Воспитательная работа в общежитии профессионального колледжа с детьми коренных малочисленных народов севера

Разделы: Социальная педагогика


Профессия педагогического работника не знает случайных людей. Она требует выдержки и твердого характера, но в тоже время понимания и сочувствия, любви, ежедневной самоподготовки, профессионального роста. Этого требует реальность нашего времени, которая сегодня затрагивает каждого из нас.

Общежитие БУ “Белоярского профессионального колледжа” существует шесть лет, здесь ежегодно проживает 150 подростков в возрасте от 14–25 лет. 70% от общего числа проживающих составляют дети коренных малочисленных народов Севера: ханты, манси, ненцы, издревле живущие на территории Белоярского района. Подростки приезжают учиться из трассовых поселков, оленеводческих пастбищ, отдаленных сел.

Сейчас много говорят об этническом парадоксе современности, когда на фоне глобализации процессов, происходящих в обществе, повышается роль этничности, возрождается интерес к языку, культуре, обычаям, традициям.

Этнопсихолог Мухина В. отмечает что “пробуждение и всплеск этнических процессов затронул и коренные малочисленные народы Севера. В настоящее время Север представляет собой сложную, противоречивую картину как интеграционных, так и дезинтеграционных процессов среди коренного и пришлого населения, которые в конечном счете привели к упадку духовности нравственных устоев, ценностных ориентаций, к нарушениям этнической идентичности коренных малочисленных народов Севера (КМНС)”.[2]

С детьми коренных малочисленных народов Севера работаю седьмой год и отмечу, что с началом обучения в профессиональном колледже юноши и девушки испытывают социальные, психологические и образовательные проблемы. Здесь прослеживается целый комплекс причин: отрыв от семьи и тех условий, в которых они проживали, бытовые трудности, влияние городских сверстников, первая жизненная самостоятельность.

Почти все дети КМНС обучались в школах-интернатах. В настоящее время ведутся дискуссии в обществе о том, что опыт обучения и воспитания в таких интернатах не оправдывает себя и имеет много негативных последствий. Педагоги, психологи предлагают альтернативу таким образовательным учреждениям. Волков Г.Н., исследования которого сформировали самостоятельную область научного знания — этнопедагогику, доказывает продуктивность организация мини-школ или кочевых школ в местах ведения традиционных видов промысловой деятельности. [1] Несомненно, что создание подобных кочевых школ помогло бы снять ряд проблем, но пока общество спорит, мы имеем дело с детьми, которые обучались именно в школах-интернатах. Многие дети имеют отклонения в здоровье: хронические заболевания дыхательных путей, остеохондроз, описторхоз и пр. Особенностью детей КМНС является некоммуникабельность и безынициативность. Большинство из них, и девочки тоже, склонны к вредным привычкам, в частности к алкоголизму. Приезжая в общежитие из школы-интерната, дети меняют одно казенное учреждение на другое. С одной стороны, это должно было бы помочь в адаптационном периоде (распорядок дня, воспитатели, дежурные на этажах, вахтеры и т.д.), но это сказывается скорее отрицательно, потому, что главными воспитателями ребенка в традиционной культуре северян всегда были родители и ближайшие родственники и чем старше становится ребенок, тем острее этого не хватает. Поэтому воспитательная работа в общежитии ведется по следующим направлениям: изучение особенностей студентов, обеспечение нормальной жизнедеятельности, воспитание в коллективе, воспитание сознательной дисциплины, организация досуговой деятельности, борьба за здоровый образ жизни, развитие студенческого самоуправления, формирование коммуникативных навыков и активной жизненной позиции.

Жизнь в общежитии имеет много сложностей, особенно для первокурсников. Помочь адаптироваться в непривычной обстановке, войти в ритм студенческой жизни помогают коллективные творческие дела. В начале года проводится анкетирование, где подростки указывают свои любимые праздники и предлагают конкурсы, игры, развлекательные мероприятия, в которых можно продемонстрировать свои таланты, познания, умения. На совете общежития утверждается план коллективных творческих дел и распределяется ответственность между секторами за сценарий, оформление, презентацию.

