Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса и является приоритетным направлением. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей представляет театрализованная деятельность.
Сейчас такое время, когда о чем бы ни заговорили, будь то наука, промышленность, образование или искусство, – все обрастает массой проблем. Да, в наше время, время стрессов, резких взлетов и ещё белее резких падений в судьбах людей. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка, нарушая развитие всех психических процессов (воображение, память, внимание). Эти нарушения отрицательно воздействуют на развитие творческих способностей, чем и обусловлена актуальность данной программы.
Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Сказки, спектакли пользуются у детей неизменной любовью. В дошкольном возрасте нужно показать ребенку примеры дружбы, доброты, трудолюбия, честности. Ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам. Дети учатся в коллективе, видеть красоту, сочувствовать.
Используя театрализованное творчество, позволяет воспитывать у них отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире. Развивать у ребенка психические процессы (внимание, память, воображение), эмоционально-волевую сферу ребенка.
Новизна данной программы заключается в том, что драматизация сказок игры, кукольных постановок, этюды, соответствуют единой теме. Арсенал игр упражнений и техник используемых в кружковой деятельности огромен. Он включает в себя использование игрушек кукол-марионеток, методики релаксационного характера, а так же сочинение сказок, историй разные формы художественной экспрессии.
Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием русского народа, формирование любви к фольклору, укреплять традиции народных праздников.
Сказки раскрывают ребенку мир взрослых, будят его фантазию, развивают воображение, знакомят с героями этнических произведений.
Основная цель: развитие творческих способностей ребенка, психологическое раскрепощение посредством театрализованных игр.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
- «Художественная литература», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.
- «Изодеятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.
- «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традицией народов севера, что послужит материалом входящим в театрализованные игры и спектакли.
- «Музыкальное воспитание», где дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю. Отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ.
- «Развитие речи» где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция.
Задачи программы:
- Создать условия для реализации способности детей чувствовать, мыслить и выражать свое состояние в игре.
- Выработать чувство ответственности в своих силах.
- Помочь формированию взаимоотношений.
- Научить детей слушать, воспринимать, отвечать на вопросы, пересказывать, сочинять.
- Помочь в овладении средствами образной выразительности (интонации, пантомимы).
- Помочь овладению коммуникативными навыками и развитию эмоциональной сферы детей.
- Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями и сотрудниками детского сада.
- Продолжать знакомить детей с традициями и культурой коренных народов Севера.
Реализация работы по программе:
- Программа реализуется через кружковую работу.
- Работу с родителями, где проводятся совместные театрализованные представления, праздники, кукольные театры, спортивные соревнования.
- Внутреннее убранство группы и зала, где живут и воспитываются дети.
- костюмы и атрибуты для спектаклей и игр, должны быть доступны детям и радовать их своим внешним видом.
Организация работы по программе
Формы работы
1. Групповые занятия
Продолжительность занятия зависит от возраста детей.
Занятия проводятся два раза в неделю. Время проведения занятий: 3-4 лет – 15 мин, 5-6 лет – 20-25 мин, 6-7 лет – 30 и более минут.
Принципы проведения занятий.
- Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.
- Доступность – занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)
- Проблемность – направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.
- Развивающий и воспитательный характер обучения - на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.
Часть 1. Вводная
Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу.
Основные процедуры работы – чтение сказок, рассказов, стихов. Игры « Бегал заяц по болоту», «Сидит белка на тележке», «А каток, каток, каток», «Дует ветер нам в лицо» и.т. д
Часть 2. Продуктивная
В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих способностей детей.
Элементы занятий:
- сказкотерапия, с элементами импровизации.
- разыгрываются этюды, стихи, потешки, сказки, небольшие рассказы с использованием мимики и пантомимики (Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников)
- Игры на развитие воображения и памяти – игры включают в себя запоминание стихов, потешек, пиктограмм, схем, небольших рассказов.
- рисование, аппликации, коллажи - использование различных видов нетрадиционного рисования, использование природного и бросового материала.
Часть 3. Завершающая
Цель занятия – получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А так же получение ребенком положительных эмоций на занятии. На практических занятиях по ИЗО деятельности организуются выставки детских работ.
2. Индивидуальная работа
На индивидуальных занятиях с детьми разучивают стихи, потешки, загадывание и отгадывание загадок и схем.
3. Работа с родителями
- привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов.
- консультации для родителей.
- анкетирование.
- совместные спектакли.
