Профориентация: семья и школа

Разделы: Работа с родителями


Процесс жизни человека состоит в прохождении им различных возрастов.
Но вместе с тем все возрасты человека существуют бок о бок.
Карл Маркс

Профессия в современном мире является не целью, а средством, способом решения своих собственных социально - экономических проблем. Не случайно в современном мире очень легко получить второе, третье и какое угодно по счету направленности образование. С принятием Закона Российской Федерации "Об образовании" возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений.

Не секрет, что привлечение родителей к совместной работе есть на сегодня одна из самых трудных задач школы. А залогом успеха в обучении и воспитании детей является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.

В 2008-09 учебном году группа воспитателей и педагогов нашего учреждения объединились для того, чтобы расширить и обобщить приобретённый ранее опыт в организации совместной работы с родителями и найти пути решения в возникающих вопросах. Так появилась творческая группа педагогов школы - интернат №29 города Уссурийска "Поиск" по обобщению опыта работы с родителями под моим руководством.

По различным вопросам и трудностям родители обращаются к педагогам. Это обучение и воспитание, решение конфликтных ситуаций и организация досуга, а также за повышением педагогической компетентности. Рассматривая проблемы, которые волнуют родителей и детей мы отметили, что вопрос профессионального самоопределения выпускников актуален для всех. Социально-экономическая ситуация в нашей стране диктует конкуренцию на рынке труда и рынке образовательных услуг. Ужесточились требования к потенциальным работникам, абитуриентам. И осознанный выбор будущей профессии стал одной из острейших проблем современного общества.

Наша группа "Поиск": определила тему, по которой будет вестись вся работа: "Профориентация: семья и школа".

Цель: внедрение новых форм внеклассной работы с родителями и учащимися по вопросам профориентации.

Задачи:

  • Привлечь к активной деятельности по вопросам профориентации родителей и других членов семей;
  • Ознакомить учащихся с профессиями родителей и ближайшего окружения;
  • Формировать у родителей отчетливые представления о роли семьи в профессиональной ориентации школьников;
  • Формировать чувство корпоративной принадлежности к ОАО "РЖД", т. к. наше общеобразовательное учреждение имеет определенный статус и направление работы.

В целях накопления материала по проблеме членами группы были изучены теоретическая, методическая литература, передовой опыт педагогической работы учителей новаторов. Представляли результаты этой работы в виде докладов на МО, выступлений на педагогическом совете школы, методических рекомендаций для коллег. Посещали школьные курсы по повышению уровня компьютерной грамотности.

Вся работа строилась на системе взаимодействия "Школа- семья - социум"

Принципы взаимодействия:
  • Сотрудничество
  • Добровольность
  • Вариативность
  • Оптимальность
  • Индивидуальность
  • Креативность

Система работы по привлечению родителей была определена тремя направлениями:

1. Информационное

На данном этапе родители знакомились с теорией профильного обучения, им объяснялось, что такое профильная школа, предпрофильная подготовка, в чем заключаются ее особенности и сложности, они получали ответы на возникающие вопросы.

Работа проводилась в различных формах:

  • Лектории
  • Встречи за круглым столом
  • Родительские собрания
  • Творческая гостиная
  • Дни открытых дверей
  • Проведение рекламных компаний

2. Психологическое

Главная задача этого направления в том, чтобы привести школьника и родителей к единому мнению о его будущей профессии.

На данном этапе привлекали школьного психолога, которая провела для нас несколько занятий, с целью совершенствования навыков работы с диагностическими методиками и материалами.

Формы работы: консультирование психолога и специалистов, тематическое информирование через родительские собрания, тренинги, беседы, анкетирование.

С помощью анкеты "Что является наиболее важным при выборе профессии?" мы выявили приоритеты детей и родителей.

Мотивы выбора профессии Ученики Родители
Престиж профессии 22,0 % 19,0 %
Высокая зарплата 26,5 % 22,0 %
Высокая востребованность на рынке труда 7,0 % 13,0 %
Возможность карьерного роста 10,5 % 9,0 %
Возможность самореализации 4,0 % 9,0 %
Семейные традиции 2,0 % 3,0 %
Интерес к данной области деятельности 20,0 % 19,0 %
Затрудняюсь ответить 8,0 % 6,0 %

Опрос показал, что учащиеся в вопросах профессионального выбора чувствуют себя довольно беспомощными и больше полагаются на родителей. Выбирая профессию, каждый решает для себя, что может послужить ему критерием выбора. Некоторые, что естественно, руководствуются семейными традициями, для других важнее престижность профессии. Взрослые, хотя и осознают важность таких параметров, как востребованность профессии и возможность самореализоваться в ней, все равно в значительной мере недооценивают роль этих факторов. Нельзя поэтому не признать их позицию недальновидной.

Следовательно, требуется усилить работу в этом направлении и с родителями, и с детьми.

3. Организационное

Его назначение заключалось в привлечении родителей к профориентационной работе как специалистов. Составили профессиональные карты родителей. Опираясь на них, наметили план использования каждого из родителей в профориентационной деятельности. Установили с ними связь учителей предметников. Встречи с профессионалами, знатоками своего дела расширили и углубили содержание всей работы, переведя взаимодействие педагогического коллектива с родителями на рельсы сотрудничества. При этом статус родителей повысился в глазах детей, что косвенно сказалось на отношении к выбору будущей специальности. Участие родителей как специалистов в той или иной сфере деятельности отразилось во всех формах работы по данному направлению: конкурсах, выставках, экскурсиях и многих других

После такого системного подхода к данному вопросу родители и ребенок подходят к осознанному и согласованному выбору, имея запас совместно приобретенных знаний.

И это можно проследить, проведя вновь анкетирование. Что было сделано, результаты ответов на вопросы вы видите. Красным светом выделены изменения, на некоторые критерии родители поменяли свои взгляды. Это нас, несомненно, радует.

Мотивы выбора профессии Первичные результаты Конец учебного года
Престиж профессии 16,0 % 16%
Высокая зарплата 30,0 % 30%
Высокая востребованность на рынке труда 13,0 % 15%
Возможность карьерного роста 7,0 % 7%
Возможность самореализации 9,0 % 11%
Семейные традиции 5,0 % 4%
Интерес к данной области деятельности детей 14,0 % 16%
Затрудняюсь ответить 6,0 % 1%

Собрав отзывы родителей о своей работе наиболее частыми стали следующие: ново, неожиданно, своевременно, наглядно, доступно, поучительно и интересно.

Планы на будущее составили с учетом пожеланий родителей и детей.

  • углублять и совершенствовать имеющиеся знания по этой теме;
  • продолжать привлекать к активной деятельности по вопросам профориентации родителей и других членов семей;
  • дополнить копилку методических разработок по данной теме;
  • наладить тесную связь с организациями занимающимися вопросом профильного обучения;
  • оказывать посильную помощь школьному центру профильной подготовки Владивостокского отделения ДВЖД.

Было очень трудно начинать, возникало много вопросов и препятствий, но идя рядом, бок обок, делая правильные шаги, мы увидели положительную динамику. И советуем никому не бояться идти вперед, обращаться ко всем без исключения за помощью, в решении различных вопросов. Да, это нелегко! Но не зря говорят, что подлежащий камень и вода не бежит! Отмечаем для всех вас уважаемые педагоги перспективность темы, ведь ля выживания и успешного существования в мире от человека требуются лишь смелость, мобильность, способность обучаться, меняя сферу своих профессиональных усилий. Это норма жизни в условиях нового времени.

Мир динамичен, и человек должен ему соответствовать по динамике.