Цель: Познакомить с жизненным циклом растений
Задачи:
- Развивать представление об условиях, необходимыми для жизни растений
- Расширить представления детей о жизни растений
- Воспитывать бережное отношение к растениям, природе
Оборудование: Семена фасоли (проросшие и нет), компьютер, учебный диск, магнитофон, аудио кассета “Звуки природы”, иллюстрации сказочных героев: принцесса, замок, колдун, слова: бесцветный, белый, синий, голубой, пар, вода, туман, твёрдый, хрупкий, рыхлый, растения, свет., воздух, вода, сказочные герои: колдун, принцесса, замок, цветы, деревья.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие.)
II. Повторение
Правильный ответ просигналить красным цветом.
III. Сообщение темы урока
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о растениях и узнаем, как они живут. Как вы думаете растения живые? Почему? (Питаются, размножаются, дышат, умирают.)
IV. Введение в тему
– Я предлагаю послушать сказку. (Звучит очень тихая музыка.) (Украсить доску сказочными героями, цветами, деревьями.) (Приложение 1)
Жила-была на свете принцесса. И был у неё прекрасный дворец, усыпанный разноцветными душистыми цветами. Вокруг дворца был сад, в котором каждый год цвели деревья. Принцесса сажала, поливала, ухаживала за растениями. Они приносили ей огромную радость.
Недалеко, в тех краях жил злой волшебник. Радость людей вызывала у него ненависть. Он решил погубить прекрасный дворец. Взмахнув волшебной палочкой и на сад, налетел ураган. Когда ураган, то все ломается, рвётся. ( Дети подходят, дуют, снимают цветы и деревья.)
Принцесса пыталась спасти свои хрупкие растения, но, потеряв силы, заплакала.
Злой волшебник радовался слезам принцессы. Когда она очнулась, то увидела кругом сломанные деревья, цветы- всё погибло.
Но одно семечко, подхваченное ураганом, случайно попало в замок к злому волшебнику. (Рис. 1)
Найдя себе подходящее место, оно пустило корешок. (Рис. 2)
Прошло ещё немного времени, и на поверхности земли появился росток с двумя листиками. (Рис. 3)
Волшебник увидел росток и захотел погубить его. Но что-то заставило его остановиться. Шло время, росток окреп, на нём появились листики. (Рис. 4)
И однажды оно зацвело. Злой волшебник очень изменился. Он вспомнил про несчастную принцессу, – “ Какую боль я ей причинил. Ведь в растениях вся её жизнь”
Он схватил волшебную палочку и сказал: “Пусть вся земля будет усыпана цветами и растениями, пусть из семени растёт корешок, появляется росточек, листики, цветы, плоды.
И снова у принцессы зацвели сады. (Дети выходят и развешивают цветы, растения, деревья.)
V. Физическая минутка
Звучит музыка “Звуки природы” Расслабляющая гимнастика для глаз, шеи, спины, рук
VI. Работа над новым материалом
– Ребята, давайте вспомним, как росло единственно выжившее после урагана семечко. Что с ним происходило?
- Рассказ детей по рисункам 1, 2, 3, 4, последовательно.
- Показ компьютерного сюжета №12 “Развитие растения из семени”
– Сейчас, мы с вами определим условия прорастания семян.
VII. Практическая работа
1) ( Заранее дети положили семена фасоли в мокрую и сухую тряпочку и наблюдали, как и где семена прорастали быстрее)
– Что повлияло на то, что семена проросли?
ВОДА ТЕПЛО
– Откуда растения в природе получают воду и тепло? (Воду от дождя, тепло от солнца.)
– Если семена останутся в банке, они могут развиваться? (Нет.)
– Почему? (Нужно посадить в землю.)
Несколько человек садят проросшие семена в землю.
– Куда поставим горшок? (На подоконник.)
– Почему? (Нужен свет и воздух.)
ВОЗДУХ СВЕТ
– Что необходимо для жизни растений?
2) Показ компьютерного сюжета “Условия прорастания семян”
VIII. Физкультминутка
Музыка “Звуки природы”. Произвольные упражнения.
IX. Закрепление
– Догадайтесь, о чём речь в загадке.
На зелёной ветке
В бежевой жилетке
Всем твердит крепыш:
– Я буду стройным и могучим дубом.
(Жёлудь)
– Откройте учебник на стр. 50. Какое дерево
видите? (Дуб.)
– Что такое жёлудь? (Плод дуба.)
– Рассмотрите и расскажите, как с жёлудя начинается жизнь дуба? Почему одно из деревьев засохло? (Ствол дерева повреждён.)
Вывод. Дети самостоятельно составляют и рисуют правила поведения в лесу.
Выставка рисунков и обсуждение.
X. Итог урока
– Решите кроссворд.
- Без этой части растение погибнет. (Корень.)
- Эта часть растения чаще всего зелёного цвета. (Лист.)
- Бывает вкусный, сочный. (Плод.)
- Яркий благоухающий. (Цветок.)
- У дерева он один, у кустарников много. (Стебель.)
- Только благодаря нему растение может сохранить свой род. (Семя.)