Деловая игра "Заседание редакционного совета газеты "Безударные падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3 склонения"

Разделы: Начальная школа


Цели: Рациональное построение урока, создание психологического комфорта в детском коллективе, что будет способствовать выполнению следующих целей:

  1. Закрепление умения определять склонение и падеж им существительного с целью правильного написания безударных падежных окончаний данной части речи. Развитие умений при помощи памятки писать безударное окончание. Активизировать познавательную деятельность учащихся через использование различных методов проверки выполненных заданий и компьютерных технологий.
  2. Развитие орфографической зоркости, внимания, самоконтроля и контролирования работы своих одноклассников. Развитие умения работы в группах.
  3. Воспитание любви и интереса к предмету, желания творить самим; чувства товарищества, взаимовыручки, уважения друг к другу.

Оборудование: беджи, таблички, памятка, выставка газет, перфокарты, наглядный материал для игр, сундучок, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Ход урока

I. Орг. Момент.

1. Психологический настрой учащихся.

– Я вижу, что дети готовы к уроку.
На вас надеюсь я, друзья!
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!

Я Светлана Леонидовна. Сегодня я не просто ваш учитель. Сегодня я ваше солнышко.

Представьте, что солнышко льёт на вас тёплые лучики. Под ними вы становитесь умнее, внимательнее и добрее. Пошлите мысленно свои лучики маме, папе, бабушке, друг другу, растениям, животным и пожелайте всем добра и любви.

– Обратите внимание на ваших партах лежат карточки, отображающие настроение. Покажите ту, которая покажет ваше настроение. Замечательно!

II. Подготовительная работа.

1. Беседа.

– Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно достаём и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок. Но он на замке. Поможете открыть? А я вам открою секрет: Если вы, ребята, будете активны на уроке, он откроется сам. Вот такой он волшебный! (сундучок)

– А теперь такой интересный вопрос. Догадайтесь, но будьте внимательны.

– Кто о себе может так сказать: «Я – периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное или еженедельное. Побывав у меня в гостях, хорошо познакомившись со мной, вы узнаете, обо всём на свете: что происходит не только в селе, но и в России, о животных, растениях, интересных людях, кто что продаёт или покупает, день рождения, когда свой отвечает? (газета).

Да! Сейчас издаётся большое количество разных интересных газет не только для взрослых, но и для вас, ребята. (Обращаюсь к выставке)

А знаете ли вы, как статья появляется на страницах газеты? Её сразу печатают после того, как она оказалась в редакции?

– Кто занимается редактированием заметок и статей? (редактор)

– Вот и мы с вами сегодня будем редакторами.

– Представим, что наш класс – это редакция. И мы с вами проведём заседание редакционного совета газеты «Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2, 3 склонения»

(слайд 2)+девиз

Запишем дату первого рабочего дня.

– Я – главный редактор. (бедж)

В нашей редакции будут работать 3 отдела. Какие это отделы? Давайте посмотрим.

А) Отгадайте загадку:

К дому-невеличке
Подлетают птички.
Весточки, приветы
Несут они по свету. (письмо)

В) Добавьте словечко и узнаете название 2 отдела и 3 отделов:

Вы чего-то не слыхали,
Не видали и не знали.
Много набралось вестей
У отдела … (новостей)

В)

Что-то нужно вам продать
Иль купить, иль обменять.
Всем на удивление
Пишите … (объявление) (выставление табличек)

– Чтобы стать хорошими газетчиками, нужно быть грамотными и разборчиво писать (слайд 3)

2. Минутка чистописания.

Газета письмо новость объявление
(на доске закрыто)

– К какой части речи относятся эти слова?

– Что мы можем сказать об этих им. существительных?

(на ? что, род, число)

– Пришла пора вспомнить о солнышке:

Солнышко, солнышко появись
Солнышко, солнышко покажись. (Слайд 4)

Вот и определились мои помощники. (3 человека,беджи)

Поприветствуем их!

