Цели: Рациональное построение урока, создание психологического комфорта в детском коллективе, что будет способствовать выполнению следующих целей:
- Закрепление умения определять склонение и падеж им существительного с целью правильного написания безударных падежных окончаний данной части речи. Развитие умений при помощи памятки писать безударное окончание. Активизировать познавательную деятельность учащихся через использование различных методов проверки выполненных заданий и компьютерных технологий.
- Развитие орфографической зоркости, внимания, самоконтроля и контролирования работы своих одноклассников. Развитие умения работы в группах.
- Воспитание любви и интереса к предмету, желания творить самим; чувства товарищества, взаимовыручки, уважения друг к другу.
Оборудование: беджи, таблички, памятка, выставка газет, перфокарты, наглядный материал для игр, сундучок, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Ход урока
I. Орг. Момент.
1. Психологический настрой учащихся.
– Я вижу, что дети готовы к уроку.
На вас надеюсь я, друзья!
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
– Я Светлана Леонидовна. Сегодня я не просто ваш учитель. Сегодня я – ваше солнышко.
Представьте, что солнышко льёт на вас тёплые лучики. Под ними вы становитесь умнее, внимательнее и добрее. Пошлите мысленно свои лучики маме, папе, бабушке, друг другу, растениям, животным и пожелайте всем добра и любви.
– Обратите внимание на ваших партах лежат карточки, отображающие настроение. Покажите ту, которая покажет ваше настроение. Замечательно!
II. Подготовительная работа.
1. Беседа.
– Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно достаём и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок. Но он на замке. Поможете открыть? А я вам открою секрет: Если вы, ребята, будете активны на уроке, он откроется сам. Вот такой он волшебный! (сундучок)
– А теперь такой интересный вопрос. Догадайтесь, но будьте внимательны.
– Кто о себе может так сказать: «Я – периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное или еженедельное. Побывав у меня в гостях, хорошо познакомившись со мной, вы узнаете, обо всём на свете: что происходит не только в селе, но и в России, о животных, растениях, интересных людях, кто что продаёт или покупает, день рождения, когда свой отвечает? (газета).
Да! Сейчас издаётся большое количество разных интересных газет не только для взрослых, но и для вас, ребята. (Обращаюсь к выставке)
– А знаете ли вы, как статья появляется на страницах газеты? Её сразу печатают после того, как она оказалась в редакции?
– Кто занимается редактированием заметок и статей? (редактор)
– Вот и мы с вами сегодня будем редакторами.
– Представим, что наш класс – это редакция. И мы с вами проведём заседание редакционного совета газеты «Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2, 3 склонения»
(слайд 2)+девиз
– Запишем дату первого рабочего дня.
– Я – главный редактор. (бедж)
– В нашей редакции будут работать 3 отдела. Какие это отделы? Давайте посмотрим.
А) Отгадайте загадку:
К дому-невеличке
Подлетают птички.
Весточки, приветы
Несут они по свету. (письмо)
В) Добавьте словечко и узнаете название 2 отдела и 3 отделов:
Вы чего-то не слыхали,
Не видали и не знали.
Много набралось вестей
У отдела … (новостей)
В)
Что-то нужно вам продать
Иль купить, иль обменять.
Всем на удивление
Пишите … (объявление) (выставление табличек)
– Чтобы стать хорошими газетчиками, нужно быть грамотными и разборчиво писать (слайд 3)
2. Минутка чистописания.
Газета письмо новость объявление
(на доске закрыто)
– К какой части речи относятся эти слова?
– Что мы можем сказать об этих им. существительных?
(на ? что, род, число)
– Пришла пора вспомнить о солнышке:
Солнышко, солнышко появись
Солнышко, солнышко покажись. (Слайд 4)
– Вот и определились мои помощники. (3 человека,беджи)
– Поприветствуем их!
III. Работа по теме.
– Сейчас для наших новоиспеченных отделов наступил испытательный срок. Надеюсь, справитесь!
1. Выделение лишнего слова.
– В редакцию пришло письмо. Одна девочка из КСОШ№1 утверждает, что среди данных слов в каждой строчке есть лишнее. (слайд№5)
– Записать, лишнее слово подчеркнуть.
2. Проверка выполненного. (слайд 6)
Вывод: мы ещё раз убедились, что им. существительные изменяются по числам и падежам, имеют род.
– А для чего им. существительное дружит со склонением?
– А вы, ребята, дружите со склонением?
3. Игра «Домино» (в цветовой гамме, приложение 1)
4. Проверка выполненного.
(У учителя планшет – образец с расположенными цветными квадратами)
– Итак, какие им. существительные относим к 1, 2, 3 склонению? (слайд 7)
Дорогие мои, дети!
Чтобы правильно писать
Ключи-подсказки
Нужно знать.
– Какими ключами – подсказками пользуетесь вы, чтобы проверить написание безударного падежного окончания существительного?
– А я знаю вот какие. (слайд 8)
– И всё же, чтобы правильно написать безударное падежное окончание им. сущ-го, что необходимо знать?
– В редакцию поступила просьба. Жители р.п. Краснозёрское (пенсионеры), которые совсем забыли вопросы падежей, просят помочь определить падеж у им. существительных. (приложение 2)
– А в отдел писем – письмо. Его нужно, по-моему, отредактировать. (приложение 2)
5. Проверка выполненного. (с комментированием)
6. Обобщение по памятке. (памятка)
Редакция получает премию за хорошую работу отделов. Эта памятка останется у вас, ребята!!!
IV. Минутка релаксации.
(звучит успокаивающая музыка, учитель говорит)
– В природе есть солнце. Оно светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в небе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. (Включаю музыку)
Мысленно направляем к ней лучик, который несёт мир. Мы чувствуем, как звёздочка увеличилась. Направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром. Звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь ваша звёздочка стала большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем. Откройте глазки. Мы в редакции.
7. Правописание безударных падежных окончаний им. существительных 1, 2, 3 склонения.
– В редакцию поступило SMS сообщение, о том, что ученики вашего 4 класса суперхорошо знают тему: «Безударные падежные окончания им. существительных 1, 2, 3 склонения» и могут просто здорово разобраться со следующим заданием. (приложение 3)
8. Проверка выполненного.
(солнышко)
Собираем лучики добра, любви и мира.
Оранжевый лучик – с окончанием –е.
Жёлтый лучик – с окончанием- и.
– Ребята, а у меня ещё два лучика остались, не обидим их. С какой буквой нужны слова? (и)
V. Итог по уроку.
1. Реклама.
Чтобы привлечь внимание к нашей газете, нужна реклама. Создайте её и прорекламируйте нашу газету.
– Добавьте рифму. (слайд 9)
2. Оценки за урок.
3. Домашнее задание (слайд 10)
4. Благодарность учителя за урок.
– Прислушайтесь, дети, вы ничего не слышите? Сундучок- то наш поскрипывает.
Сундучок, сундучок,
Разукрашенный бочок,
Открывайся, не скрипи,
Покажи нам, что внутри?
Ой, какая прелесть! Это существительное второго склонения, среднего рода, несет людям свет и тепло. Что в сундучке?
Я дарю вам на память солнышко. Пусть оно прикоснётся к вашему сердцу и зажжёт маленький огонёк доброты. Ведь доброта, как и солнце, обладает волшебной силой. Прикоснется солнышко к нам своими лучиками – и на душе становится тепло. Пусть в нашем селе Краснозёрское станет больше добрых людей. (Слайд 11).
– Закончился урок. Теперь пусть каждый из вас выберет свою карточку настроения.