Задачи урока:
- знакомство с особенностями храмового зодчества трех мировых религий;
- воспитание толерантности;
- развитие умения самостоятельного изучения материала и подготовки его к презентации.
Урок проводится в компьютерном классе с установленной электронной энциклопедией Кирилла и Мефодия.
Давайте вспомним прошлый урок, посвященный трем мировым религиям.
Религия-это особое мировоззрение, мироощущение, основанное на вере в существование бога или богов. Почему мы говорим о религии? Потому, что развитие культуры сопровождается возникновением и становлением самостоятельных систем ценностей. В целом культура движется от мифа к логосу, т.е. от вымысла к знанию.
Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом.
Главное в религии – это вера в Бога, или вера в сверхъестественное, в чудо, в то, что не постигается разумом.
На самом деле вера является важнейшей частью мировоззрения человека, она во многом определяет его поступки и действия, мысли и чувства. Верят все. Только одни верят в Бога, другие – в то, что он не существует. Выбор всегда остается за мыслящим существом.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Ю. Левитанский.
На прошлом уроке мы говорили о трех мировых религиях. Перечислите их. Буддизм, христианство, ислам.
Кратко вспомним о каждой.
Буддизм – самая древняя. Возникла в середине первого тысячелетия до н.э. на севере Древней Индии. Очень своеобразная. Более близка к философии, чем к другим религиям. Будда – не бог, а человек, который своими усилиями достиг высшего совершенства. В принципе любой человек может стать Буддой, если примет буддистский путь совершенствования и пройдет его до конца. Последователи буддизма живут во многих странах, но больше всего их на Востоке: В Китае, Корее, Японии, Вьетнаме, Монголии, Индии. Всего в мире более 700 миллионов буддистов.
Христианство. В основе лежит вера в Иисуса Христа, богочеловека, Сына Божьего. Существует три конфессии христианства: православная, католическая и протестантская.
Между этими христианскими церквями существует много различий, но они не затрагивают основного: веры в Христа, который своей смертью искупил грехи всего рода человеческого, а своим воскрешением дал надежду на воскресение для всех людей.
В мире сейчас более миллиарда христиан. Русь, Россия традиционно православная страна, хотя в ней живет и много представителей других религий.
Ислам. Самая молодая религия. Ислам в переводе с арабского означает “покорность, предание себя Богу” Возникла в начале VII века на территории Саудовской Аравии. Основатель – пророк Мухаммед. Согласно преданию, он получил от Бога (по-арабски Аллах) откровения, которые слово в слово записал в священной книге мусульман – Коране. Ислам – одна из самых распространенных религий — каждый пятый житель нашей планеты – мусульманин.
Ни одна мировая цивилизация не обходилась без храма. Очень часто храм называют моделью мира. И это действительно так, потому что в храмовом строительстве нашли воплощение представления людей о структуре мироздания. У многих народов сохранились легенды и предания о небесном происхождении храма. Одним его образ являлся во сне или таинственном видении, другим – в откровении свыше, от Бога. В глазах восхищенных верующих храм всегда был свидетельством его небесного, а не земного происхождения.
Задача сегодняшнего урока заключается в том, чтобы познакомиться с особенностями христианских храмов ( православных и католических), мусульманских и буддийских.
Работаете группами. Чтобы не заблудиться в тексте электронной энциклопедии и в гиперссылках, каждая группа получает план изучения темы. Вы находите ответы на вопросы, рассматриваете иллюстрации. Через 20 минут знакомите всех нас с особенностями храмов одной из мировых религий.
1 группа. Православные храмы.
- Чем является храм для православных христиан?
- Наиболее древняя форма храма?
- Ротонды и крестообразные формы.
- Самый главный и торжественный храм православного мира с VI века.
- Одна из причин, побудивших славянский мир к принятию православия.
- Правила внутреннего убранства храма (алтарь, иконостас)
- Росписи на стенах храма.