III. Работа по теме.

– Сейчас для наших новоиспеченных отделов наступил испытательный срок. Надеюсь, справитесь!

1. Выделение лишнего слова.

– В редакцию пришло письмо. Одна девочка из КСОШ№1 утверждает, что среди данных слов в каждой строчке есть лишнее. (слайд№5)

Записать, лишнее слово подчеркнуть.

2. Проверка выполненного. (слайд 6)

Вывод: мы ещё раз убедились, что им. существительные изменяются по числам и падежам, имеют род.

– А для чего им. существительное дружит со склонением?

– А вы, ребята, дружите со склонением?

3. Игра «Домино» (в цветовой гамме, приложение 1)

4. Проверка выполненного.

(У учителя планшет – образец с расположенными цветными квадратами)

– Итак, какие им. существительные относим к 1, 2, 3 склонению? (слайд 7)

Дорогие мои, дети!
Чтобы правильно писать
Ключи-подсказки
Нужно знать.

– Какими ключами – подсказками пользуетесь вы, чтобы проверить написание безударного падежного окончания существительного?

– А я знаю вот какие. (слайд 8)

– И всё же, чтобы правильно написать безударное падежное окончание им. сущ-го, что необходимо знать?

– В редакцию поступила просьба. Жители р.п. Краснозёрское (пенсионеры), которые совсем забыли вопросы падежей, просят помочь определить падеж у им. существительных. (приложение 2)

А в отдел писем – письмо. Его нужно, по-моему, отредактировать. (приложение 2)

5. Проверка выполненного. (с комментированием)

6. Обобщение по памятке. (памятка)

Редакция получает премию за хорошую работу отделов. Эта памятка останется у вас, ребята!!!

IV. Минутка релаксации.

(звучит успокаивающая музыка, учитель говорит)

– В природе есть солнце. Оно светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в небе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. (Включаю музыку) 

Мысленно направляем к ней лучик, который несёт мир. Мы чувствуем, как звёздочка увеличилась. Направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром. Звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь ваша звёздочка стала большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем. Откройте глазки. Мы в редакции.

7. Правописание безударных падежных окончаний им. существительных 1, 2, 3 склонения.

– В редакцию поступило SMS сообщение, о том, что ученики вашего 4 класса суперхорошо знают тему: «Безударные падежные окончания им. существительных 1, 2, 3 склонения» и могут просто здорово разобраться со следующим заданием. (приложение 3)

8. Проверка выполненного.

(солнышко)

Собираем лучики добра, любви и мира.

Оранжевый лучик – с окончанием –е.

Жёлтый лучик – с окончанием- и.

– Ребята, а у меня ещё два лучика остались, не обидим их. С какой буквой нужны слова? (и)

V. Итог по уроку.

1. Реклама.

Чтобы привлечь внимание к нашей газете, нужна реклама. Создайте её и прорекламируйте нашу газету.

– Добавьте рифму. (слайд 9)

2. Оценки за урок.

3. Домашнее задание (слайд 10)

4. Благодарность учителя за урок.

– Прислушайтесь, дети, вы ничего не слышите? Сундучок- то наш поскрипывает.

Сундучок, сундучок,
Разукрашенный бочок,
Открывайся, не скрипи,
Покажи нам, что внутри?

Ой, какая прелесть! Это существительное второго склонения, среднего рода, несет людям свет и тепло. Что в сундучке?

Я дарю вам на память солнышко. Пусть оно прикоснётся к вашему сердцу и зажжёт маленький огонёк доброты. Ведь доброта, как и солнце, обладает волшебной силой. Прикоснется солнышко к нам своими лучиками – и на душе становится тепло. Пусть в нашем селе Краснозёрское станет больше добрых людей. (Слайд 11).

Закончился урок. Теперь пусть каждый из вас выберет свою карточку настроения.