Цель урока: актуализация приобретенных знаний по теме: “Нумерация чисел от 11 до 20”.
Задачи урока:
- Закрепить образование, чтение и запись чисел второго десятка; порядок следования чисел при счете, сравнение чисел, опираясь на порядок следования чисел при счете, приемы сложения и вычитания, основанные на знании десятичного состава чисел второго десятка, вести подготовку к решению составных задач.
- Развивать логическое мышление на основе упражнений в анализе и синтезе, стимулировать развитие познавательного интереса с помощью проблемных заданий.
- Воспитывать интерес к математике, формировать мотивацию к учению, взаимопомощь и умение общаться друг с другом.
Оборудование: изображения Белоснежки, семи гномов, рамки с числами, карточки с заданиями, фигурки для рефлексии.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
В путешествие пойдём,
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте,
Сказку в душу пропускайте.
За горами, за лесами,
За широкими морями,
В чудном домике своём
Живут гномы всемером.
С ними поселилась я.
Ну-ка, отгадай меня! [3]
– Это Белоснежка и семь гномов.
+ А вы любите сказки? Я так и думала. Все любят сказки, потому что, читая их, мы проникаем в загадочный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. И сегодня нас ожидает путешествие в загадочный мир сказки. А помогут нам числа второго десятка.
2. Определение темы урока и постановка задач.
+ Какие задания хотели бы вы выполнить с числами второго десятка?
– Записать и прочитать их, сравнить их, решить с ними задачи, разгадать головоломки.
+ Многие ваши предположения исполняться. Мы повторим все, что узнали по теме “Нумерация чисел от 11 до 20”, поупражняемся в сложении и вычитании этих чисел, в решении задач, а помогут нам Белоснежка и 7 гномов.
3. Закрепление изученного материала.
а) Устный счет (работа в парах с числовыми рамками).
+ Попасть в сказку можно только на ковре-самолете, но так как им долго никто не пользовался, то от древности он развалился на отдельные кусочки.
Я предлагаю вам поработать в паре и собрать ковер-самолет, используя геометрические фигуры на вашем столе. Если вы выполните правильно это задание, сможете не только попасть в сказочный лес, но и разгадать задание Белоснежки.
(Собирают квадрат внутри рамки и получают числа.)
+Что получилось у вас внутри каждого квадрата?
1, 11, 3, 13, 5, 15, 7, 17, 8, 18, 9, 19
+ Белоснежка для нас приготовила числа. На какие две группы можно разделить данные числа?
– Их можно разделить на двузначные и однозначные числа.
+Давайте поставим в первый ряд все двузначные числа, а во второй однозначные числа.
11, 13, 15, 17, 18, 19.
1, 3, 5, 7, 8, 9.
+ Прочитайте числа. Что показывает каждая цифра в двузначном числе?
+ Назовите самое маленькое число и самое большое число в каждом ряду.
+ Установите закономерность в каждом числовом ряду и найдите лишнее число.
+ Уменьшите двузначные числа на 1.
+ Увеличьте однозначные числа на 2.
+ Вот мы и попали в сказку. Кто нас поджидает?
– Поджидают гномы.
б) Физкультминутка.
+ Тогда отправляемся к первому гному.
+ Вижу сильно вы устали.
Позову Весельчака,
Проведет физкультминутку,
Всем понравится она.
- “ Качания головой”: позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Дышите глубже, плечи расслаблены, голову уроните вперед. (30 секунд)
- “Ленивые восьмерки”: нарисуйте в горизонтальной плоскости “восьмерки” по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
- “Шапка для размышлений”: мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза [1].
в) Работа с учебником.
+ Гномы наши – шалунишки,
Поиграть они хотят.
Никогда им не встречалось
Столько умненьких ребят![3]
+ Поиграем с гномами?
Игра гнома Ворчуна.
Учебник с. 51, № 6.
+ Читая выражение разными способами, найдите результат:
12+1 |
20-1 |
15-5 |
17-17 |
18-1 |
16+1 |
15-10 |
17-16 |
10+1 |
19-1 |
10+5 |
17-0 |
Игра гнома Ап-чхи.
+ Исправь ошибки. Составь равенство правильно.
1+0=10 |
10+2=20 |
13-1=3 |
10-0=1 |
20-1= 10 |
12-2=1 |
Игра гнома Стеснительного.
+ Вставьте знаки “+, -” в равенства.
20…1=19 |
13…10=3 |
18…1=19 |
13…3=10 |
10…9=19 |
7…3=10 |
г) Задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
Игры гнома Профессора.
- Ворчун поймал 10 рыб, а Весельчак 5 рыб.
- Гномы любят играть в прятки. Рассмотрите домики,
выберите из предложенных вариантов нужный домик,
и вы узнаете, где спрятался Профессор [2].
+ Можно ли эту запись назвать задачей?
Почему?
+ Какой вопрос мы можем поставить?
– Сколько всего рыб поймали гномики?
+ Решите задачу, составьте ответ.
– 10 +5 = 15 (р.)
Ответ: 15 рыб поймали гномики.
+ Измените вопрос так, чтобы задача
решалась вычитанием.
– На сколько больше рыб поймал Ворчун, чем
Весельчак?
+ Решите новую задачу. Составьте ответ на вопрос
второй задачи.
д) Физкультминутка.
В уголочке кто спит,
Тихо что-то говорит?
Это гном Соня.
Чтобы лучше нам писать,
Надо пальчики размять.
Рыбки плавали, ныряли
В теплой ласковой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Коррегирующая гимнастика для глаз:
- “Палец двоится” (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть палец вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока он не будет двоиться. Повторить 6 раз.
- “Стрельба глазами”: двигаем глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх, потом вниз. Повторить 5 раз.
- “Письмо носом” (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза, используя нос, как длинную ручку, пишите, или рисуйте что-нибудь в воздухе.[1]
е) Самостоятельная работа в паре. Игра гнома Молчуна.
+ Добрались до игры седьмого гнома Молчуна. Он предлагает вам поработать в паре, проверить свои силы в сложении и вычитании чисел в пределах 20 и разгадать слово.
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Л |
Д |
Ы |
М |
О |
Ц |
1 |
2 |
- |
2 |
= |
1 |
0 |
М |
|
1 |
0 |
+ |
1 |
= |
1 |
1 |
О |
|
1 |
7 |
- |
1 |
0 |
= |
7 |
Л |
|
1 |
2 |
- |
1 |
= |
1 |
1 |
О |
|
1 |
8 |
- |
1 |
0 |
= |
8 |
Д |
|
1 |
1 |
+ |
1 |
= |
1 |
2 |
Ц |
|
1 |
0 |
- |
1 |
= |
9 |
Ы |
+ Какое слово получилось?
4. Рефлексия. Итоги урока.
+ Оцените свою работу на уроке.
- Если вы считаете, что вы хорошо справились со всеми заданиями, все запомнили, и вам было легко на уроке, подарите Белоснежке и гномам солнышко, пусть и у них в сказке будет светлое и радостное настроение.
- Если вы старались, но не все у вас получилось, вам было трудно, подарите тучку.
+ Я рада видеть, что в нашей сказке светит солнышко, вы замечательно работали на уроке, каждый из вас старался выполнить все задания, трудности остались, мы справимся с ними на следующих уроках.
Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.
Список использованной литературы:
- Холодова О. А. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)/Методическое пособие, 1 класс + Программа курса “РПС”. М.: Росткнига, 2008.
- Холодова О. А. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет): Рабочие тетради: часть 2. М.: Росткнига, 2007.
- Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Интегрированные уроки: 1 класс. М.: ВАКО, 2006.