Электростатика на уроках, и не только…

Разделы: Физика


ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

За основу проекта взята проектная идея: «Моделирование природных процессов» www.it-n.ru
Предметный раздел Предметы естественно-научного цикла
Предмет Физика
Проект проведен в 8 класс средней общеобразовательной школы
Краткое описание выполненного проекта
(2-4 предложения)
В ходе проекта учащиеся:
1. Исследуют зависимость проводимости воздуха от внешних факторов.
2. Изучают зависимость силы взаимодействия зарядов от величины этих зарядов и расстояние между зарядами, моделируют опыт Кулона.
3. Исследование видов электризации.
4. Подбирают материал об электростатических явлениях в природе, использовании электростатических явлений в технике и медицине.
5. Оформляют результаты работы средствами Microsoft Office.

Особенности реализации проекта

Постановка задачи ученикам 1. Зачем надо знать характеристики заряда?
2. Найти области применения знаний об электростатических явлениях?
Ход выполнения проекта
(последовательные этапы, шаги)
1 шаг. Постановка проблемы. Мозговой штурм. Определение плана проведения экспериментов. Выполнение экспериментального задания.
2 шаг. Итоги экспериментов.
3 шаг. Фиксация результата. Объяснение результатов эксперимента. Подготовка к оформлению результатов.
4 шаг. Оформление результатов.
5 шаг. Подготовка презентации проекта.
6 шаг. Презентация проекта (для учащихся, родителей, и просто желающих послушать -1 час).
Прилагаемый готовый раздаточный материал (разработанный руководителем проекта)  
для учителя
(для подготовки к проекту)
ens.tpu.ru
www.macmep.ru
optimyst.narod.ru
www.topsa.kz
www.nauka21.ru
для учеников
(задание, др. раздаточный материал)
1. «Физика 8» под ред. В.Г. Разумовского, В.А. Орлова, Ю.И. Дика; Москва, «Владос» 2006.
2. «Физика 8» под ред. А.А Пинского, В.Г. Разумовского; Москва, «Просвещение», 2006.
3. Лабораторные работы 7-9 авт.О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина; Москва, «Астрель АСТ», 2006.
4. Физика. Школьный иллюстрированный справочник. Крис Оксленд, Корин Стокли, Джейн Уэртхайм перевод с англ. А.В. Кокина; Москва, «Росмэн», 1995.
5. Физические викторины. Б.Ф. Билимович; Москва, «Просвещение», 1977.
Требуемое оборудование для проведения проекта
(в т.ч. аппаратное и программное обеспечение)
Набор по «Электростатике»: электрические султаны, эбонитовая и стеклянная палочки, электрометр; термометр, психрометр, секундомер, чувствительные весы, шары равной массы, метр демонстрационный, штатив универсальный, цифровой фотоаппарат.
Принципы оценивания работ при проведении данного проекта 1. Достижение цели исследования.
2. Наличие исследования.
3. Активность при работе в группах.
4. Качество оформления результатов.
5. Презентация своей работы.

Примеры работ

Пример(ы) ученических работ (1-3 примера) Буклет Office Word 97-2003 – Приложение 1
Презентация «Исследование проводимости воздуха» – Приложение 2
Презентация «Электризация в быту и технике» – Приложение 3
Отклики учеников Мостовая А. Мне интересно было повторить опыт Кулона. Выполнить опыт с первого раза оказалось очень трудно, т к шары разряжались. Но, это было очень интересно. А ещё было очень трудно всё правильно сказать перед камерой. Пробовали не раз, но всё равно спутались! Понравилось очень. Хотим попробовать ещё.
Волкова А. Чтобы проводить опыты мы оставались после уроков, было очень интересно, время не замечали совсем. Если про влажность и ветер мы догадывались, то результат с пьезозажигалкой стал для нас неожиданным. А ещё с удовольствием учились работать с компьютером.
Кравчук А. Больше всего мне понравилось оформлять работы, искать картинки в Интернете и представлять презентацию на семинаре учителям. Нас очень хвалили и нам было приятно.

Мнение учителя (руководителя проекта)

На что следует обратить внимание при проведении проекта Проведение «Мозгового штурма», обсуждение предполагаемого результата и сопоставление его с полученными результатами.
Проведение домашнего эксперимента.
Объяснение различий результатов эксперимента при разных условиях проведения опытов.
Что можно улучшить при проведении подобного проекта - Исследовать не только взаимодействие зарядов и виды электризации, но и другие свойства электрического заряда и поля.
- Применимость полученных результатов: использование изученных свойств заряда в технике, медицине, строительстве и т.д.
Ваш отклик на проектную идею, в рамках которой вы реализовали этот проект Работа над проектом значительно повышает учебную мотивацию учащихся, осуществляет межпредметные связи, дает возможность получать дополнительные знания, пользуясь ресурсами Интернет, конкретизирует использование средств Microsoft Office.

Полная библиотека VCT-проектов доступна в Сети творческих учителей по адресу www.innovativeteachers.ru