Сценарий урока МХК в 8-м классе по теме "Особенности храмового зодчества трёх мировых религий"

Разделы: МХК и ИЗО


Задачи урока:

  • знакомство с особенностями храмового зодчества трех мировых религий;
  • воспитание толерантности;
  • развитие умения самостоятельного изучения материала и подготовки его к презентации.

Урок проводится в компьютерном классе с установленной электронной энциклопедией Кирилла и Мефодия.

Давайте вспомним прошлый урок, посвященный трем мировым религиям.

Религия-это особое мировоззрение, мироощущение, основанное на вере в существование бога или богов. Почему мы говорим о религии? Потому, что развитие культуры сопровождается возникновением и становлением самостоятельных систем ценностей. В целом культура движется от мифа к логосу, т.е. от вымысла к знанию.

Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом.

Главное в религии – это вера в Бога, или вера в сверхъестественное, в чудо, в то, что не постигается разумом.

На самом деле вера является важнейшей частью мировоззрения человека, она во многом определяет его поступки и действия, мысли и чувства. Верят все. Только одни верят в Бога, другие – в то, что он не существует. Выбор всегда остается за мыслящим существом.

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Ю. Левитанский.

На прошлом уроке мы говорили о трех мировых религиях. Перечислите их. Буддизм, христианство, ислам.

Кратко вспомним о каждой.

Буддизм – самая древняя. Возникла в середине первого тысячелетия до н.э. на севере Древней Индии. Очень своеобразная. Более близка к философии, чем к другим религиям. Будда – не бог, а человек, который своими усилиями достиг высшего совершенства. В принципе любой человек может стать Буддой, если примет буддистский путь совершенствования и пройдет его до конца. Последователи буддизма живут во многих странах, но больше всего их на Востоке: В Китае, Корее, Японии, Вьетнаме, Монголии, Индии. Всего в мире более 700 миллионов буддистов.

Христианство. В основе лежит вера в Иисуса Христа, богочеловека, Сына Божьего. Существует три конфессии христианства: православная, католическая и протестантская.

Между этими христианскими церквями существует много различий, но они не затрагивают основного: веры в Христа, который своей смертью искупил грехи всего рода человеческого, а своим воскрешением дал надежду на воскресение для всех людей.

В мире сейчас более миллиарда христиан. Русь, Россия традиционно православная страна, хотя в ней живет и много представителей других религий.

Ислам. Самая молодая религия. Ислам в переводе с арабского означает “покорность, предание себя Богу” Возникла в начале VII века на территории Саудовской Аравии. Основатель – пророк Мухаммед. Согласно преданию, он получил от Бога (по-арабски Аллах) откровения, которые слово в слово записал в священной книге мусульман – Коране. Ислам – одна из самых распространенных религий — каждый пятый житель нашей планеты – мусульманин.

Ни одна мировая цивилизация не обходилась без храма. Очень часто храм называют моделью мира. И это действительно так, потому что в храмовом строительстве нашли воплощение представления людей о структуре мироздания. У многих народов сохранились легенды и предания о небесном происхождении храма. Одним его образ являлся во сне или таинственном видении, другим – в откровении свыше, от Бога. В глазах восхищенных верующих храм всегда был свидетельством его небесного, а не земного происхождения.

Задача сегодняшнего урока заключается в том, чтобы познакомиться с особенностями христианских храмов ( православных и католических), мусульманских и буддийских.

Работаете группами. Чтобы не заблудиться в тексте электронной энциклопедии и в гиперссылках, каждая группа получает план изучения темы. Вы находите ответы на вопросы, рассматриваете иллюстрации. Через 20 минут знакомите всех нас с особенностями храмов одной из мировых религий.

1 группа. Православные храмы.

  1. Чем является храм для православных христиан?
  2. Наиболее древняя форма храма?
  3. Ротонды и крестообразные формы.
  4. Самый главный и торжественный храм православного мира с VI века.
  5. Одна из причин, побудивших славянский мир к принятию православия.
  6. Правила внутреннего убранства храма (алтарь, иконостас)
  7. Росписи на стенах храма.
  8. Открой гиперссылку “Занимательные факты”.

