Деловая графика в электронных таблицах

Разделы: Информатика


Цель урока: формирование ключевых компетенций

Задачи урока:

  • образовательная: обобщить и систематизировать знания по теме “Электронные таблицы”;
  • развивающая: развивать представления об электронных таблицах как инструменте для решения задач из разных сфер человеческой деятельности; развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся;
  • воспитательная: помочь учащимся в формировании умения планировать текущую работу, нацеливать себя на выполнение поставленной задачи;

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.

Метод обучения: творческо-проблемный.

Оборудование урока: проектор, ПК, файл презентации, видеосюжеты на компьютере учителя.

Папка с данными об успеваемости класса на компьютере учащегося, карточки с номерами для скрытия информации об учащихся класса на общих диаграммах, конверт с одной стороны красного, с другой стороны серого цвета с зашифрованными данными индивидуально для каждого ученика.

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин).

– Здравствуйте! Наш урок – это ёщё одна ступень в освоении электронных таблиц.

– Пусть девизом нашего урока станут слова Альберта Эйнштейна

«Благоприятная возможность скрывается среди трудностей и проблем». Приложение 1

Мы изучили большой блок «Электронные таблицы» и теперь нам остается провести два заключительных урока. Сегодня – проверка ваших практических знаний по данной теме и на следующем уроке – проверка теоретических знаний (тестирование).

Сегодня мы обобщим большую тему «Электронные таблицы».

Итак, тема сегодняшнего занятия «Деловая графика в ЭТ».

Ребята! Что вы ожидаете от данного урока?

У вас на парте лежат двухцветные конверты. Если вы приготовились к активной работе на уроке, настроились на хорошую работу на нашем занятии, то положите конвертик красной стороной вверх, если вы не настроены на работу и думаете «Опять эти электронные таблицы!», то поверните конверт серой стороной верх.

II. Мотивация (7 мин).

Существуют различные виды графики Слайды 4-8 Как вы понимаете термин «деловая графика»? Слайд 9

Ребята! В этом году нашей школе исполняется 75 лет. И, как полагается, перед круглой датой подводятся итоги.

Пятиклассники мне представили информацию о медалистах школы в трех различных формах (текстовой, табличной, графической). Слайды 12-14

 Представьте, что вы эксперты и вам необходимо провести статистический анализ данных о медалистах школы.

В каком случае лучше оценить информацию и почему? Какой вариант наиболее удачен и почему, где можно быстрее оценить информацию?

Графическая информация усваивается лучше, благодаря наглядности.

Человек, часто работающий с числовой информацией, часто стоит перед выбором правильного и наглядного представления информации. И тогда хорошим помощником человека становятся электронные таблицы.

III. Актуализация (6 мин.)

Слайд 15. Что вы знаете об ЭТ? Это нам покажет блиц-опрос.

  1. Что такое Табличный процессор?
  2. Как называются столбцы В ЭТ( сколько их?)
  3. Как называются строки в ЭТ? (Сколько их?)
  4. Что образуется при пересечении строки и столбца?
  5. Какие данные можно записать в ячейки?
  6. С помощью какого знака замораживается адрес ячейки?
  7. Сколько ячеек в блоке А!1: В2 (4), в блоке В1:С4 (8)?
  8. Какие статистичеcкие, математические функции есть в Excel?

Слайд 16. Какую команду необходимо применить для построения графика диаграммы?

Сегодня вы станете мастерами диаграмм. Данные жетоны предназначены для оценивания вашей работы на уроке.

Слайд 17. Основные элементы диаграммы. Как построить диаграмму?

Слайд 18 Алгоритм построения диаграммы

Слайд 19 Все вы провели исследовательскую работу «Характеристика диаграмм», Олег сейчас представит, что у него получилось?

Приложение 2 (выступление учащегося)

Слайд 20 С чистовой информацией приходится работать людям разных профессий, но наиболее часто с числовой информацией сталкиваются учителя. Глядя на страницы школьного журнала, пестрящего цифрами, трудно увидеть общую картину «За деревьями не видеть леса». Посмотрите следующий видеосюжет внимательно. После просмотра я задам вам несколько вопросов.

Слайд 21

Приложение 3 (видеозапись «Проблемы классного руководителя»)

 Классный руководитель рассказывает о рутинной работе с бумагами и желанием построить рейтинг учеников своего класса, но с помощью калькулятора данная работа занимает много времени.

С какой проблемой столкнулся классный руководитель? Какая проблема у классного руководителя? Как это можно решить? Какую реальную помощь, ребята, вы бы могли оказать классному руководителю?