По итогам анкетирования были определены самые любимые коллективные праздники: “День рождения”, “Алло, мы ищем таланты”, “Модный дворик”, игры “Что? Где? Когда?”, “Конкурс знатоков”, “Кулинарный поединок”, а также и национальные праздники детей КМНС “Вороний день”, “Медвежьи игрища”. Считаю, что многие первокурсники в ходе проведения праздников, легче проходят адаптационный период.

Поскольку дети КМНС до поступления в колледж жили в отдаленных поселках, деревнях и селах, то жизнь в городе для них совершенно новый и очень трудный этап.

Детей ханты и манси знакомлю со сборником произведений местных авторов “Белоярский-мое вдохновение”, в котором воспевается красота родимых мест, доброта людей, радость каждого дня. Среди этих авторов ребята узнают своих земляков, гордятся их талантами.

Обязательным мероприятием считаю проведение экскурсии по городу. Ребят впечатляет архитектура, яркое оформление домов, мозаика тротуаров, великолепие открытых стадионов. А сколько интересных мест, где можно чему-то научиться, попробовать свои силы, самосовершенствоваться. Это и Дворец спорта с прекрасным бассейном и ледовым катком, футбольным полем, волейбольными и баскетбольными площадками, Школа искусств, музыкальная школа, музеи. Заинтересовать детей КМНС занятиями в спортивных секциях достаточно сложно. Это связано и с тем, что они больше занимались своими традиционными видами спорта: метание тынзяна на хорей, прыжки через нарты и др.

Занятие творчеством для детей коренных малочисленных народов Севера больше связано с традиционным, полезным в быту, рукоделием. С большим удовольствием девушки занимаются в кружке “Ремесел древних новизна”. Кажется невероятным, но девочка-националка в два-три года умеет уже собрать браслетик из бисера, в четыре-пять уже составлять орнаменты. В шесть-семь она различает традиционные узоры домашней одежды. У хантов и манси покрой и узоры домашней одежды – это своего рода “удостоверение личности”: по ним можно судить о том, из какого рода человек. Женщины-мастерицы пользуются большим уважением, и особенно высоко ценится женское умение шить, поскольку одежда в условиях Севера имеет большое значение. Каждая из девочек может рассказать свой узор, так как указывает на сходство с фигурами птиц и зверей, растений. Часто украшают одежду бисерным плетением, вышивкой. Взрослые мальчики делают серьезные вещи из дерева: миски и блюда для еды, черпаки и ложки, нарты, лодки, весла. Свои работы подростки выставляют на выставках прикладного искусства ханты и манси, организованных в общежитии. На праздничных концертах можно услышать игру на хантыйской арфе, исполнение хантыйских песен и танцев.

Проводимые праздники народов ханты и манси очень интересны и русским детям. Почему же праздники называются “Вороний день” или “Медвежьи игрища”? “Праздник месяца, или обряд угощения Луне”? Каких животных сделали символами праздников, почему и какие национальные угощения готовятся? Праздник “Вороний день” – весенний праздник, день прилета вороны, который жители деревни отмечают именно 7 апреля. Ворона – одна из первых перелетных птиц, предвестница весны. В “Вороний день” наблюдательные жители деревни замечали, какая будет погода, такая будет и весна. Ворона – защитница и хранительница детей, поэтому отмечают праздник только женщины и дети. А вот праздник “Праздник месяца, или обряд угощения Луне” проводится три месяца подряд: январь – месяц замора рек, февраль – месяц приготовления перелетных птиц на север, март – малого наста. На этом празднике участвует, в основном, молодежь. Их ржаного теста или мякиша черного хлеба делают семь фигурок, похожих на домашних животных – корову, лошадь, теленка, жеребенка, овцу, петуха, курицу и выпекают в печи. Этих животных приносили в жертв у снежного стола при поклонении Луне.

