Цель урока: обобщение знаний о шипящих звуках и формирование умения правильно писать сочетания с шипящими; воспитание любви к природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Ребята! Сегодня мы вместе с Петей отправимся в чудесное путешествие. Побываем в сказке. Познакомимся с грамотной девочкой, которая поможет нам вспомнить, как же пишутся сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.
А как зовут эту девочку вы догадаетесь сами. (Слайд 2)
II. Чистописание.
– Чтобы мы оказались в сказочной стране, нужно очень красиво и без ошибок списать с доски.
ж ш Ж Ш ч щ Ч Щ
чудеса леший
– Ребята, какие буквы написаны на доске?
– Что вы можете сказать о звуках, которые они обозначают?
III. Словарная работа.
– Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Красная Шапочка решила навестить свою бабушку, которая жила на опушке леса. Идет девочка по лесу, цветочки собирает, со зверюшками знакомится. Давайте и мы с вами тоже с ними познакомимся. ( Слайды 3-6 с изображением зайца, медведя, лисы, жирафа)
– Запишите в тетрадь эти слова, поставьте ударение, отметьте безударные гласные.
– Какое правило в слове жираф?
– Давайте вспомним правило о сочетаниях жи, ши, ча, ща, чу, щу.
(Слайд 7)
В сочетаниях жи, ши,
Только И всегда пиши!
В сочетаниях ча, ща
Пишем только букву А.
В сочетаниях чу, щу,
Пишут только букву У.
– Скажите ребята, где живут эти животные?
– А могла ли Красная Шапочка встретить в лесу жирафа?
– Конечно нет. Жирафы живут в Африке. Посмотрите на глобус, где это находится.
– Давайте составим предложение со словом жираф.
Жираф живет в Африке.
– Как напишем сочетание жи?
– Как напишем слово Африка?
– О ком говорится в предложении?
– Что говорится о жирафе?
IV.
– Шла Красная Шапочка, шла, но как-то незаметно свернула с тропинки и заблудилась. А на полянке указатель стоит. ( Слайд 8)
– Чтобы понять куда девочке идти, посмотрите на указатели. Слова в предложениях рассыпались, да еще и с ошибками написаны.Соберите предложения и запишите, предварительно исправив ошибки.
– Проверьте написание.( Слайд 9)
Луна освещала лесную чащу. В траве шипели ужи.
– Записали, подчеркнули все сочетания. Отлично! Теперь то Красная Шапочка знает дорогу, да и домик уже виден…
V.
– Зашла девочка в дом, а на постели “бабушка” лежит, подозрительная какая-то! (Слайд 10)
– И сказала “бабушка” внучке, что если она не выполнит ее задание, то “бабушка” ее съест.
Давайте ребята поможем Красной Шапочке и выполним задание “бабушки”.
ЗАПИШИТЕ В ТРИ СТОЛБИКА
Кувш..н, ш..пит, овч..рка, ч..чело, угощ..ть, беж..т, могуч..я, свеж..й, ч..жой, щ..ка.
– Чтобы правильно выполнить задание, давайте повторим правило.
– Какие слова мы напишем в 1-ый столбик, во 2-ой столбик, в 3-ий столбик?
– Прочитайте, что у вас получилось.
VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы в сказку к Красной Шапочке
Собрались в дальний путь.
Летели, плыли, ехали-
Пора и отдохнуть (присели, глазки закрыли)
А в сказке той увидим мы,
И чащу, и цветы,
И мишку, и зайчонка,
И серого волчонка. (Встают)
Нам в этой сказке встретятся
И пчелы (жужжат) и ежи (шипят)
Дорогу к милой бабушке
Для внучки мы найдем.
Все любят сказки добрые-
Довольна детвора!
Скорее все за дело,
Вновь в сказку нам пора!
VII. Красная Шапочка загадала волку-бабушке загадки.
1.Какое животное носит еду на спине. (еж)
2.На зеленой ножке выросли сережки. (ландыш)
– В каком числе употреблены эти слова?
– Поставьте их во множественное число и запишите парами.
– Как напишем сочетания жи, ши ?
– Проверьте себя. ( Слайд 11)
VIII.
Ребята, волк подружился с Красной Шапочкой , выучил правило о написании сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу. И даже сочинил для вас рассказ, но схитрил и пропустил некоторые буквы. ( Слайд 12)
– Прочитайте этот рассказ. Спишите его вставляя нужные буквы.
Дедушка подарил мне двух зайч..т.
Я хорошо ухаж..вал за ними.
Малыш.. подросли и стали больш..ми.
Весной я понес их лес и выпустил на волю.
Зайч..та радостно помч..лись в рощ.. .
IХ. Итог урока.
– Ребята как же надо писать сочетания жи, ши, ча ,ща, чу, щу?