Урок риторики в 6-м классе по теме "Благодарственное письмо"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

образовательная:

  • формирование понятия о письме как о виде речевой деятельности; научить различать официальные и неофициальные благодарственные письма;
  • познакомить учащихся с языковыми средствами выражения благодарности в письме;

развивающая:

  • развивать умение выбирать средства в зависимости от того, кого мы благодарим, где, когда, за что;

воспитательная:

  • воспитание уважительного и благодарного отношения к учителям, к окружающим нас людям, воспитание гуманизма.

Оборудование. Мультимедийное оборудование. Презентация к уроку. Видеоролик. Письмо учителя. Раздаточный материал — текст писем, карточка отслеживания эффективности урока.

Ход урока

1. Орг. момент. Речевая разминка — 3 мин.

Речевая разминка способствует как подготовке учащихся к говорению, так и совершенствованию навыков владения своим речевым аппаратом.

Упражнения для совершенствования речевой техники и развития голоса. Сюда входят:

  • “Подышим – подышим” дыхательные упражнения. Задачи: научить различать элементы речевого дыхания (вдох, выдох, задержка, добор воздуха), а также разные типы выдоха (непрерывный и прерывистый); Запуск межпланетного корабля. Лифт с повышением голоса. Выдох порциями. Со звуком В-Ф
  • Артикуляционно-фонетические упражнения; Улыбка слона. Проколю щеку. У кого губы краснее. Ипподром
  • Дикционные (скороговорка). Расскажите про покупки. Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

2. Объяснение нового материала

1) Индукция “Письмо” — 2 мин.

— Какой вид речи используется в рассказанной вами скороговорке? (Устный)

— А можно ли в письменной речи рассказать о покупках? Как будет называться такой жанр текста? (Письмо).

Письма бывают разные. Сейчас я познакомлю вас с одним из видов таких писем. Попробуйте определить его предназначение, коммуникативную задачу.

И письмо это необычное, оно адресовано вам. Если вы не возражаете, давайте я его прочту.

Текст письма

Дорогие, милые мои шестиклассники. Прошло совсем немного времени с тех пор, как мы с вами расстались, но для меня те дни, что мы провели с вами вместе, останутся в памяти самыми добрыми, светлыми, счастливыми. Потому что вы научили меня многому. Да, да, именно научили. И я поистине благодарна вам, за то, что вы научили меня искренности и открытости, наивности и доброте, радости и оптимизму. Я всегда удивлялась вашей детской непосредственности и шалостям, хотя и была строга с вами.

Сейчас я наблюдаю за вами со стороны и радуюсь, когда слышу о вас хорошее, грущу и переживаю, когда у вас возникают трудности в учебе и во взаимоотношениях.

Я всегда буду помнить ваш 1 “В” класс.

С любовью и благодарностью. Ваша первая учительница.

— Вот такое трогательное письмо.

— Кто является адресантом этого письма? (Первая учительница).

А адресатом? (Шестиклассники).

Какова коммуникативная задача адресата? (Выразить благодарность).

Как мы можем назвать данный вид писем? (Благодарственные письма).

Запись темы урока. Постановка учебных целей— 2 мин. Слайд 1. Приложение 1.

— На этом уроке вы должны будете понять, чем отличается благодарственное письмо от известных вам видов писем, с помощью каких языковых средств можно выразить свою благодарность в письме; как построить такое письмо; на какие группы можно разделить благодарственные письма по типу передаваемой информации.

— К сожалению, не все могут с легкостью подобрать слова, которые смогли бы передать теплоту вашего благодарного сердца. А иногда, мы просто не уделяем этому должного внимания, забываем сказать спасибо, благодарю. А ведь так важно быть чутким и внимательным к людям, которые оказывают нам внимание и поддержку.

Примером такой благодарности по отношению к своему учителю может послужить отношение Антона Павловича Чехова к своему старшему наставнику, писателю Дмитрию Васильевичу Григоровичу.

2) Работа с текстами и таблицей— 10 мин.

— Какие рассказы Антона Павловича Чехова вы знаете?

Но не всегда он был известен и популярен. И, как любой начинающий писатель, нуждался в ободрении и поддержке известных, талантливых людей. Представьте же себе его удивление и радость, когда он получил от Дмитрия Васильевича Григоровича(1822--1899) – маститого писателя 19 века, письмо…

Слайд 2

1 ученик. Д.В. Григорович — А. Чехову:

Милостивый государь Антон Павлович.

Около года тому назад я случайно прочел в "Петербургской газете" Ваш рассказ; названия его теперь не припомню; помню только, что меня поразили в нем черты особенной своеобразности, а главное — замечательная верность, правдивость в изображении действующих лиц и также при описании природы. С тех пор я читал все, что было подписано. Читая Вас, я постоянно советовал Суворину и Буренину следовать моему примеру. Они меня послушали и теперь, вместо со мною, не сомневаются, что у Вас настоящий талант,— талант, выдвигающий Вас далеко из круга литераторов нового поколенья.

Жму Вам дружески руку и желаю Вам всего лучшего. Уважающий Вас

Д. Григорович

2 ученик. А.ЧеховД.В.Григоровичу.

28 марта, Москва

Ваше письмо, мой добрый, горячо любимый благовеститель, поразило меня, как молния. Я едва не заплакал, разволновался и теперь чувствую, что оно оставило глубокий след в моей душе.

Как Вы приласкали мою молодость, так пусть Бог успокоит Вашу старость, я же не найду ни слов, ни дел, чтобы благодарить Вас. Вы знаете, какими глазами обыкновенные люди глядят на таких избранников, как Вы; можете теперь судить, что составляет для меня Ваше письмо. Оно выше всякого диплома, а для начинающего писателя оно — гонорар для настоящего и будущего.

