Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения урока: беседа, работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа.
Цель: создавать условия, способствующие систематизации и расширению представления учащихся о возможностях MS Excel через создание диаграмм.
Задачи урока:
- Образовательные:
- систематизировать и расширять знания учащихся о возможностях MS Excel на примере создания диаграмм;
- познакомить учащихся с этапами построения диаграмм;
- создавать условия, способствующие формированию умения и навыка построения диаграмм с помощью графических средств табличного процессора MS Excel;
- научить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач.
- Развивающие:
- развивать навыки индивидуальной и групповой практической работы;
- развивать способности логически рассуждать, делать эвристические выводы;
- развивать умение применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц;
- развивать познавательные и исследовательские способности учащихся;
- развивать теоретическое и творческое мышление, направленное на выбор оптимальных решений.
- Воспитательные:
- расширить кругозор учащихся о влиянии техники на здоровье человека;
- воспитывать уважительное отношение учащихся друг к другу;
- формировать информационную культуру;
- воспитывать добросовестное отношение к труду;
- уверенность в своих силах.
- Информационные:
- развивать умение соотносить визуальную и вербальную информацию, преобразовывать и передавать ее;
- определять причины явлений; находить нужную информацию в тексте.
План урока:
№ п/п | Этап урока | Временные рамки |
1. | Организационный момент | 2 минуты |
2. | Вводная беседа (определение цели и темы урока) | 7 минут |
3. | Определение основных целей занятия и темы | 1 минута |
4. | Освоение учащимися нового материала | 5 минут |
5. | Объяснение учителем алгоритма построения диаграммы | 5-8 минут |
6. | Актуализация знаний учащихся | 2 минуты |
7. | Первичное закрепление нового материала | 1 минута |
8. | Освоение учащимися нового материала (практическая работа) | 15 минут |
9. | Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению | 2 минуты |
10. | Подведение итогов урока | 5 минут |
Всего | 45 минут |
Оборудование урока: компьютер и мультимедийный проектор, интерактивная доска; презентация “Создание диаграмм в ТП MS Excel” (Приложение 1), тетрадь учащегося, карточки для оформления доски (Приложение 10), технологические карты с заданиями, практические работы (Приложение 11, Приложение 12, Приложение 13), памятка «Правила пользования мобильным телефоном» (Приложение 9), прикладное ПО ТП MSExcel.
Ход урока
Речь и деятельность учителя. Информация из разных источников |
Речь и деятельность учащихся | |
1. Организационный момент: подготовка учащихся к работе. (2 минуты) | ||
– Ребята, мое имя Александра Юрьевна. Я учитель информатики 430 школы Петродворцового района. – Скажите, какое замечательное слово произносит учитель в начале каждого учителя? – Значит, что желает учитель в начале урока? – То есть, чего мы желаем друг другу? – Хочу пожелать вам самого главного – здоровья. Здравствуйте, ребята! |
Здравствуйте! Здравие. Здоровья. |
|
2. Вводная беседа (определение цели и темы урока). (7мин) | ||
– Мы не просто так сейчас заговорили о здоровье. – Какие устройства, находящиеся в классе, оказывают влияние на Ваше здоровье? – Остановимся на мобильных телефонах. |
Персональный компьютер, мобильный телефон. |
|
– Какой фирмы мобильные телефоны есть у Вас? (Напротив названия фирмы, учитель пишет количество, имеющихся у учащихся моделей данной фирмы) | Учащиеся называют фирмы, учитель в это время на доску вешает названия фирм, слайд 1 (фотографии мобильных телефонов). | |
– Если мы сейчас выберем в телефоне режим «без звука», прекратится ли «воздействие» телефона на организм человека? Почему не прекратится воздействие телефона? – Есть ли в мире такая кнопка, которая отключит излучение от мобильного телефона? |
Высказывания учащихся. Нет. |
|
– О воздействии сотового телефона на организм человека, мы узнаем, прочитав статью об исследованиях, которые проводили ученые из разных стран. | ||
– На Ваших столах лежат папки. Возьмите их, пожалуйста, и прочитайте про себя статью на листе 1 (Приложение 2). | Учащиеся читают. | |
– М., что ты можешь сказать о воздействии твоего сотового телефона на твое здоровье? | Высказывание учащейся М. | |
– В каком виде представлена информация на листах? | В текстовом. | |
– Можно ли текстовую информацию представить в другом виде? В каком? (можно вспомнить с учащимися виды представления информации) | Да | |
– Сравните величины, представленные в тексте. Легко ли Вам воспринимать величины, записанные в тексте? Можем ли мы данные, представленные в текстовом виде обработать сразу? | Высказывания учащихся. | |
– Можем ли мы сразу определить, какой телефон оказывает излучение в большей степени, а какой – в меньшей? | Высказывания учащихся. | |
– Как еще можно представить текстовую информацию? | В виде схемы, графика, чертежа, рисунка, диаграммы. (слайды 2 и 3) | |
– В каком виде Вы бы представили данную информацию? | В виде диаграммы. | |
