И.А. Крылов. Басня "Стрекоза и муравей" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


В специальных (коррекционных) классах значение уроков чтения очень велико. Именно через художественные произведения мы воздействуем на души наших учеников, учим их различать добро и зло, дружбу и предательство. Основным материалом для уроков служит рассказ. Но помимо этого, школьники знакомятся с другими литературными жанрами, в том числе и с басней. Специфика этого жанра предполагает определенную методическую работу, учитывая сложность языка и не всегда понятный детям смысл содержания текста. От мастерства учителя зависит сделать знакомство с басней интересным и познавательным.

Предлагаю вашему вниманию урок чтения в 4 классе, где обучаются дети с интеллектуальными нарушениями.

Цель: Познакомить детей с творчеством И.А.Крылова. Дать понятие жанра «басня».

Задачи:

  1. Показать своеобразие литературного жанра: язык, художественные средства – аллегория, мораль).
  2. Учить анализировать поступки героев.
  3. Развивать связную устную речь, обогащать словарь.
  4. Воспитывать внимательного читателя.

Оборудование: портрет Крылова И.А., иллюстрации к басне, таблицы со словарными словами, атрибуты для инсценирования басни, выставка книг.

Ход урока

I. Оргмомент.

Есть волшебные слова,
Скажешь – сразу тишина.
Повнимательней, дружок,
Начинается урок.

Приветствие учителя.

Чтение стихотворения учеником:

Хорошая книга привыкла к почтению.
И тот получает пятёрку по чтению,
Кто с детства любитель большой почитать,
И книжки, как старших, привык почитать.
Я. Козловский.

А вы любите читать? Какие книжки вы любите читать? Для чего человеку надо читать? Каких авторов детских книг вы знаете?

II. Сообщение темы урока, постановка цели и задач.

Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством еще одного автора. Он не пишет сказки, рассказы. Он – баснописец, пишет басни. Догадались, о ком идет речь? Это – Крылов Иван Андреевич.

Скажите, что такое басня? (короткий рассказ в стихах)

А какую басню Крылова вы знаете?

Кто-нибудь помнит ее наизусть?

(Чтение учеником басни)

А сейчас я предлагаю вам на несколько минут вернуться в лето. Чем оно хорошо? (тепло, красивые цветы, насекомые). Смотрите, смотрите! Над цветами порхает очень красивое насекомое с большими крыльями. Оно перелетает с цветка на цветок, а вот присело на травинку. Кто это? Вы, наверное, все видели стрекозу? (помещается картинка)

Чем она занята летом? (порхает, садится на листочки, ловит маленьких мошек, отдыхает на травке и т.д.)

Какая она? (веселая, красивая, резвая – таблички с этими словами помещаются на доску)

Живет там же и другое насекомое. Не такое красивое, но очень трудолюбивое. Целыми днями он что-то носит. Кто это?

А чем летом занят муравей? (картинка) (трудится, строит дом, заботится о потомстве и пр.)

Какой он? (трудолюбивый, заботливый – таблички с этими словами помещаются на доску)

А могут они стать героями басни? Может, кто-нибудь читал эту басню и знает, как она называется?

Сегодня мы познакомимся с басней Крылова «Стрекоза и Муравей». Будем читать ее, учиться оценивать поступки героев, инсценировать.

III. Артикуляционная гимнастика.

На уроке чтения мы будем много говорить и читать, поэтому наше дыхание и язычок должны хорошо работать и не уставать.

1) Посмотрите на доску: летят воздушные шары. В них спряталась буква Ш. Найдите её.

Упражнение: «надуем воздушный шар».

(встали в круг, взялись за руки, вдох через нос, выдох через рот)

2) Дыхательная гимнастика.

3) Гимнастика для мышц языка: «Лошадка», «Маляр», «Грибок».

IV. Словарная работа:

В тексте встретятся слова и выражения, которые сейчас не употребляются в речи или вам неизвестны.

Попрыгунья
Как зима катит в глаза
Помертвело чисто поле
Нет уж дней тех светлых боле
Нужда, голод настаёт
Злой тоской удручена

V. Работа с текстом:

1) Чтение басни учителем.

О чем рассказывается в басне?

Назовите героев басни?

Чем была занята все лето Стрекоза?

А чем был занят Муравей?

О чем попросила Муравья Стрекоза?

Что ответил Муравей?

2) Самостоятельное чтение.

3) Работа с текстом:

Найти в тексте строчки о жизни Стрекозы летом.

Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы?

К кому пошла Стрекоза за помощью?

С какой просьбой обратилась она к Муравью? (найти в тексте)

Что ей ответил Муравей?

Как следует понимать слова Муравья?

Жалко вам Стрекозу или нет?

Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?

Как вы понимаете выражения: «Зима катит в глаза», «Помертвело чисто поле», «Был готов и стол и дом»?

VI. Оздоровительная минутка.

Отгадайте загадки:

На вид конечно мелковаты,
Но всё что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята –
Вся жизнь их связана с трудом.
(муравьи)
А вы бы могли изобразить муравья?
Тонкая девочка,
Стройная,как веточка,
Очки огромные надела,
Оттолкнулась и взлетела.
(стрекоза)
Попробуем изобразить.

VII. Чтение басни по ролям (с элементами театрализации):

  • Автор
  • Муравей
  • Стрекоза

Как будете читать слова Муравья (уверенно, поучительно)?

А Стрекозы? (жалостно, просяще)

VIII. Итог урока:

Было вам, ребята, интересно на уроке? Что вам больше всего понравилась?

А чем мы занимались на уроке?

Как называется басня, с которой мы сегодня познакомились? Кто автор басни?

Что такое басня?

Назовите героев басни.

Чему учит нас басня?

Кто из них вам более симпатичен? Почему?

В басне было 2 героя. На столе лежат предметы для этих героев.

Подумайте: на кого бы вы хотели быть похожими: на Стрекозу или Муравья?

Если на Стрекозу, то возьмите атрибуты для Стрекозы. Если на Муравья, то возьмите атрибуты для Муравья.

IX. Домашнее задание.

Учить басню наизусть, читать по ролям и выразительно.

X. Оценивание учащихся.