Данные задания по литературному чтению можно использовать в традиционной и нетрадиционной системах обучения.
1. Тесты на выбор правильного ответа.
(К произведению А.С.Пушкин “Зимний вечер”).
1. Какой вечер описывает поэт?
А) тихий, ясный;
Б) бурный, ненастный;
В) тихий, с сильным снегопадом.
2.С чем поэт не сравнивает шум вьюги?
А) с воем зверя;
Б) с карканьем и хлопаньем крыльев стаи ворон;
В) со стуком в окно запоздалого путника;
Г) с плачем маленького ребёнка.
3.К кому обращается поэт в этом стихотворении?
А) к дедушке;
Б) к бабушке;
В) к няне;
Г) к другу.
4.О чём поэт просит героиню стихотворения ?
А) спеть песню;
Б) рассказать сказку;
В) прочитать стихотворение;
Г) рассказать какой- нибудь случай из жизни.
5.Какие чувства передаёт поэт?
А) печаль, тревогу;
Б) веселье, радостное оживление;
В) спокойствие, равнодушие;
Г) спокойствие, лёгкую грусть.
2. Карточки-задания по литературному чтению.
Карточка №1
Впишите пропущенные слова.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она ________,
То заплачет, как _________,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник ________,
К нам в окошко _________.
Карточка №2
Впиши пропущенные слова.
Наша ветхая лачужка
И печальна, и _________.
Что же ты, моя _________,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под________
Своего __________?
Спой мне песню, как _______
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как _______
За водой поутру _______.
3. Расшифровка слов.
О каком месяце мы будем говорить сегодня на уроке, узнаем, расшифровав слово.
Шифр:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | |
1 | я | м | г | х | д | у | в | п |
2 | к | е | л | ф | л | о | н | б |
3 | б | ш | в | ц | б | д | н | р |
4 | э | а | ы | с | г | т | з | ь |
5 | к | ч | и | и | ж | р | с | а |
6 | щ | ь | т | з | ъ | ж | ю | я |
Ключ:
Г4 | Б2 | Ж3 | В6 | А1 | Д3 | Е5 | З4 |
Слово: Сентябрь.
“Сентябрь холоден, да сыт”
4. Языковая игра “Весёлый наборщик”
Придумай слова на каждую букву слова “Сентябрь”
С - солнце, сено, сосна…
Е - ель, еда, енот…
Н-ненастье, небо, носорог…
Т - туман, туча, тополь…
Я - яблоко, ясень, ясный…
Б - берёза, бочка, бобр…
Р - река, ручей, родник…
Ь
5. Речевые разминки на уроках
Умные совята
1.Совята у совушки
Умные головушки:
На каждый соловушкин совет
Глазами хлопают в ответ.
- Прочитать “жужжащим” чтением,
- найти однокоренные слова (совята, совушки,
совушкин)
- прочитайте с интонацией удивления
- с вопросительной интонацией
- прочитайте сердито
- прочитайте радостно
- прочитай выразительно.
Берегите… !
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверят внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
- О каких зверях внутри нас говорит автор?
(Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень и т.п.)
- К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает).
- Прочитаем выразительно.
Узнай, кто их автор.
1. Вдруг
Какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог…
Кто же это?... (“Мой щенок”)2. “Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко”:
Перо цепляется за “ко”,
И клякса, чёрная, как жук.
С конца пера сползает вдруг…(“Чистописание”)3.Кто на лавочке сидел,
Кто на улице глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал…(“А что у вас?”)
- Прочитаем эти отрывки вместе выразительно.
- Ребята, а кто их автор? (Сергей Владимирович Михалков).
СОРОКИ.
Три сороки тараторки
Тараторили на горке.
- Объясните смысл скороговорки.
Почему именно сороки?
(Болтливого человека сравнивают с сорокой.)
- Прочитайте скороговорку самостоятельно.
- Прочитайте, разделив слова на слоги.
- Прочитайте шепотом.
- Прочитайте с ускорением.
- Прочитайте быстро,скороговоркой.
Улетают, улетели…
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
- Найти красивые слова в стихотворении.
(Узорный лист, лист качается узорный в синей луже)
- Какие приметы осени описываются в стихотворном тексте?
(Листопад, птицы улетают.)
- С каким настроением улетают птицы? (Нетерпеливое настроение.)
6. Расшифруй название сказки.
тсовх йикторок-ушим оготанхом орп и сон йыннилд-ачиворамок арамок орп акзакс.
Ответ: Д.Н.Мамин – Сибиряк.
“ Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу –
Короткий Хвост.”
7. Собери пословицу.
Друзья познаются | там враги дрожат. |
Дерево держится корнями, | тот дважды помог. |
Где дружбой дорожат, | в беде. |
Кто скоро помог, | а человек – друзьями. |
8. Замени все парные согласные на их пары по глухости-звонкости.
“ ФИННИ – БУХ И ФЗЕ-ФЗЕ-ФЗЕ”
Ответ: “Винни – Пух и все-все-все”
9. Читай только русские буквы.
dдhhеukвgfоmчfdкswа сjнiuеlfгbуdsрlоjvчzsкmnа
Ответ: “Девочка Снегурочка.”
10. Чтение по слогам трудных слов:
При – бли – жа - лись – приближались.
По – ше – ве – ли – ва – ли – пошевеливали.
До – цве – та- ю- щим – доцветающим.
11. Восстанови предложение.
Передсноммамачитаетдочкесказки.
Ответ: Перед сном мама читает дочке сказки.
Бабушкарядынкомсдедушкойдружнопоютэтупесню
Ответ: Бабушка рядышком с дедушкой дружно поют зту песню.
12. Подбери слова.
Назови слова на тему “Осень”
Сентябрь, октябрь, ноябрь, осенний, дождливый, урожай, подосиновик, лисички, рыжики, золотой, заморозки, туман, гриб, шиповник, зонт, туча, птицы, жёлтые листья, дождь, багрянец…
13. Разгадайте анаграммы:
ОМЯ НЕЖИНКАС – моя снежинка.
ПСООВЛИЫЦ И ГОПОРКВОИ – пословицы и поговорки.
ЕСТЧЫЙН ООСТПКУП – честный поступок.
14. Работа над деформированным текстом.
Прочитайте последовательно друг за другом тексты, написанные разными шрифтами.
Все Вечером ребята началась читают книги сильная Сергея вьюга. Михалкова.
Закачались, Дядя затрещали Стёпа стал деревья. их Вся любимым наша героем.
Он семья очень дома, высокий. У С нас дядей гостья. Приехала Стёпой бабушка. было Взрослые много разных пьют историй. чай Вася с и вареньем Коля и любят печеньем. стихи Малыши Чуковского играют. про Любочка Мойдодыра. Любят шьёт малыши платье для читать куклы книжки Веры. Маршака.
Тексты:
1.Все ребята читают книги Сергея Михалкова. Дядя Стёпа стал их любимым героем.
Он очень высокий. С дядей Стёпой было много разных историй. Вася и Коля любят стихи Чуковского про Мойдодыра. Любят малыши читать книжки Маршака.
2.Вечером началась сильная вьюга. Закачались, затрещали деревья. Вся наша семья дома. У нас гостья. Приехала бабушка. Взрослые пьют чай с вареньем и печеньем. Малыши играют. Любочка шьёт платье для куклы Веры.