Интегрированный урок (алгебра + историческое краеведение) по теме "История села Тыгда в задачах"

Разделы: Математика


Цели:

  1. Повторить и обобщить знания по теме «Степень с натуральным показателем»;
  2. Закрепить навыки учащихся в работе со степенями: возводить в степень, записывать степень в виде произведения и наоборот, находить значения выражений, содержащих степени;
  3. Вырабатывать навыки самостоятельной работы;
  4. Знакомить учащихся с фактами летописи об истории родного села;
  5. Формировать чувство патриотизма;
  6. Прививать интерес к предмету.

Вид: обобщающе-повторительный.

Тип: интегрированный (математика – историческое краеведение).

Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, сканер, доска, маркеры, магниты, набор цветных жетонов.

Ход урока

Предварительная работа: на перемене перед уроком сканируется домашнее задание нескольких учащихся на выбор. Учащимся класса раздать наборы цветных жетонов с различными ответами.

Ι. Орг. момент – вступительное слово учителя.

– Добрый день, ребята! Сегодня у нас состоится необычный урок, на котором вы будете совершать своеобразную экскурсию в историческое прошлое нашего села. Поэтому тема урока такова: История села Тыгда в задачах. Ну а совершать исторический экскурс мы будем с помощью упражнений и заданий на тему «Степень с натуральным показателем». Сегодня на уроке мы повторим понятие степени и её составляющих, вспомним представление степени в виде произведения и наоборот, закрепим навыки работы со степенями. Итак, приступаем к уроку с проверки домашнего задания.

ΙΙ. Проверка домашнего задания.

– Я прошу командиров групп, ответственных за проверку домашнего задания доложить о состоянии готовности класса к уроку.

Командиры групп сообщают о выполнении домашнего задания каждой группой. Затем с помощью проектора на доске выводится решение первого номера домашнего задания. Учащийся, выполнивший данное задание у доски исправляет ошибки, если таковые имеются. Остальные ученики класса проверяют правильность выполнения задания на местах. Аналогично проверяются остальные номера домашнего задания.

ΙΙΙ. Актуализация знаний.

1. Устная работа.

– Сформулируйте определение степени с натуральным показателем.

2. Работа по карточкам.

– Назвать основание и показатель степени.

1 карточка: 36
2 карточка: 43
3 карточка: (-3)2
4 карточка: 60
5 карточка: (-8)3
6 карточка: 010

– Представьте произведение в виде степени:

1 карточка: 2,5·2,5·2,5·2,5
2 карточка:
3 карточка: (-4)·(-4)·(-4)·(-4)·(-4)·(-4)
4 карточка:3·3·3·…·3 15 раз
5 карточка: (m-n)(m-n) (m-n)
6 карточка: (-а)(-а)(-а)(-а)(-а)

IV. Решение упражнений.

– Приступаем к решению упражнений. Решая каждое предложенное задание, вы должны выбрать жетон с правильным ответом и зафиксировать его на специально отведенном для этого месте доски. В результате у вас получится комбинация жетонов, выстроенных по цвету. В случае правильного решения всех предлагаемых заданий мы сможем разгадать сканворд, каждое слово которого закодировано цветным жетоном и зашифрованное в нем ключевое слово.

Ученики по желанию выходят к доске и решают предлагаемые задания.

Задание № 1. Запишите степень в виде произведения.

а) 75=
б) (0,6)4 =
в) 3=

желтая карточка

а) 7·5
б) 0,6·0,6·0,6·0,6
в)

красная карточка

а) 7·7·7·7·7
б) 0,6·0,6·0,6·0,6
в)

голубая карточка

а) 7·7·7·7·7
б) 0,6·0,6·0,6·0,6
в)

– Задание № 2. Представьте в виде квадрата число.

а) 81=
б)  
в) 1=

зеленая карточка

а) 92
б)  
в)

оранжевая карточка

а) 92
б)  
в)

синяя карточка

а) 92
б)  
в)

– Задание № 3. Представьте в виде куба число.

а) 8=
б)

красная карточка

а) 23
б)

желтая карточка

а) 23
б)

– Задание № 4. Выполните действия.

а) 62 + 82 =
б) (6-8)5 =

оранжевая карточка

а) 28
б) –32

зеленая карточка

а) 100
б) -32

– Задание № 5. Выполните действия.

а) (7·5)2 =
б) -3·52 =

голубая карточка

а) 1225
б) -75

красная карточка

а) 70
б) -75

– Задание № 6. Найти значение выражения.

2 + 3 при с = -11; 0; 15.

синяя карточка

245; 3; 453.

красная карточка

315; 5; 63.

зеленая карточка

245; 3; 63.

В результате выполнения предложенных заданий у ребят должна получиться следующая последовательность цветных жетонов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий.

V. Подведение итога.

– Прорешивая каждое задание, мы выбирали жетон с ответом. Теперь собираем эти жетоны в сканворд так, чтобы разгадать ключевое слово <Рисунок 1>. Итак, первый жетон красного цвета, ему соответствует фамилия Седых. Седых Вячеслав Иванович – почетный житель нашего села.

– Второй жетон – оранжевый – ему соответствует фамилия Лапоухов. Иван Минаевич Лапоухов один из первых жителей нашего села.

– Третий жетон – желтый. Этому жетону соответствует название улицы, на которой стояло первое здание школы – Школьная.

– Четвертому жетону соответствует надпись тракт. Событие, благодаря которому появилось поселение Тыгда – строительство почтово-переселенческого тракта Черняево – Зея.

–Пятому жетону голубого цвета соответствует название сословия, или рода деятельности первого населения нашего села – купец.

– Шестому жетону синего цвета соответствует имя самого первого учителя нашего села – Парфений Папилович Пименов.

– И вот, наконец, у нас появилось ключевой слово, контур рамки которого обведен красным цветом. Это слово Дактуй. Это поселение, а ныне поселок, в которое переехал жить будущий герой Советского Союза, чье имя носит наша школа – Бояринцев Тимофей Алексеевич.

Учащиеся составляют сканворд и записывают сведения об истории села в тетрадь. Объявляются оценки за урок.

VI. Домашнее задание.