… Я так обласкан и взбудоражен Вами, что, кажется, не лист, а целую стопу написал бы Вам. Дай Бог Вам счастья и здоровья, и верьте искренности глубоко уважающего Вас и благодарного

А.Чехова.

— Старший современник Чехова, первый известный писатель, увидел в рассказах Антоши Чехонте большой, настоящий талант. Текст письма А.Чехова лежит на ваших партах.

— Докажите, что этот текст — письмо. (Есть адресант, адресат…)

Какова коммуникативная задача адресанта? (Поблагодарить за поддержку, проявленное внимание, доброту). Какой это вид письма? (Благодарственное).

Какими словами Чехов выражает свою благодарность? Что, собственно, остается за пределами этих слов благодарности? Как он обращается к своему собеседнику?

Сделаем вывод. Текст письма наполнен личной, эмоционально выраженной информацией со значением благодарности.

Дайте определение и запишите в тетрадь. Благодарственное письмо — это письмо, в котором адресат выражает свою благодарность за что-то.

Заполнение таблицы. 1 колонка.

 

Личное

Официальное

Информация

Неофициальная, личная, эмоциональная

Официальная

Адресант — адресат

Неофициальные лица

Официальное лицо или организация

— Пример А.П.Чехова — пример того, как следует выражать благодарность в личном письме за проявленные к нам доброту, внимание, заботу.

А теперь сравните это письмо с другим письмом. В чем его отличие от предыдущего?

Слайд 3

3 ученик: Многоуважаемый Иван Иванович!

Благодарю Вас за присланный Вами подарок и за Ваше ко мне внимание, чрезвычайно для меня лестное и дорогое.

Я знаю: Вы не любите, чтобы Вас благодарили. Но мне очень хочется сказать Вам, что я навсегда сохраню к Вам в душе моей искреннее уважение и преданность.

Ваш друг.

— Оно написано более сдержанным тоном. Адресат — официальное лицо.

Сделаем вывод: благодарственные письма бывают официальными и неофициальными, личными. Дополните таблицу, 2 колонка.

 

Личное

Официальное

Информация

Неофициальная, личная, эмоциональная

Официальная

Адресант — адресат

Неофициальные лица

Официальное лицо или организация

Слайд 4

3) Задание — 3 мин. Определите, какие письма можно отнести к официальным, а какие к личным. (Дается 4 письма: 3 —официальных, 1 — личное)

А почему вы решили, что эти письма относятся к благодарственным письмам? (Используются слова благодарности).

4) Языковые средства выражения благодарности — 3 мин.

Слайд 5

Как выражается благодарность. Продолжите фразы.

1. Сердечно (горячо)
От всего сердца (от всей души) — благодарю Вас за

2. Я хочу
Мне хочется
Я хотел бы — поблагодарить Вас за то, что…

3. Если бы Вы знали
Вы не представляете
Вы не можете себе представить — как я благодарен Вам за…

4. Я очень благодарен
Как я благодарен
Большое, огромное спасибо — вам за то, что

3. Творческое задание “К нам в класс влетел Пегас”

1) Мотивация — 1 мин.

— Такие простые слова, а как много они значат для людей, которые помнят нас. Мы с вами возвращаемся к началу урока. Помните письмо вашей первой учительницы? У поэта Михаила Танича тоже была учительница, с которой его связывали самые лучшие воспоминания. И герой его стихотворения шлеи ей “запаздалое слово благодарности”. На слова этого стихотворения Яков Френкель положил музыку, а Владимир Маркин исполнил получившуюся песню.

Давайте посмотрим видеоклип к этой песне, внимательно послушайте слова. Вам необходимо будет найти ответ на вопрос: за что и почему благодарит герой своего учителя.

2) Авторский видеоклип — 4 мин. Приложение 2.

3) Беседа после просмотра — 2 мин.

— За что благодарит герой стихотворения (песни)?

— Как его зовут?

— Как вы думаете, почему Леша Иванов решает написать это письмо?

— Анна Константиновна смогла воспитать благодарного человека, доброго и отзывчивого. Смогли ли это сделать ваши учителя. Вспомните свою первую учительницу. А может быть вы благодарны тем учителям, которые в данный момент научили вас чему-то важному и ценному. Постарайтесь подобрать теплые, сердечные слова, чтобы ваше письмо могло согреть в холодный, дождливый день. Чтобы оно было не официальным, а личным и трогательным. Напишите письмо. Подумайте, о чем в нем можно рассказать, чем поделиться, за что поблагодарить.

4) Написание благодарственного письма – 7 мин.

5) “Плащ ритора”. Афиширование (представление собственных текстов) — 5 мин.

Прочитать 3-4 работы

4. Домашнее задание.

Написать письмо человеку, который дорог вам. Это может быть ваши родители, бабушка ил дедушка, одноклассник или просто хороший товарищ. Поблагодарите его и выразите свои искренние чувства.

Слово учителя. А урок я хочу завершить словами Цицерона: “Ни одним качеством я не хотел бы обладать в такой степени, как умением быть благодарным. Ибо это не только величайшая добродетель, но и мать всех других добродетелей”.

Желаю вам приобрести это качество и щедро им делиться.

5. Рефлексия (обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе урока) – 3мин.

Отслеживание эффективности урока.

1.Твоё отношение к уроку (нарисовать смайлику улыбку).

1) Отличный, интересный, захватывающий, заставляющий работать — улыбка;
2) Нормальный, обычный — нарисовать полоску;
3) Скучный, работа без интереса. Бесполезный — нарисовать опущенные уголки.

Приложение 3.

Использованная литература

Школьная риторика: 6 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ под ред. Т.А. Ладыженской.— М.: Издательский Дом “С-инфо”; Издательство “Баласс”, 2003. — 160 с.: ил.