Нумерация чисел от 11 до 20. Закрепление изученного материала

Разделы: Начальная школа


Цель урока: актуализация приобретенных знаний по теме: “Нумерация чисел от 11 до 20”.

Задачи урока:

  1. Закрепить образование, чтение и запись чисел второго десятка; порядок следования чисел при счете, сравнение чисел, опираясь на порядок следования чисел при счете, приемы сложения и вычитания, основанные на знании десятичного состава чисел второго десятка, вести подготовку к решению составных задач.
  2. Развивать логическое мышление на основе упражнений в анализе и синтезе, стимулировать развитие познавательного интереса с помощью проблемных заданий.
  3. Воспитывать интерес к математике, формировать мотивацию к учению, взаимопомощь и умение общаться друг с другом.

Оборудование: изображения Белоснежки, семи гномов, рамки с числами, карточки с заданиями, фигурки для рефлексии.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
В путешествие пойдём,
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте,
Сказку в душу пропускайте.
За горами, за лесами,
За широкими морями,
В чудном домике своём
Живут гномы всемером.
С ними поселилась я.
Ну-ка, отгадай меня! [3]
– Это Белоснежка и семь гномов.

+ А вы любите сказки? Я так и думала. Все любят сказки, потому что, читая их, мы проникаем в загадочный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. И сегодня нас ожидает путешествие в загадочный мир сказки. А помогут нам числа второго десятка.

2. Определение темы урока и постановка задач.

+ Какие задания хотели бы вы выполнить с числами второго десятка?

– Записать и прочитать их, сравнить их, решить с ними задачи, разгадать головоломки.

+ Многие ваши предположения исполняться. Мы повторим все, что узнали по теме “Нумерация чисел от 11 до 20”, поупражняемся в сложении и вычитании этих чисел, в решении задач, а помогут нам Белоснежка и 7 гномов.

3. Закрепление изученного материала.

а) Устный счет (работа в парах с числовыми рамками).

+ Попасть в сказку можно только на ковре-самолете, но так как им долго никто не пользовался, то от древности он развалился на отдельные кусочки.

Я предлагаю вам поработать в паре и собрать ковер-самолет, используя геометрические фигуры на вашем столе. Если вы выполните правильно это задание, сможете не только попасть в сказочный лес, но и разгадать задание Белоснежки.

(Собирают квадрат внутри рамки и получают числа.)

+Что получилось у вас внутри каждого квадрата?

1, 11, 3, 13, 5, 15, 7, 17, 8, 18, 9, 19

+ Белоснежка для нас приготовила числа. На какие две группы можно разделить данные числа?

– Их можно разделить на двузначные и однозначные числа.

+Давайте поставим в первый ряд все двузначные числа, а во второй однозначные числа.

11, 13, 15, 17, 18, 19.
1, 3, 5, 7, 8, 9.

+ Прочитайте числа. Что показывает каждая цифра в двузначном числе?

+ Назовите самое маленькое число и самое большое число в каждом ряду.

+ Установите закономерность в каждом числовом ряду и найдите лишнее число.

+ Уменьшите двузначные числа на 1.

+ Увеличьте однозначные числа на 2.

+ Вот мы и попали в сказку. Кто нас поджидает?

– Поджидают гномы.

б) Физкультминутка.

+ Тогда отправляемся к первому гному.

+ Вижу сильно вы устали.

Позову Весельчака,

Проведет физкультминутку,

Всем понравится она.

  1. “ Качания головой”: позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Дышите глубже, плечи расслаблены, голову уроните вперед. (30 секунд)
  2. “Ленивые восьмерки”: нарисуйте в горизонтальной плоскости “восьмерки” по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
  3. “Шапка для размышлений”: мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза [1].

в) Работа с учебником.

+ Гномы наши – шалунишки,
Поиграть они хотят.
Никогда им не встречалось
Столько умненьких ребят![3]
+ Поиграем с гномами?

Игра гнома Ворчуна.

Учебник с. 51, № 6.

+ Читая выражение разными способами, найдите результат:

12+1

20-1

15-5

17-17

18-1

16+1

15-10

17-16

10+1

19-1

10+5

17-0

Игра гнома Ап-чхи.

+ Исправь ошибки. Составь равенство правильно.

1+0=10

10+2=20

13-1=3

10-0=1

20-1= 10

12-2=1

Игра гнома Стеснительного.

+ Вставьте знаки “+, -” в равенства.

20…1=19

13…10=3

18…1=19

13…3=10

10…9=19

7…3=10

г) Задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Игры гнома Профессора.

  1. Ворчун поймал 10 рыб, а Весельчак 5 рыб.
  2. + Можно ли эту запись назвать задачей? Почему?
    + Какой вопрос мы можем поставить?
    – Сколько всего рыб поймали гномики?
    + Решите задачу, составьте ответ.
    – 10 +5 = 15 (р.)
    Ответ: 15 рыб поймали гномики.

    + Измените вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием.
    – На сколько больше рыб поймал Ворчун, чем Весельчак?
    + Решите новую задачу. Составьте ответ на вопрос второй задачи.

  3. Гномы любят играть в прятки. Рассмотрите домики, выберите из предложенных вариантов нужный домик, и вы узнаете, где спрятался Профессор [2].

д) Физкультминутка.

В уголочке кто спит,
Тихо что-то говорит?
Это гном Соня.
Чтобы лучше нам писать,
Надо пальчики размять.
Рыбки плавали, ныряли
В теплой ласковой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

Коррегирующая гимнастика для глаз:

  1. “Палец двоится” (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть палец вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока он не будет двоиться. Повторить 6 раз.
  2. “Стрельба глазами”: двигаем глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх, потом вниз. Повторить 5 раз.
  3. “Письмо носом” (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза, используя нос, как длинную ручку, пишите, или рисуйте что-нибудь в воздухе.[1]

е) Самостоятельная работа в паре. Игра гнома Молчуна.

+ Добрались до игры седьмого гнома Молчуна. Он предлагает вам поработать в паре, проверить свои силы в сложении и вычитании чисел в пределах 20 и разгадать слово.

7

8

9

10

11

12

Л

Д

Ы

М

О

Ц

 

1

2

-

2

=

1

0

М

 

1

0

+

1

=

1

1

О

 

1

7

-

1

0

=

7

Л

 

1

2

-

1

=

1

1

О

 

1

8

-

1

0

=

8

Д

 

1

1

+

1

=

1

2

Ц

 

1

0

-

1

=

 

9

Ы

 

+ Какое слово получилось?

4. Рефлексия. Итоги урока.

+ Оцените свою работу на уроке.

  1. Если вы считаете, что вы хорошо справились со всеми заданиями, все запомнили, и вам было легко на уроке, подарите Белоснежке и гномам солнышко, пусть и у них в сказке будет светлое и радостное настроение.
  2. Если вы старались, но не все у вас получилось, вам было трудно, подарите тучку.

+ Я рада видеть, что в нашей сказке светит солнышко, вы замечательно работали на уроке, каждый из вас старался выполнить все задания, трудности остались, мы справимся с ними на следующих уроках.
Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Список использованной литературы:

  1. Холодова О. А. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)/Методическое пособие, 1 класс + Программа курса “РПС”. М.: Росткнига, 2008.
  2. Холодова О. А. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет): Рабочие тетради: часть 2. М.: Росткнига, 2007.
  3. Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Интегрированные уроки: 1 класс. М.: ВАКО, 2006.