Таблица 1. План взаимодействия с родителями
Сроки | Тема | Форма проведения |
1 квартал | «Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей. | Стендовая информация |
«Знаете ли вы своего ребёнка?» | анкетирование | |
2 квартал | «Вещи нашего края» | Совместная экскурсия в школьный музей |
«Мои любимые герои» | Выставка рисунков | |
3 квартал | «Театральная мозаика» | Стендовая информация |
«В мире сказок» | Фотовыставка |
Методические приемы
- Беседы – проводятся с целью освоения нового материала.
- Подвижные игры – организуются для раскрепощения и отдыха детей на занятии.
- Словесные, настольно-печатные игры – организуются как форма занятия.
- Экскурсии – проводятся с целью обогащения духовного мира ребенка.
- Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.
- Работа с семьей – проводится с целью привлечения родителей к совместной творческой деятельности, участие в экскурсиях, развлечениях, праздниках
- Изготовление поделок и рисование – проводится с целью развития творческих способностей, воображения, памяти.
Создание предметно-окружающей среды в ДОУ
Музыкально-театральный центр
В музыкально-театрализованном центре собраны костюмы, декорации и различные виды кукол необходимые для постановок спектаклей, этюдов и игр.
СD аудиотека: «Птичьи голоса», «Музыка для релаксации», «Звуки работающего транспорта», «Музыка для ритмических движений».
Видеоматериалы : диски с записями сказок, детских спектаклей.
Ноутбук, CD-плеер, телевизор, музыкальный центр.
Центр детского творчества
Здесь размещаются детские рисунки, связанные с темой занятия, поделки, творческие работы сделанные детьми и совместно с родителями.
Предметно-развивающая среда
Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые позволят им общаться со сверстниками и взрослыми посредством речи («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне…», «Предупреди Митю… Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»)
Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки, предметы (матрешки из трех-пяти вкладышей, заводная игрушка, шкатулка с фантиками от конфет) в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и с воспитателем.
Доступно и эмоционально рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных фактах и событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных).
Приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя.
Формирование словаря
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); назвать их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).
Способы проверки достижения требований к знаниям, умениям дошкольника
Срок | Название методики | Цель |
4-5 лет | ||
Сентябрь | «Какие волшебные сказки ты знаешь?» | Работа над выразительностью исполнения (выражением эмоции, грусти и радости) |
Май | «Назови волшебные сказки» | Драматизация сказок, игры- имитации. |
5-6 лет | ||
Сентябрь | «Учимся четко говорить по- разному» | Развивать фантазию и творчество, выразительность, жестов. Мимики и голоса. |
Май | Разыгрывание этюдов и диалогов из сказок. | Развивать фантазию и творчество, выразительность, жестов. Мимики и голоса. |
6-7 лет | ||
Сентябрь | Игра «Назови ласково соседа» | Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики и жестов |
Май | Викторина « Мы любим сказки» | Закреплять умения детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок. |
Перечень основных средств обучения.
- Телевизор
- CD-плеер
- Музыкальный центр
- Ноутбук
- Видеоматериалы (записи сказок, спектаклей на компакт-дисках)
Наглядный материал:
- Иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, потешкам.
- Акварель, гуашь, кисточки.
- Цветная бумага.
- Природный и бросовый материал.
- Цветные карандаши.
- Клей, кисточки, фломастеры.
- Картон, альбомные листы.
- Атрибуты к играм.
- Художественная литература
- Дидактические игры.
Ожидаемый результат
Познавательная деятельность.
- Имеют представление об истории театра.
- Знают названия кукол разных стран (Англия, Италия, Франция и т. д)
- Умеют использовать атрибуты, различные виды кукол в играх, в постановках спектаклей.
- Умеют использовать мимику, пантомимику
- Умеют придумывать разные сказки, рассказы.
- имеют представления о традициях, культуре народов севера.
Изодеятельность
- Имеют представление о поэтах и художниках.
- Умеют выражать настроение в рисунках и поделках.
- Знают основные виды искусства народов север
Развитие речи
- Чёткая дикция, применение чистоговорок, скороговорок;
Этнографический материал
Средняя группа
Сентябрь-ноябрь
- Загадки (о зайце, собаке, кошке, медведе).
- Фонограммы для этюдов.
Декабрь-февраль
- Фонограммы для этюдов
Март-май
- Загадки.
- Фонограммы для этюдов.
Старшая группа
Сентябрь-ноябрь
- Элементы национальных костюмов (коми, ханты, манси).
- Игры (национальные).
- Сказки, сценки.
Подготовительная группа
- Фонограммы к этюдам.
- Песенки.
- Загадки.
- Игры.
- Пословицы.
- Сказки, сценки.
Полностью текст статьи представлен в Приложении 4.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста – Приложение 1,Творческие способности детей дошкольного возраста – Приложение 2, Акция «Белая ромашка» приуроченная ко дню борьбы с туберкулезом – Приложение 3.