2.1 Определение основных целей занятия и темы. (1 мин) | ||
– Уверена, что Вы уже догадались, какая тема сегодняшнего урока? | Тема урока «Создание диаграмм в ТП MS Excel». | |
– Как Вы считаете, где можно использовать диаграммы в жизни? – Где Вы сможете использовать полученные на уроке знания? |
Принятие учебной задачи и мотивация учебной деятельности на уроке. Учащиеся высказывают свое мнение. Слайд 4 (Тема урока и цель) | |
3. Освоение учащимися нового материала: формирование конкретных представлений об изучаемых фактах, явлениях, их сущности и связях у учащихся. (5 минут) | ||
– Выясним, что же такое диаграмма. | ||
– Мы сейчас научимся с Вами быстро понимать и запоминать определения понятий, которых в Вашей жизни встречается в большом количестве. | Слайд 5 | |
– Для того, чтобы дать определение понятию «диаграмма», мы с Вами будем использовать формулу. Посмотрите на слайд. | Слайд 5 | |
– Откройте в Ваших папках лист 2 | (Приложение 3). | |
– Что первое в формуле? | Понятие | |
– Какое понятие мы рассматриваем? Возьмите ручки и впишите в первый квадрат данное слово. | Диаграмма | |
– Есть понятие, а есть его слагаемые. Ответьте мне кратко в трех словах, что такое диаграмма? | Высказывания учащихся. | |
– Для чего диаграмма нужна? | Высказывания учащихся. | |
– Возьмите ручки и впишите в остальные квадраты ответы на вопросы. | Слайд 6 | |
– Используя данные слова и добавляя свои, сформулируйте определение понятия «диаграмма» | Высказывания учащихся. | |
– Посмотрите, как это понятие дается с научной точки зрения. | Слайд 7 (учащиеся читают) | |
– Желаю, чтобы все остальные понятия вы разбирали также легко. | ||
3.1 Объяснение учителем алгоритма построения диаграммы (демонстрация выполнения задания, объяснение учителя сопровождается наглядным материалом, представленным на слайдах. Слайды 9-17) (5 - 8 минут) | ||
– Мы сегодня будем строить диаграммы в прикладном программном обеспечении, которое как называется? – В каком прикладном ПО Вы уже учились строить диаграммы? |
ТП MS Excel В ТП MS WORD. | |
3.2 Актуализация знаний учащихся (1 мин) | ||
– Каково назначение ТП MS Excel? | ||
– Что является наименьшей структурной единицей ТП MS Excel? | ||
– Как определить адрес ячейки? | ||
– Прежде чем начинать что-то строить, что нужно сделать? | ||
Далее учитель объясняет алгоритм построения диаграммы, используя готовые слайды и демонстрирует результат. | Слайды 9-17 | |
4. Первичное закрепление нового материала (1 мин) | ||
– представьте алгоритм «Создания диаграмм в MS Excel», используя опорные карточки на доске. | Учащиеся по одному выходят к доске и демонстрируют каждый этап пошагового создания диаграммы | |
5. Освоение учащимися нового материала: формирование конкретных представлений об изучаемых фактах, явлениях, их сущности и связях у учащихся (выполнение учащимися практической работы). (15 минут) | ||
– Итак, Ваша задача, ребята, построить диаграммы. – Практические работы, которые Вы будете выполнять, вложены в папки. У меня для Вас есть небольшой сюрприз. Вы можете начинать с той работы, которая Вам нравится больше всего. Приступайте. (Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6). |
Учащиеся выполняют практическую работу на компьютерах. Учитель проходит, помогает. Те, кто справился раньше помогают отстающим учащимся или получают дополнительное задание. На компьютерных столах у учащихся лежат алгоритмы «Создание диаграммы в ТП MS Excel» (Приложение 7) | |
6.Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению. | ||
Прочитать материал на листке о диаграммах. Создать практическую работу на листе А4 на тему «Диаграмма в ТП MS Excel». Составить таблицу «Количественное содержание витаминов в концентрированных и свежевыжатых соках» |
Записывают домашнее задание и слушают рекомендации по его выполнению | |
7. Подведение итогов урока. (Можно использовать контрольную карточку – вопросы, лист самоконтроля с алгоритмом построения диаграммы, для проверки на слайд выносится сам алгоритм и учащиеся самостоятельно проверяют шаги.)(5 мин) | ||
Что нового вы узнали на уроке? Какие типы диаграмм существуют? Где можно использовать создание диаграмм, в каких профессиях? Приведите примеры. Для чего нужны диаграммы? Что запомнилось больше всего? У меня для Вас есть небольшой подарок. Посмотрите на слайд. Чьи слова напечатаны на данном слайде? О., прочитай, пожалуйста, высказывание вслух: «Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам». (Сократ) Подарок заключается в том, что для Вас приготовлена памятка о пользовании мобильным телефоном (Приложение 9). Что Вы знаете о Сократе? (если остается время) Учитель оценивает работу учащихся на уроке. Благодарит их за активность на уроке. |
Учащиеся отвечают на предложенные вопросы. Учащиеся выражают свое отношение к теме урока и его содержанию. Также раздаются листы самоконтроля (Приложение 8). С помощью данных листов проверяется усвоение алгоритма по созданию диаграмм. На слайде портрет Сократа и его высказывание о здоровье.Учитель раздает учащимся листы, произнося устные пожелания удачи. |