Статья по окружающему миру "Как живут растения?"

Разделы: Начальная школа


Цель: Познакомить с жизненным циклом растений

Задачи:

  • Развивать представление об условиях, необходимыми для жизни растений
  • Расширить представления детей о жизни растений
  • Воспитывать бережное отношение к растениям, природе

Оборудование: Семена фасоли (проросшие и нет), компьютер, учебный диск, магнитофон, аудио кассета “Звуки природы”, иллюстрации сказочных героев: принцесса, замок, колдун, слова: бесцветный, белый, синий, голубой, пар, вода, туман, твёрдый, хрупкий, рыхлый, растения, свет., воздух, вода, сказочные герои: колдун, принцесса, замок, цветы, деревья.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие.)

II. Повторение

Правильный ответ просигналить красным цветом.

III. Сообщение темы урока

Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о растениях и узнаем, как они живут. Как вы думаете растения живые? Почему? (Питаются, размножаются, дышат, умирают.)

IV. Введение в тему

Я предлагаю послушать сказку. (Звучит очень тихая музыка.) (Украсить доску сказочными героями, цветами, деревьями.) (Приложение 1)

Жила-была на свете принцесса. И был у неё прекрасный дворец, усыпанный разноцветными душистыми цветами. Вокруг дворца был сад, в котором каждый год цвели деревья. Принцесса сажала, поливала, ухаживала за растениями. Они приносили ей огромную радость.

Недалеко, в тех краях жил злой волшебник. Радость людей вызывала у него ненависть. Он решил погубить прекрасный дворец. Взмахнув волшебной палочкой и на сад, налетел ураган. Когда ураган, то все ломается, рвётся. ( Дети подходят, дуют, снимают цветы и деревья.)

Принцесса пыталась спасти свои хрупкие растения, но, потеряв силы, заплакала.

Злой волшебник радовался слезам принцессы. Когда она очнулась, то увидела кругом сломанные деревья, цветы- всё погибло.

Но одно семечко, подхваченное ураганом, случайно попало в замок к злому волшебнику. (Рис. 1)

 

Найдя себе подходящее место, оно пустило корешок. (Рис. 2)

Прошло ещё немного времени, и на поверхности земли появился росток с двумя листиками. (Рис. 3)

Волшебник увидел росток и захотел погубить его. Но что-то заставило его остановиться. Шло время, росток окреп, на нём появились листики. (Рис. 4)

И однажды оно зацвело. Злой волшебник очень изменился. Он вспомнил про несчастную принцессу, – “ Какую боль я ей причинил. Ведь в растениях вся её жизнь”

Он схватил волшебную палочку и сказал: “Пусть вся земля будет усыпана цветами и растениями, пусть из семени растёт корешок, появляется росточек, листики, цветы, плоды.

И снова у принцессы зацвели сады. (Дети выходят и развешивают цветы, растения, деревья.)

V. Физическая минутка

Звучит музыка “Звуки природы” Расслабляющая гимнастика для глаз, шеи, спины, рук

VI. Работа над новым материалом

Ребята, давайте вспомним, как росло единственно выжившее после урагана семечко. Что с ним происходило?

  1. Рассказ детей по рисункам 1, 2, 3, 4, последовательно.
  2. Показ компьютерного сюжета №12 “Развитие растения из семени”

Сейчас, мы с вами определим условия прорастания семян.

VII. Практическая работа

1) ( Заранее дети положили семена фасоли в мокрую и сухую тряпочку и наблюдали, как и где семена прорастали быстрее)

– Что повлияло на то, что семена проросли?

ВОДА ТЕПЛО

– Откуда растения в природе получают воду и тепло? (Воду от дождя, тепло от солнца.)

– Если семена останутся в банке, они могут развиваться? (Нет.)

Почему? (Нужно посадить в землю.)

Несколько человек садят проросшие семена в землю.

– Куда поставим горшок? (На подоконник.)

– Почему? (Нужен свет и воздух.)

ВОЗДУХ СВЕТ

– Что необходимо для жизни растений?

2) Показ компьютерного сюжета “Условия прорастания семян”

VIII. Физкультминутка

Музыка “Звуки природы”. Произвольные упражнения.

IX. Закрепление

– Догадайтесь, о чём речь в загадке.

На зелёной ветке
В бежевой жилетке
Всем твердит крепыш:
– Я буду стройным и могучим дубом.
                                                (Жёлудь)

Откройте учебник на стр. 50. Какое дерево видите? (Дуб.)
Что такое жёлудь? (Плод дуба.)

Рассмотрите и расскажите, как с жёлудя начинается жизнь дуба? Почему одно из деревьев засохло? (Ствол дерева повреждён.)

Вывод. Дети самостоятельно составляют и рисуют правила поведения в лесу.

Выставка рисунков и обсуждение.

X. Итог урока

Решите кроссворд.

  1. Без этой части растение погибнет. (Корень.)
  2. Эта часть растения чаще всего зелёного цвета. (Лист.)
  3. Бывает вкусный, сочный. (Плод.)
  4. Яркий благоухающий. (Цветок.)
  5. У дерева он один, у кустарников много. (Стебель.)
  6. Только благодаря нему растение может сохранить свой род. (Семя.)