Цели:
- Повторить и обобщить знания по теме «Степень с натуральным показателем»;
- Закрепить навыки учащихся в работе со степенями: возводить в степень, записывать степень в виде произведения и наоборот, находить значения выражений, содержащих степени;
- Вырабатывать навыки самостоятельной работы;
- Знакомить учащихся с фактами летописи об истории родного села;
- Формировать чувство патриотизма;
- Прививать интерес к предмету.
Вид: обобщающе-повторительный.
Тип: интегрированный (математика – историческое краеведение).
Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, сканер, доска, маркеры, магниты, набор цветных жетонов.
Ход урока
Предварительная работа: на перемене перед уроком сканируется домашнее задание нескольких учащихся на выбор. Учащимся класса раздать наборы цветных жетонов с различными ответами.
Ι. Орг. момент – вступительное слово учителя.
– Добрый день, ребята! Сегодня у нас состоится необычный урок, на котором вы будете совершать своеобразную экскурсию в историческое прошлое нашего села. Поэтому тема урока такова: История села Тыгда в задачах. Ну а совершать исторический экскурс мы будем с помощью упражнений и заданий на тему «Степень с натуральным показателем». Сегодня на уроке мы повторим понятие степени и её составляющих, вспомним представление степени в виде произведения и наоборот, закрепим навыки работы со степенями. Итак, приступаем к уроку с проверки домашнего задания.
ΙΙ. Проверка домашнего задания.
– Я прошу командиров групп, ответственных за проверку домашнего задания доложить о состоянии готовности класса к уроку.
Командиры групп сообщают о выполнении домашнего задания каждой группой. Затем с помощью проектора на доске выводится решение первого номера домашнего задания. Учащийся, выполнивший данное задание у доски исправляет ошибки, если таковые имеются. Остальные ученики класса проверяют правильность выполнения задания на местах. Аналогично проверяются остальные номера домашнего задания.
ΙΙΙ. Актуализация знаний.
1. Устная работа.
– Сформулируйте определение степени с натуральным показателем.
2. Работа по карточкам.
– Назвать основание и показатель степени.
1 карточка: 36
2 карточка: 43
3 карточка: (-3)2
4 карточка: 60
5 карточка: (-8)3
6 карточка: 010
– Представьте произведение в виде степени:
1 карточка: 2,5·2,5·2,5·2,5
2 карточка:
3 карточка: (-4)·(-4)·(-4)·(-4)·(-4)·(-4)
4 карточка:3·3·3·…·3 15 раз
5 карточка: (m-n)(m-n) (m-n)
6 карточка: (-а)(-а)(-а)(-а)(-а)
IV. Решение упражнений.
– Приступаем к решению упражнений. Решая каждое предложенное задание, вы должны выбрать жетон с правильным ответом и зафиксировать его на специально отведенном для этого месте доски. В результате у вас получится комбинация жетонов, выстроенных по цвету. В случае правильного решения всех предлагаемых заданий мы сможем разгадать сканворд, каждое слово которого закодировано цветным жетоном и зашифрованное в нем ключевое слово.
Ученики по желанию выходят к доске и решают предлагаемые задания.
Задание № 1. Запишите степень в виде произведения.
а) 75=
б) (0,6)4 =
в) 3=
желтая карточка
а) 7·5
б) 0,6·0,6·0,6·0,6
в)
красная карточка
а) 7·7·7·7·7
б) 0,6·0,6·0,6·0,6
в)
голубая карточка
а) 7·7·7·7·7
б) 0,6·0,6·0,6·0,6
в)
– Задание № 2. Представьте в виде квадрата число.
а) 81=
б)
в) 1=
зеленая карточка
а) 92
б)
в)
оранжевая карточка
а) 92
б)
в)
синяя карточка
а) 92
б)
в)
– Задание № 3. Представьте в виде куба число.
а) 8=
б)
красная карточка
а) 23
б)
желтая карточка
а) 23
б)
– Задание № 4. Выполните действия.
а) 62 + 82 =
б) (6-8)5 =
оранжевая карточка
а) 28
б) –32
зеленая карточка
а) 100
б) -32
– Задание № 5. Выполните действия.
а) (7·5)2 =
б) -3·52 =
голубая карточка
а) 1225
б) -75
красная карточка
а) 70
б) -75
– Задание № 6. Найти значение выражения.
2с2 + 3 при с = -11; 0; 15.
синяя карточка
245; 3; 453.
красная карточка
315; 5; 63.
зеленая карточка
245; 3; 63.
В результате выполнения предложенных заданий у ребят должна получиться следующая последовательность цветных жетонов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий.
V. Подведение итога.
– Прорешивая каждое задание, мы выбирали жетон с ответом. Теперь собираем эти жетоны в сканворд так, чтобы разгадать ключевое слово <Рисунок 1>. Итак, первый жетон красного цвета, ему соответствует фамилия Седых. Седых Вячеслав Иванович – почетный житель нашего села.
– Второй жетон – оранжевый – ему соответствует фамилия Лапоухов. Иван Минаевич Лапоухов один из первых жителей нашего села.
– Третий жетон – желтый. Этому жетону соответствует название улицы, на которой стояло первое здание школы – Школьная.
– Четвертому жетону соответствует надпись тракт. Событие, благодаря которому появилось поселение Тыгда – строительство почтово-переселенческого тракта Черняево – Зея.
–Пятому жетону голубого цвета соответствует название сословия, или рода деятельности первого населения нашего села – купец.
– Шестому жетону синего цвета соответствует имя самого первого учителя нашего села – Парфений Папилович Пименов.
– И вот, наконец, у нас появилось ключевой слово, контур рамки которого обведен красным цветом. Это слово Дактуй. Это поселение, а ныне поселок, в которое переехал жить будущий герой Советского Союза, чье имя носит наша школа – Бояринцев Тимофей Алексеевич.
Учащиеся составляют сканворд и записывают сведения об истории села в тетрадь. Объявляются оценки за урок.