Основные принципы и формы работы с детьми раннего возраста в условиях центра диагностики и консультирования

Разделы: Работа с дошкольниками


Самым актуальным в последнее время является вопрос о развитии ребенка в раннем возрасте. Создаются специальные службы, занимающиеся комплексным психолого-педагогическим и медико-социальным сопровождением ребенка и его семьи. В Красноярском крае подобную роль все чаще берут на себя ППМС центры, Центры диагностики и консультирования, при которых создаются службы ранней помощи семье и детям, где задействованы разные специалисты: психологи, логопеды, социальные работники, дефектологи, медики.

Ведется работа по сопровождению детей от 0 до 18 лет и их родителей и в Центре диагностики и консультирования №1 Железнодорожного района г. Красноярска (далее ЦДиК №1). В центре создана определенная система деятельности в данном направлении, выработаны основные принципы ее осуществления, апробируются специально созданные программы.

Работа службы ранней помощи основывается на следующих принципах:

  • принцип поддержки семейного воспитания, пропаганда и формирование в родителях ответственности и активности в деле воспитания и развития своих детей. Действительно, как показывает практика, современные родители либо не обладают достаточными знаниями и умениями по конструктивному, эффективному взаимодействию с детьми, либо, в силу занятости, стараются переложить свою ответственность на специалистов. В такой ситуации важно, во-первых, расширять представления родителей об особенностях и возможностях ребенка раннего возраста, знакомить их с направлениями, методами и приемами его развития, которые можно использовать дома, и, во-вторых, привлекать родителей к инициативному взаимодействию со своими детьми, повышать психологическую компетентность, формировать активную родительскую позицию.
  • принцип опоры на возможности каждого ребенка, его онтогенетический потенциал. Работа строится таким образом, чтобы четко следовать возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка, не “перегружать” его, не опережать ход развития, а создавать условия для полноценного роста, характерного для конкретного возрастного периода; основываясь на индивидуальных возможностях и способностях, давать каждому ребенку разнообразный материал, позволяющий удовлетворять его познавательные потребности.
  • принцип построения работы с ребенком с учетом его возможностей, а не дефицитов в рамках профилактики и развития, а не коррекции.

В деятельности ЦДиК №1 в рамках раннего сопровождения можно выделить 2 направления: профилактическая деятельность – работа с детьми, испытывающими некоторые трудности развития и развивающая – предполагающая работу с детьми с нормой развития. В рамках первого направления ведущим специалистом является логопед, и работа строится на взаимодействии с ДОУ и медицинскими учреждениями района. Специалист ЦДиК №1 выходит с экспресс-диагностикой в детские сады Железнодорожного района, в результате чего выявляются дети, имеющие некоторые трудности развития, которые приглашаются на углубленное обследование психологом, неврологом, дефектологом. После этого определяется программа дальнейшей работы с ребенком по преодолению трудностей развития, профилактике их углубления в более старшем возрасте. Ребенок посещает специальные занятия со специалистом или группой специалистов на базе ЦДиК, либо ведется консультирование родителей, которые берут ответственность по оказанию помощи ребенку на себя. Активно ведется работа по повышению психологической компетентности воспитателей ясельных и младших групп ДОУ района, что позволяет повысить эффективность профилактической и развивающей работы с детьми раннего возраста в рамках дошкольного образования.

Второе направление осуществляет психолог. Здесь сформированы группы развития для детей 2-3х лет, куда родители обращаются по собственной инициативе. Разработана программа, целью которой является обеспечение условий для максимальной реализации онтогенетического потенциала к развитию ребенка младшего дошкольного возраста и благоприятного психологического вхождения его в социальное пространство человеческих отношений через систему специально организованных групповых занятий с детьми и их родителями.

Программа рассчитана на учебный год (Тематическое планирование см. в Приложении 1). В ходе ее реализации решаются следующие задачи:

  1. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей.
  2. Расширение представлений о разнообразии окружающих предметов и об основных разновидностях их свойств.
  3. Развитие фонематического слуха.
  4. Обогащение активного словарного запаса.
  5. Развитие мелкой моторики.
  6. Формирование навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  7. Обучение родителей различным приемам и способам развития детей, обеспечивающим сохранение их физического и психического здоровья.

Работа на занятии построена на предметно-игровой деятельности, основной для данного возраста (формы организации и структуру проведения занятия см. в Приложении 2). Занятия проходят в облегченных речевых условиях (с использованием игрушек, различных предметов, картинок, рифмованных текстов, речевых игр, мини-спектаклей, речевых подвижных игр).

Работа по организации ранней помощи семье и детям при ЦДиК №1 имеет широкие перспективы развития, постоянно совершенствуется, разрабатываются новые направления в работе с детьми раннего возраста и их родителями.