Представьте себя на месте классного руководителя. Классному руководителю необходимо представить информацию для родительского собрания. Мы с вами владеем знаниями о мощном инструменте «Электронные таблицы». Как бы поступили вы? Ваш совет.

Сформулируем цель нашего урока.

Создать диаграммы успеваемости учащихся своего класса

Слайд 22 Задачи.

Для достижения данной цели нам необходимо решить следующие задачи:

  1. Оформить таблицы
  2. Создать диаграммы успеваемости учащихся своего класса
  3. Провести анализ созданных диаграмм

Слайд 24 Критерии оценивания работ

1 Постановка цели 1 балл
2 Оформление таблицы 1 балл
3 Построение диаграммы 1 балл
4 Защита 1 балл
5 Вывод 1 балл

Все фамилии зашифрованы, код находится в вашем конверте.

IV. Практическая работа – 10 мин.

Группа 1.

  1. Познакомиться с содержанием папки №1 Приложение 4, рационально распределить работу в группе.
  2. Используя таблицу, содержащую сведения об успеваемости учащихся, составить наглядные диаграммы, показывающие рейтинг учащихся по среднему баллу по предметам в 9 классе
  3. Сохранить на флэшку, распечатать на принтере, записать работы на главный компьютер для демонстрации.
  4. Подготовить защиту созданной работы.

Группа 2.

  1. Познакомиться с содержанием папки №2 Приложение 5, рационально распределить работу в группе.
  2. Используя таблицу, содержащую сведения об успеваемости учащихся, составить графики успеваемости учащихся класса по отдельным предметам с 3 по 8 класс.
  3. Сохранить на флэшку, распечатать на принтере, записать работы на главный компьютер для демонстрации.
  4. Подготовить защиту созданной работы.

Группа 3

  1. Познакомиться с содержанием папки №3 Приложение 6 , рационально распределить работу в группе.
  2. Используя таблицу, содержащую сведения об успеваемости учащихся, составить наглядные диаграммы, показывающие изменение среднего балла по предметам с 3 по 8 класс.
  3. Сохранить на флэшку, распечатать на принтере, записать работы на главный компьютер для демонстрации.
  4. Подготовить защиту созданной работы.

Распечатка диаграмм. На доску магнитом закрепляется результат работы.

V. Физкультминутка – 2 мин.

Слайды 25-32

VI. Защита работ – 9 мин.

Учащиеся анализируют полученные результаты, делают выводы. Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу и берут жетон «Мастер диаграмм» соответствующего цвета: красный – выполнил задание отлично, синий – выполнил задание хорошо, серый – плохо справился с работой.

В итоге мы получаем наглядную картину успеваемости в данном классе.

VII. Домашнее задание – 1 мин.

Ребята, мы сегодня с вами познакомились и использовали мастер функций и мастер диаграмм для решения задач из жизни. Убедились насколько быстро и красиво Excel вычисляет по формулам и строит графики. Вы показали хорошие практические знания, на следующем уроке проверим ваши теоретические знания с помощью теста.

Домашнее задание Примеры практического применения электронных таблиц. Подготовиться к тестированию по теме «Электронные таблицы».

VIII. Выступление учащегося о значении ЭТ – 3 мин.

Видеосюжет (умение строить диаграммы является неотъемлемо частью любой профессиональной деятельности специалиста).

IX. Рефлексия – 3 мин.

Ребята, мы с вами очень плодотворно поработали! Молодцы! Мне очень было приятно работать с вами! А вы не могли бы поделиться своими впечатлениями?

  1. Что мы сегодня сделали?
  2. Для чего мы делали эту работу?
  3. Что было сложнее всего?
  4. Что надо сделать, чтобы получилось лучше?
  5. Какие ощущения вы испытали?

А теперь поверните листочки красным цветом, если вы считаете, что урок удался, серым цветом, если урок не получился. Листочки оставьте на партах.

X. Итог урока – 3 мин.

Поднимите у кого мастер диаграмм красного цвета. Вы получаете за урок – 5, синего цвета – 4, серого – 3. Надеюсь, что свое мастерство создания диаграмм вы будете в дальнейшем совершенствовать.

Сформулируйте кратко достоинства ЭТ. Быстро. Удобно. Наглядно. Посмотрите – какой шаг сделало человечество от простых вычислительных устройств. Счеты, калькулятор (музей) и табличный процессор (экран).

Надеюсь, для вас Excel как и для меня станет одной из любимейших программ.

А теперь для вас – сюрприз (рэп в исполнении одноклассника) Приложение 7.

Всем спасибо. Урок окончен.