- Открой гиперссылку “Занимательные факты”.
Смысл количества глав православных храмов.
1 глава – ? | 3 главы – ? | 5 глав – ? | 7 глав – ? |
9 глав – ? | 13 глав – ? |
- Открой “Страны и континенты” -> “Моя родина-Россия” -> “Русский Север” “Кижи. Преображенская церковь”
Остров Кижи. Заповедник деревянного зодчества. 22-главый храм.
- Форма купола также имеет символический смысл. Более древняя шлемовидная форма купола напоминала о доблестных воинах и богатырях—защитниках Отечества. Луковичная символизировала пламя свечи. С XVII века на Руси стали возводить шатровые храмы с восьмигранным остроконечным завершием.
Рассмотри изображения храмов, определи, какую форму имеют их купола: Заполни таблицу:
Храм |
Город |
Форма куполов |
Дмитриевский собор | Владимир | |
Храм Николы в Хамовниках | Москва, | |
Храм Христа Спасителя | Москва, | |
Успенский собор | Москва | |
Успенский собор | Владимир | |
Церковь на Крови | Углич | |
Церковь Ильи Пророка | Ярославль |
- Храм Василия Блаженного (Покровский собор). История возведения храма.
2 группа. Католические храмы.
- Чем является храм для католиков?
- Костел – часто встречающееся название католического храма.
- Внутреннее убранство храма.
- Алтарь. Отличие от православного храма.
- Скульптурное изображение Распятия Христа.
- Основное убранство храма (статуи, скульптуры, росписи на стенах).
- Витражные окна.
- Картины в храме для создания настроения.
- Величайшие художники Возрождения, создавшие образы Девы Марии, Христа, святых.
- Различные стили католических храмов.
- Готические соборы.
- Собор Святого Петра в Ватикане.
- Пьета Микеланджело.
3 группа. Исламские мечети.
- Мечеть (от арабского “масджид” – место поклонения) — храм или молитвенный дом у мусульман.
- Первая мечеть.
- 665-67 года – начало строительства мечетей.
- Тип колонной мечети.
- Убранство ранних мечетей.
- Михраб.
- Кааба.
- “Голубая мечеть”
- Различие мечетей по своему назначению Минбар.
- Минарет – важнейший признак соборной мечети, начиная с VIII века.
- Четырехгранные, круглые, спиралевидные минареты.
- Пример: Минарет аль – Малявия в Самарре.
4 группа. Буддийский храм.
- Первые буддийские монастыри и храмы.
- Чаитья.
- Ступы на месте рождения, просветления, первой проповеди, перехода в Нирвану.
- Различные архитектурные формы и названия реликвариев.
- Полусферические ступы, в виде колокола, башни, квадратные, ступенчатые
- Примеры: Ступа Кумбум, Пагода Люхэта, ступа Сваямбхунатх, храм Махабодхи,
- Открой “БУДДИЗМ”. Стена храма Тосегу в Никко.
- Открой “БУДДА”. Изображения Будды: Будда Падмапани, статуя Будды Вайрочана, отпечатки стоп Будды в храме Махабодхи, статуя Будды Пхра Будда Чинарат.
В течение 20 минут каждая группа работает самостоятельно.
Далее соберем отдельные кусочки мозаики в единую картину.
Ни одна мировая цивилизация не обходилась без храма, имеющего культовое значение. даже в эпоху бронзы и неолита рядом с человеческими жилищами возводились мощные каменные сооружения – дольмены и кромлехи, служащие местом культовых обрядов.
В храмовом строительстве нашли воплощение представления людей о структуре мироздания.
Каждая группа знакомит класс с изученным материалом, иллюстрируя сообщение с помощью проектора.
Домашнее задание: Познакомиться с особенностями архитектуры новосибирских храмов.
Ответить на вопросы.
- Сколько куполов и какого цвета имеют Вознесенский Храм и Храм Александра Невского?
- Соответствует ли количество и цвет главок традиционной символике?