Процесс жизни человека состоит в
прохождении им различных возрастов.
Но вместе с тем все возрасты человека существуют
бок о бок.
Карл Маркс
Профессия в современном мире является не целью, а средством, способом решения своих собственных социально - экономических проблем. Не случайно в современном мире очень легко получить второе, третье и какое угодно по счету направленности образование. С принятием Закона Российской Федерации "Об образовании" возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений.
Не секрет, что привлечение родителей к совместной работе есть на сегодня одна из самых трудных задач школы. А залогом успеха в обучении и воспитании детей является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.
В 2008-09 учебном году группа воспитателей и педагогов нашего учреждения объединились для того, чтобы расширить и обобщить приобретённый ранее опыт в организации совместной работы с родителями и найти пути решения в возникающих вопросах. Так появилась творческая группа педагогов школы - интернат №29 города Уссурийска "Поиск" по обобщению опыта работы с родителями под моим руководством.
По различным вопросам и трудностям родители обращаются к педагогам. Это обучение и воспитание, решение конфликтных ситуаций и организация досуга, а также за повышением педагогической компетентности. Рассматривая проблемы, которые волнуют родителей и детей мы отметили, что вопрос профессионального самоопределения выпускников актуален для всех. Социально-экономическая ситуация в нашей стране диктует конкуренцию на рынке труда и рынке образовательных услуг. Ужесточились требования к потенциальным работникам, абитуриентам. И осознанный выбор будущей профессии стал одной из острейших проблем современного общества.
Наша группа "Поиск": определила тему, по которой будет вестись вся работа: "Профориентация: семья и школа".
Цель: внедрение новых форм внеклассной работы с родителями и учащимися по вопросам профориентации.
Задачи:
- Привлечь к активной деятельности по вопросам профориентации родителей и других членов семей;
- Ознакомить учащихся с профессиями родителей и ближайшего окружения;
- Формировать у родителей отчетливые представления о роли семьи в профессиональной ориентации школьников;
- Формировать чувство корпоративной принадлежности к ОАО "РЖД", т. к. наше общеобразовательное учреждение имеет определенный статус и направление работы.
В целях накопления материала по проблеме членами группы были изучены теоретическая, методическая литература, передовой опыт педагогической работы учителей новаторов. Представляли результаты этой работы в виде докладов на МО, выступлений на педагогическом совете школы, методических рекомендаций для коллег. Посещали школьные курсы по повышению уровня компьютерной грамотности.
Вся работа строилась на системе взаимодействия "Школа- семья - социум"
| Принципы взаимодействия: | |
|
|
Система работы по привлечению родителей была определена тремя направлениями:
1. Информационное
На данном этапе родители знакомились с теорией профильного обучения, им объяснялось, что такое профильная школа, предпрофильная подготовка, в чем заключаются ее особенности и сложности, они получали ответы на возникающие вопросы.
Работа проводилась в различных формах:
- Лектории
- Встречи за круглым столом
- Родительские собрания
- Творческая гостиная
- Дни открытых дверей
- Проведение рекламных компаний
2. Психологическое
Главная задача этого направления в том, чтобы привести школьника и родителей к единому мнению о его будущей профессии.
На данном этапе привлекали школьного психолога, которая провела для нас несколько занятий, с целью совершенствования навыков работы с диагностическими методиками и материалами.
Формы работы: консультирование психолога и специалистов, тематическое информирование через родительские собрания, тренинги, беседы, анкетирование.
С помощью анкеты "Что является наиболее важным при выборе профессии?" мы выявили приоритеты детей и родителей.
| Мотивы выбора профессии | Ученики | Родители |
| Престиж профессии | 22,0 % | 19,0 % |
| Высокая зарплата | 26,5 % | 22,0 % |
| Высокая востребованность на рынке труда | 7,0 % | 13,0 % |
| Возможность карьерного роста | 10,5 % | 9,0 % |
| Возможность самореализации | 4,0 % | 9,0 % |
| Семейные традиции | 2,0 % | 3,0 % |
| Интерес к данной области деятельности | 20,0 % | 19,0 % |
| Затрудняюсь ответить | 8,0 % | 6,0 % |
Опрос показал, что учащиеся в вопросах профессионального выбора чувствуют себя довольно беспомощными и больше полагаются на родителей. Выбирая профессию, каждый решает для себя, что может послужить ему критерием выбора. Некоторые, что естественно, руководствуются семейными традициями, для других важнее престижность профессии. Взрослые, хотя и осознают важность таких параметров, как востребованность профессии и возможность самореализоваться в ней, все равно в значительной мере недооценивают роль этих факторов. Нельзя поэтому не признать их позицию недальновидной.
Следовательно, требуется усилить работу в этом направлении и с родителями, и с детьми.
3. Организационное
Его назначение заключалось в привлечении родителей к профориентационной работе как специалистов. Составили профессиональные карты родителей. Опираясь на них, наметили план использования каждого из родителей в профориентационной деятельности. Установили с ними связь учителей предметников. Встречи с профессионалами, знатоками своего дела расширили и углубили содержание всей работы, переведя взаимодействие педагогического коллектива с родителями на рельсы сотрудничества. При этом статус родителей повысился в глазах детей, что косвенно сказалось на отношении к выбору будущей специальности. Участие родителей как специалистов в той или иной сфере деятельности отразилось во всех формах работы по данному направлению: конкурсах, выставках, экскурсиях и многих других
После такого системного подхода к данному вопросу родители и ребенок подходят к осознанному и согласованному выбору, имея запас совместно приобретенных знаний.
И это можно проследить, проведя вновь анкетирование. Что было сделано, результаты ответов на вопросы вы видите. Красным светом выделены изменения, на некоторые критерии родители поменяли свои взгляды. Это нас, несомненно, радует.
| Мотивы выбора профессии | Первичные результаты | Конец учебного года |
| Престиж профессии | 16,0 % | 16% |
| Высокая зарплата | 30,0 % | 30% |
| Высокая востребованность на рынке труда | 13,0 % | 15% |
| Возможность карьерного роста | 7,0 % | 7% |
| Возможность самореализации | 9,0 % | 11% |
| Семейные традиции | 5,0 % | 4% |
| Интерес к данной области деятельности детей | 14,0 % | 16% |
| Затрудняюсь ответить | 6,0 % | 1% |
Собрав отзывы родителей о своей работе наиболее частыми стали следующие: ново, неожиданно, своевременно, наглядно, доступно, поучительно и интересно.
Планы на будущее составили с учетом пожеланий родителей и детей.
- углублять и совершенствовать имеющиеся знания по этой теме;
- продолжать привлекать к активной деятельности по вопросам профориентации родителей и других членов семей;
- дополнить копилку методических разработок по данной теме;
- наладить тесную связь с организациями занимающимися вопросом профильного обучения;
- оказывать посильную помощь школьному центру профильной подготовки Владивостокского отделения ДВЖД.
Было очень трудно начинать, возникало много вопросов и препятствий, но идя рядом, бок обок, делая правильные шаги, мы увидели положительную динамику. И советуем никому не бояться идти вперед, обращаться ко всем без исключения за помощью, в решении различных вопросов. Да, это нелегко! Но не зря говорят, что подлежащий камень и вода не бежит! Отмечаем для всех вас уважаемые педагоги перспективность темы, ведь ля выживания и успешного существования в мире от человека требуются лишь смелость, мобильность, способность обучаться, меняя сферу своих профессиональных усилий. Это норма жизни в условиях нового времени.
Мир динамичен, и человек должен ему соответствовать по динамике.