Цели урока:
- закрепить правописание безударных гласных в корне слова;
- учить звуко-буквенному анализу слова;
- закрепить правописание безударной гласной, непроверяемой ударением;
- учить выделять в предложении главные члены.
Оборудование: мультимедийный проектор, запись шума моря, письмо.
Ход урока
1. Оргмомент.
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы совершим путешествие по морю Знаний. Посмотрите, все ли у вас готово к уроку?
2. Остров Чистописания.
Учитель: Наша первая остановка на острове Чистописания.
А |
О |
И |
С |
Ж |
У |
ы |
Э |
– На какие две группы можно разделить буквы?
– Выпишите гласные буквы.
– А теперь произнесите звуки, которые на письме обозначили этими звуками, и помогите себе руками (речедвигательная ритмика).
– Что вы знаете о гласных?
– Что мы знаем о правописании безударных гласных?
– А если безударную гласную нельзя проверить?
3. Бухта Словарных слов
Учитель: Здесь живут словарные слова. А какие? Вы узнаете, отгадав мои загадки.
Ученик у доски записывает слова, объясняет.
По полю рыщет,
Воет да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер)Жидко, а не вода;
Бело, а не снег. (Молоко)Если б не было его.
Не сказал бы ничего. (Язык)Окраской — сероватая,
Повадкой — вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Зовут ее …. (Ворона)
Учитель: Проверьте записи в тетрадях. Что общего у этих слов?
- Что такое имя существительное?
- Какое слово здесь лишнее? Почему?
4. Материк Безударных гласных
Игра “Вставь букву” (на доске):
Р(е,и)чной порт, г(а,о)ристий берег, п(а,о)левой цветок, л(е,и)сная трава.
- Вставьте нужную букву, объясните свой выбор.
5. Диктант.
Один ученик прячется за доску и выполняет задание.
Трава, земляной, мячи, тропинка, грибник, сторонка, колючий, моряк.
- Какие гласные вы записали? (а, е, я, о, и, о, о, о)
- Как нужно проверять правописание безударных гласных?
- Произнесите гласные и помогите себе руками (речедвигательная ритмика).
6. Работа с предложением.
В класс заходит герой урока (по выбору учителя). Он приносит письмо и дает задание.
- Ребята, прочитайте предложения. Объясните в словах правописание безударных гласных. Во втором и третьем предложениях выделите главные члены.
В мире есть много морей. По морям ходят большие суда. Они везут грузы в далекую страну.
Работа со словарем — суда.
Первое предложение у доски записывает ученик, объясняет. Остальные предложения записывают под диктовку в тетрадях, выделяют безударную гласную.
Взаимопроверка.
7. Гимнастика для глаз.
8. Фонетический анализ слова
ходят (речедвигательная ритмика)9. Итог урока.
Учитель подводит итог.
- Что делали на уроке?
- Как проверить правописание безударных гласных в корне?
- А если безударную гласную нельзя проверить?
Учитель благодарит ребят за работу.