Смысл количества глав православных храмов.

1 глава – ? 3 главы – ? 5 глав – ? 7 глав – ?
9 глав – ? 13 глав – ?    
  1. Открой “Страны и континенты” -> “Моя родина-Россия” -> “Русский Север” “Кижи. Преображенская церковь”

Остров Кижи. Заповедник деревянного зодчества. 22-главый храм.

  1. Форма купола также имеет символический смысл. Более древняя шлемовидная форма купола напоминала о доблестных воинах и богатырях—защитниках Отечества. Луковичная символизировала пламя свечи. С XVII века на Руси стали возводить шатровые храмы с восьмигранным остроконечным завершием.

Рассмотри изображения храмов, определи, какую форму имеют их купола: Заполни таблицу:

Храм

Город

Форма куполов
Дмитриевский собор Владимир  
Храм Николы в Хамовниках Москва,  
Храм Христа Спасителя Москва,  
Успенский собор Москва  
Успенский собор Владимир  
Церковь на Крови Углич  
Церковь Ильи Пророка Ярославль  
  1. Храм Василия Блаженного (Покровский собор). История возведения храма.

2 группа. Католические храмы.

  1. Чем является храм для католиков?
  2. Костел – часто встречающееся название католического храма.
  3. Внутреннее убранство храма.
  4. Алтарь. Отличие от православного храма.
  5. Скульптурное изображение Распятия Христа.
  6. Основное убранство храма (статуи, скульптуры, росписи на стенах).
  7. Витражные окна.
  8. Картины в храме для создания настроения.
  9. Величайшие художники Возрождения, создавшие образы Девы Марии, Христа, святых.
  10. Различные стили католических храмов.
  11. Готические соборы.
  12. Собор Святого Петра в Ватикане.
  13. Пьета Микеланджело.

3 группа. Исламские мечети.

  1. Мечеть (от арабского “масджид” – место поклонения) — храм или молитвенный дом у мусульман.
  2. Первая мечеть.
  3. 665-67 года – начало строительства мечетей.
  4. Тип колонной мечети.
  5. Убранство ранних мечетей.
  6. Михраб.
  7. Кааба.
  8. “Голубая мечеть”
  9. Различие мечетей по своему назначению Минбар.
  10. Минарет – важнейший признак соборной мечети, начиная с VIII века.
  11. Четырехгранные, круглые, спиралевидные минареты.
  12. Пример: Минарет аль – Малявия в Самарре.

4 группа. Буддийский храм.

  1. Первые буддийские монастыри и храмы.
  2. Чаитья.
  3. Ступы на месте рождения, просветления, первой проповеди, перехода в Нирвану.
  4. Различные архитектурные формы и названия реликвариев.
  5. Полусферические ступы, в виде колокола, башни, квадратные, ступенчатые
  6. Примеры: Ступа Кумбум, Пагода Люхэта, ступа Сваямбхунатх, храм Махабодхи,
  7. Открой “БУДДИЗМ”. Стена храма Тосегу в Никко.
  8. Открой “БУДДА”. Изображения Будды: Будда Падмапани, статуя Будды Вайрочана, отпечатки стоп Будды в храме Махабодхи, статуя Будды Пхра Будда Чинарат.

В течение 20 минут каждая группа работает самостоятельно.

Далее соберем отдельные кусочки мозаики в единую картину.

Ни одна мировая цивилизация не обходилась без храма, имеющего культовое значение. даже в эпоху бронзы и неолита рядом с человеческими жилищами возводились мощные каменные сооружения – дольмены и кромлехи, служащие местом культовых обрядов.

В храмовом строительстве нашли воплощение представления людей о структуре мироздания.

Каждая группа знакомит класс с изученным материалом, иллюстрируя сообщение с помощью проектора.

Домашнее задание: Познакомиться с особенностями архитектуры новосибирских храмов.

Ответить на вопросы.

  1. Сколько куполов и какого цвета имеют Вознесенский Храм и Храм Александра Невского?
  2. Соответствует ли количество и цвет главок традиционной символике?