На все праздники готовятся национальные угощения: саламат, уха, строганина из мороженой рыбы, ведь основной пищей этих народов является рыба, которую употребляют в разном виде: в сыром, вареном, вяленом, копченом. Вторым продуктом питания является мясо, оленина, дичь, утки, гуси, а лакомством – сырая мороженая печень, сырая теплая кровь оленя, костный мозг. Очень характерен для хантов и манси такой продукт как жир, особенно рыбий. Он всегда употребляется в сочетании с другими продуктами (рыбой, ягодами, хлебом). Эти же продукты питания распространены и среди проживающих детей общежития. Зачастую городские продукты питания дети видят впервые, особенно фрукты и овощи. Обмен веществ детей КМНС отличается от “пришлых” и нацелен на переработку именно национальных продуктов и блюд. В связи с этим они практически не употребляют в пищу фрукты. Поэтому на кулинарных конкурсах обязательно готовятся национальные блюда, раскрываются секреты их приготовления, пропагандируется. Например, в качестве праздничной пищи на медвежьем празднике готовят кашу из муки с сахаром. Кроме того, обязательной принадлежностью медвежьего праздника фигурки птиц, оленей, лосей, лошадей, выполненные из теста. Во время праздника проводится гадание на муке, насыпанной в блюдце (определяют, когда будет убит следующий медведь).

В воспитательной работе с детьми КМНС помогают работы Волкова Г.Н., который изучает национально-региональную и этническую культуру воспитания и выделяет национальную педагогику как условие развития духовной культуры человека. При этом ученый подробно рассматривает: 1 — средства народной педагогики (пословицы; загадки; народные песни, в том числе колыбельные; песни отрочества; сказки); 2 — народный идеал человека; 3 — условия воспитания (природа; игра; труд; слово; религия и др.). Исходя от эмпирического опыта народов, Г.Н. Волков обобщая их опыт, заключает: “Весь традиционный опыт жизни определяется родной природой…”. И дальше: “…Принцип природосообразности обязательно должен учитываться при составлении учебных программ”. [1]

Трудности в работе связаны с недостаточной разработанностью подходов, средств и методов психологического сопровождения детей КМНС. Опыт моей работы подтверждает выводы Павлова С., Мухиной В., которые изучали психологию этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера. Действительно между коренным и пришлым населением наблюдается межэтническая напряженность. Причина этой напряженности порождена глубинной ориентацией на трудовую деятельность и образ жизни: пришлые ориентированы на добычу нефти, аборигены – на традиционные виды промысловой деятельности. Аборигены полагают, что нефтяники (“чужие”) нарушают “наше” природное пространство (сюда относятся родовые угодья, стойбища и др.). Аборигены считают себя обиженными, обделенными, что приводит их к постоянному противопоставлению с пришлыми – “Мы – Они”.

Следующей причиной межэтнической напряженности служит предоставление КМНС различных льгот и материальной поддержки. Такого рода перераспределению благ пришлое население относится негативно: постоянно возникают дискуссии о несправедливости идеи и практики льгот. Настроение и ценностные ориентации взрослого населения присваиваются детьми – КМНС и русских, которые переносят свои эмоции и суждения в сферу межличностных отношений.

Среди взрослого населения часто происходят выяснение взаимоотношений, причем националы почти всегда отстаивают свою правоту с помощью ножа, который обязан носить с определенного возраста каждый мальчик-национал. В повседневной, обыденной обстановке взаимоотношения между детьми КМНС и русскими носят в основном нейтральный характер. Заселение детей по комнатам чаще происходит по национальному признаку. Негативные высказывания русских ребят относительно этнической принадлежности болезненно воспринимаются детьми-националами, в чей адрес они направлены и вызывают у них негативные реакции. В межэтнических эмоциональных “взрывах” более обидчивы дети КМНС. В конечном счете, эти факторы усиливают межэтническую напряженность и агрессию. [2]

Работа с детьми КМНС имеет ряд особенностей, воспитателю необходимо учитывать, мифологическое сознание ребят, уникальность уклада традиционного образа жизни и то, что для детей-националов особое место занимает система отношений с пришлым населением, в которых дети КМНС выражают напряженность, тревожность. Причем эти качества выражены одинаково сильно как у мальчиков, так и у девочек.

Литература

  1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для сред. и высш. пед. учеб. заведений. М., 1999.
  2. Мухина В.С. Этнопсихология: настоящее и будущее// Феноменология развития и бытия личности. М.; Воронеж, 1999.
  3. Федорова. Е.Г. Рыболовы и охотники бассейна Оби: проблемы формирования культуры хантов и манси. Европейский Дом, С-П., 2000.