Урок по русскому языку в 1-м классе по теме "Упражнения в написании слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: обобщение знаний о шипящих звуках и формирование умения правильно писать сочетания с шипящими; воспитание любви к природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Ребята! Сегодня мы вместе с Петей отправимся в чудесное путешествие. Побываем в сказке. Познакомимся с грамотной девочкой, которая поможет нам вспомнить, как же пишутся сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

А как зовут эту девочку вы догадаетесь сами. (Слайд 2)

II. Чистописание.

– Чтобы мы оказались в сказочной стране, нужно очень красиво и без ошибок списать с доски.

ж ш Ж Ш ч щ Ч Щ

чудеса леший

– Ребята, какие буквы написаны на доске?

– Что вы можете сказать о звуках, которые они обозначают?

III. Словарная работа.

– Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Красная Шапочка решила навестить свою бабушку, которая жила на опушке леса. Идет девочка по лесу, цветочки собирает, со зверюшками знакомится. Давайте и мы с вами тоже с ними познакомимся. ( Слайды 3-6 с изображением зайца, медведя, лисы, жирафа)

– Запишите в тетрадь эти слова, поставьте ударение, отметьте безударные гласные.

– Какое правило в слове жираф?

– Давайте вспомним правило о сочетаниях жи, ши, ча, ща, чу, щу.

(Слайд 7)

В сочетаниях жи, ши,
Только И всегда пиши!
В сочетаниях ча, ща
Пишем только букву А.
В сочетаниях чу, щу,
Пишут только букву У.

– Скажите ребята, где живут эти животные?

– А могла ли Красная Шапочка встретить в лесу жирафа?

– Конечно нет. Жирафы живут в Африке. Посмотрите на глобус, где это находится.

– Давайте составим предложение со словом жираф.

Жираф живет в Африке.

– Как напишем сочетание жи?

– Как напишем слово Африка?

– О ком говорится в предложении?

– Что говорится о жирафе?

IV.

– Шла Красная Шапочка, шла, но как-то незаметно свернула с тропинки и заблудилась. А на полянке указатель стоит. ( Слайд 8)

– Чтобы понять куда девочке идти, посмотрите на указатели. Слова в предложениях рассыпались, да еще и с ошибками написаны.Соберите предложения и запишите, предварительно исправив ошибки.

– Проверьте написание.( Слайд 9)

Луна освещала лесную чащу. В траве шипели ужи.

– Записали, подчеркнули все сочетания. Отлично! Теперь то Красная Шапочка знает дорогу, да и домик уже виден…

V.

– Зашла девочка в дом, а на постели “бабушка” лежит, подозрительная какая-то! (Слайд 10)

– И сказала “бабушка” внучке, что если она не выполнит ее задание, то “бабушка” ее съест.

Давайте ребята поможем Красной Шапочке и выполним задание “бабушки”.

ЗАПИШИТЕ В ТРИ СТОЛБИКА

Кувш..н, ш..пит, овч..рка, ч..чело, угощ..ть, беж..т, могуч..я, свеж..й, ч..жой, щ..ка.

– Чтобы правильно выполнить задание, давайте повторим правило.

– Какие слова мы напишем в 1-ый столбик, во 2-ой столбик, в 3-ий столбик?

– Прочитайте, что у вас получилось.

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы в сказку к Красной Шапочке
Собрались в дальний путь.
Летели, плыли, ехали-
Пора и отдохнуть (присели, глазки закрыли)
А в сказке той увидим мы,
И чащу, и цветы,
И мишку, и зайчонка,
И серого волчонка. (Встают)
Нам в этой сказке встретятся
И пчелы (жужжат) и ежи (шипят)
Дорогу к милой бабушке
Для внучки мы найдем.
Все любят сказки добрые-
Довольна детвора!
Скорее все за дело,
Вновь в сказку нам пора!

VII. Красная Шапочка загадала волку-бабушке загадки.

1.Какое животное носит еду на спине. (еж)

2.На зеленой ножке выросли сережки. (ландыш)

– В каком числе употреблены эти слова?

– Поставьте их во множественное число и запишите парами.

– Как напишем сочетания жи, ши ?

– Проверьте себя. ( Слайд 11)

VIII.

Ребята, волк подружился с Красной Шапочкой , выучил правило о написании сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу. И даже сочинил для вас рассказ, но схитрил и пропустил некоторые буквы. ( Слайд 12)

– Прочитайте этот рассказ. Спишите его вставляя нужные буквы.

Дедушка подарил мне двух зайч..т.
Я хорошо ухаж..вал за ними.
Малыш.. подросли и стали больш..ми.
Весной я понес их лес и выпустил на волю.
Зайч..та радостно помч..лись в рощ.. .

IХ. Итог урока.

– Ребята как же надо писать сочетания жи, ши, ча ,ща, чу, щу?

Презентация