этапа урока: подсчет индивидуальных и групповых баллов (количество жетонов = количество баллов + баллы за вклад в презентацию).
Этап 3. Решение задач.
- Выдается набор типовых задач (Приложение 2). Задачи одинаковые для всех групп. Участникам групп необходимо распределить задачи между собой. Каждая задача оценена определенным количеством баллов.
- Проверка правильности решения задач с учителем. Простановка баллов, полученных обучающимися на данном этапе урока.
Этап 4. Физкультминутка.
Гимнастика для глаз: мысленно покидаем кабинет. Представьте, что вы посетили аукцион. Откройте глаза. Посмотрите направо. Посмотрите налево. Выполните круговые движения глазами. Поищите глазами лоты нашего аукциона. Нашли?
Этап 5. Аукцион.
- Должны присутствовать все атрибуты аукциона: продаваемые лоты и молоток. Всего на аукцион выставляется 5 лотов. Лот будет считаться проданным той команде, которая даст больше сведений о нем. Ответы о лотах должны содержать сведения о:
- Назначении лота;
- Устройстве лота;
- Принципе действия лота;
- Авторе-изобретателе лота;
- Области применения лота.
- За каждый лот команда получает желтый жетон. Перечень лотов:
- Электродвигатель;
- Полупроводниковый диод;
- Телевизор;
- Аккумуляторная батарейка;
- Лампа дневного света.
- Подведение итогов этапа урока. Подсчет баллов, заработанных группой (количество желтых жетонов = количеству баллов).
Этап 6. Итоговая таблица. Домашнее задание.
- На проекционный экран выводится не заполненная сводная таблица о прохождении электрического тока в различных средах (Приложение 3). Под руководством учителя обучающиеся устно «заполняют» таблицу. За каждый правильный ответ обучающиеся могут «заработать» еще по 1 баллу.
- Оглашение домашнего задания: письменно в тетрадях заполните выше разобранную таблицу «Электрический ток в различных средах».
Этап 7. Подведение итогов. Рефлексия.
- Подсчет общего количества баллов, полученных за урок группой в целом и каждым обучающимся в отдельности. Сохранение результатов работы на ПК (ноутбуке). По таблице-эталону определение оценки обучающихся за урок.
- Заполнение сводной таблицы рейтинга работы групп (Приложение 4). Выявление самой активной группы.
- Рефлексия. Проводится в форме заочного анонимного голосования: положить зеленые (положительные эмоции после урока) или красные жетоны (неудовлетворенность после урока, отрицательное эмоциональное состояние) в урну для голосования.