Цели урока:
- Повторить и обобщить знания учащихся по орфографии.
- Развивать орфографическую зоркость, память, логическое мышление.
- Расширять словарный запас школьников.
- Воспитывать умение работать в группах.
Оборудование: презентация, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент и сообщение целей урока.
На слайде появляется картинка.
– Определите что это? (рисунок с надписью, афиша, реклама, объявление)
– Правильно это рисунок с надписью.
– Что вы заметили? (ошибки в тексте) Дети исправляют ошибки называя, к какому правилу относятся ошибки. Появляется слайд с правильной надписью.
– Как вы думаете, какая сегодня тема урока? (орфограммы)
– Что мы называем орфограммами?
II. Работа по теме урока:
Появляется следующий слайд.
– Снеговик нас приглашает выполнить задания, чтобы украсить ёлку к новому году.
– Как вы думаете, куда снеговик попал? (предположения ребят) это могут быть часы, число месяцев в году.
Открывают и выполняют задания по часовой стрелке или в порядке следования месяцев в году. После выполнения задания по гиперссылке возвращаются к циферблату. В числе 12 содержится музыкальная пауза.
1. Задание. Вставить пропущенные окончания.
Определить падеж, склонение, продолжите, чтобы получилось предложение.
– Какая орфограмма? (безударные окончания имён существительных)
Ходил около палатк…
Стучал по крыш…
Достал из печ…
Обрадовался гость…
Вернулся из лагер…
2. Задание. Найдите лишнее слово.
Орфограмма непроверяемая безударная гласная (словарные слова)
- Х…зяйство, б…бли…тека, т…жёлый, пр…красный.
- Ужас…ный, поз…ний, счас…ливый, радос…ный.
- Положили в коробку, подъехала машина, кот бродил, чайник закипел.
3. Задание. Замени, одним словом.
– Поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную.
– Что это за орфограмма?
– Составить предложение, используя как можно больше разных частей речи.
- КРАЙ ЗЕМЛИ ОКОЛО ВОДЫ. (Берег)
- ТАБЛИЦА ИЛИ КНИЖКА С ПЕРЕЧНЕМ ВСЕХ ДНЕЙ В ГОДУ. (Календарь)
- НАДПИСЬ НА ПИСЬМЕ, ПОЧТОВОМ ОТПРАВЛЕНИИ, УКАЗЫВАЮЩАЯ НА МЕСТО НАЗНАЧЕНИЯ И ПОЛУЧАТЕЛЯ. (Адрес)
- БОЛЬШАЯ СТАНЦИЯ НА ПУТЯХ СООБШЕНИЯ. (Вокзал)
- РУКОВОДИТЕЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧЕРЕЖДЕНИЯ ИЛИ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ. (Директор)
- СПЕЦИАЛИСТ С ВЫСШИМ ТЕХНИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ. (Инженер)
4. Задание. Найдите главные члены предложения.
– Какие вы знаете главные члены предложения?
– Что ещё заметили в этом предложении? (однородные члены)
– Когда между однородными членами предложениями ставятся запятые.
– Перед какими союзами.
Бутявка вздребезднулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
12.. Физкультминутка
1 группа – 1 склонение.
2 группа – 2 склонение.
3 группа – 3 склонение.
Картофель, репа, капуста, кабачок, клубника, рябина, фасоль, помидор, тетрадь, морковь, баклажан, дочь.
– Я называю слова, кто услышит слово, относящееся к своему склонению приседает.
– Какая орфограмма встретилась в словах?
– Как определили склонение?
5. Задание. Подобрать близкие по значению существительные. Указать род имени существительных
– Как называются близкие по значению? (синонимы)
– Как называются слова противоположные по значению? (антонимы)
Затем определить склонение существительных.
Перстень – кольцо
Удача – успех
Мрак – темнота
Занавес – штора
Обязанность – долг
6. Задание. Отгадать ребусы
Корь – ь + идол – л + р = коридор
Кар + то + фельдшер – дшер = картофель
7. Задание. Прочитайте, определите какой это текст: рассуждение, описание или повествование.
– Почему в морозы воробьи пушистые.
Почему?
У меня за окном полочка для птиц. Чаще других прилетают к кормушке воробьи. Но я их не прогоняю. По воробьям я узнаю погоду.
Вот воробьи гладенькие. Значит, тепло на дворе. А то прилетят взъерошенные, надутые. Тут береги уши и нос!
Я давно заметил, что в мороз воробьи пушистые. Объясни почему.
8. Задание. Отгадать ребус.
– Какая орфограмма спряталась в этих слова? (проверяемая безударная гласная в корне)
9. Задание. Правильно ли Алиса назвала падежи и просклоняла существительное “звери” ?
“Именительный – звери,
Родительный – звери,
Дательный – звери,
Винительный – зверь,
Звательный – о зверь!”
– Какие вы знаете падежи?
– Просклоняйте слово звери.
10. Задание. Впиши подходящие по смыслу предлоги. Укажи падеж имен существительных.
- Добежать …. реки.
- Подъехал …. заводу.
- Летел …. полем.
- Читал …. животных.
- Рос ….. елью.
– вписать предлоги, указать падеж существительных.
– Как пишется предлог со словами?
– В каком падеже стоят имена существительные?
– Какая орфограмма встретилась? (предлоги)
11. Задание. Как правильно сказать:
Много сапог (сапогов).
Много носок (носков).
Купили 5 кг помидоров (помидор) .
На вешалке висело много платья (платьев).
– Для чего нужно знать, как произносятся и пишутся существительные в Р.п.
III. Итог урока.
Вот мы с вами и помогли нарядить снеговику ёлочку. И повторили орфограммы.
– А скажите для чего нужно изучать орфограммы? (ответы детей)
– Молодцы!
– Снеговик готов к новому году и поздравляет нас с наступающим новым годом.