Этапы проведения
Учитель: Ребята, сегодня мы проводим Классный час в школе вежливых наук. Много-много лет назад, когда человек стал пытаться сделать мир лучше, появилась культура. И сразу возникла необходимость в правилах взаимоотношения людей.
Если человек делает только то, что ему захочется, не считаясь с окружающими, мы говорим о том, что он невоспитан, не соблюдает правила этикета. Таких людей не уважают, их не любят.
Как вы понимаете, кто такой вежливый человек?
Ответы детей: “Он никогда не капризничает”, “Он не вредничает”, “Он не плачет громко, даже если ему очень больно”, “Он всегда здоровается”, “Он хорошо одет”, “Он не кричит”.
Учитель: Нередко красивый человек ведет себя грубо, неприлично. И все перестают замечать его красоту: он всем становится неприятным. И наоборот, есть не очень красивые, но очень добрые и честные люди. И вам хочется дружить с ними, быть на них похожими.
Иногда, к сожалению, многие ребята не очень вежливы друг с другом, родителями, знакомыми. Некоторые в школе ведут себя хорошо, а после школы… Об этом говорит в своем стихотворении “Любочка” А.Барто, его прочитают наши ребята.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
– У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае –
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
– Фу! Какая теснота!–
Говорит она старушке:
– Это детские места.
– Ну садись,– вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.
– В чем же главная мысль этого стихотворения?
– Вам нравится Любочка?
– Надо ли на грубость отвечать грубостью?
– Нужно ли быть вежливым с грубым человеком?
Думаю, совершенно правы те, кто считает, что грубить нельзя ни при каких обстоятельствах. Но иногда ребята хитрят и ведут себя в зависимости от ситуации то вежливо, то нет, как, например, незадачливый герой вот этого стихотворения А.Барто:
Было лето,
Пели птички…
Павлик ехал в электричке.
Вдруг на станции Фили
Две девчонки в дверь вошли.
Не толкаются девчонки,
Скромно стали в уголке
И беседуют в сторонке
На английском языке.
Павлик понял:
“Иностранки!
Это видно по осанке!
Может быть, они туристки,
В первый раз у нас в стране?”
И с трудом он по-английски
Произнес: – Позвольте мне
Пригласить вас на скамью!
Ну, а сам я постою!..
Было лето,
Пели птички…
Две девчонки в электричке
Сели около окна.
– Между прочим,
Мы москвички, –
Улыбается одна.
Павлик крикнул:
– Как же так!
Значит, я
Попал впросак?!
И теперь не пьет,не ест он!
Посочувствуем ему:
Уступил девчонкам место
Неизвестно почему!
– Не правда ли, смешно и немного грустно?
Внимательно послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить волшебные слова, которые прозвучат в нем.
А.Яшин “С добрым утром”
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным:
“С добрым утром!”,
“Добрый вечер!”,
“Доброй ночи!” –
говорим.
Если к чаю иль к обеду
В дом войдём,
Не любо, что ль,
поклоняясь, сказать соседям:
“Чай да сахар!”,
“Хлеб да соль!”
Не от тяги к суесловью
И сложилось не вчера
Это братское, с любовью
Пожелание здоровья,
Пожелание добра.
И живётся вроде лучше,
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья
Пожелаешь на земле.
Подберите подходящее по рифме вежливое слово или выражение:
- Всегда я маме говорю: “За обед…” (благодарю)
- Отзовется даже рыба, услышав теплое… (спасибо)
- Прощенья попросить хотите – скажите четко… (извините)
- Каждый день мы не напрасно говорим знакомым… (здравствуй)
- Приятеля обидев, попроси: “Пожалуйста, …” (прости)
- Прося, запомни, как пароль: “Пожалуйста, …” (позволь)
- Знакомым на прощание скажите: … (До свидания)
- Перед сном приятно очень услыхать: … (Спокойной ночи)
Следующее задание заключается в том, чтобы к каждой группе выражений из азбуки вежливости подобрать обобщающее слово.
|
|
|
|
|
|
Обобщающие слова: извинение, обращение, прощание, приветствие, просьба, благодарность.
Группа ребят в процессе подготовки нашего классного часа подготовила ситуации и сейчас предлагает их для вашего обсуждения.
Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему:
“Сколько время?”
Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки.
Какие?
(Ответ: Мальчик должен был спокойно спросить: “Извините пожалуйста, не смогли бы вы сказать, который час?”)
Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 10 лет?
(Ответ: Обычно дорогу уступает тот, кто вежливее).
Ситуация 3. Представьте, что девочке неожиданно принесли два одинаковых подарка на день рождения, как ей себя вести? Что сказать?
А теперь расшифруйте пословицы о добрых словах.
О Ж Ы О Ы О Х Т Л Х В К Т Н В И С Я Н С Е Е В Л З Е О Т
Ответ: От вежливых слов язык не отсохнет. (Читаем столбцами)
Д О Б Р О Е С Л О В О И К О Ш К Е П Р И Я Т Н О
Ответ: Доброе слово и кошке приятно. (Читаем строками)
Не забывайте в жизни пользоваться добрыми, волшебными словами. И тогда вас будут называть вежливыми и воспитанными. Добрые слова – это цветы человеческой души. Так не скупитесь же раздавать эти замечательные цветы окружающим!
Эти чудные цветы
Добавят красоты,
И станет в мире меньше зла
И больше доброты.
Я попрошу вас написать на лепестках ваших ромашек запомнившиеся и полюбившиеся вам вежливые слова.
Самостоятельная работа.
Какое прекрасное слово – “дружба”.
Произносишь его, и сразу вспоминаешь своего
друга.
Чтение стихотворения.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
Песня “Если с другом вышел в путь”
Если с другом вышел в путь
Веселей дорога
Без друзей меня чуть-чуть
А с друзьями многоПрипев:
Что мне снег, что мне зной
Что мне дождик проливной
Когда мои друзья со мной
Что мне снег что мне зной
Что мне дождик проливной
Когда мои друзья со мнойТам где трудно одному
Справлюсь вместе с вами
Где чего-то не пойму
Разберем с друзьямиПрипев.
На медведя я друзья
Выйду без испуга
Если с другом буду я
А медведь без друга/Припев.
Если с другом вышел в путь
Веселей дорога
Без друзей меня чуть-чуть
А с друзьями много
Припев.
Игра “Салют”
Круг разбивается на 3 команды: красную, желтую и зеленую. По команде “Красный!” хлопает 1-я команда, “Желтый!” - 2-я команда, “Зеленый!” - 3-я. Затем, учитель дает команду: “Красный! Желтый! Зеленый!”
(Общий салют.)
– Спасибо вам, дорогие ребята, за то, что всем нам сегодня было интересно!