Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Воздух – невидимка" (подготовильная группа)

Разделы: Работа с дошкольниками


ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с понятием “ВОЗДУХ”.

ЗАДАЧИ:

  • Показать способы обнаружения воздуха.
  • Познакомить со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений.
  • Развивать интерес к познавательной деятельности, высказывать свои предложения, мнения.

Материалы и оборудование:

  • Целлофановые мешочки.
  • Стаканы большие и маленькие.
  • Стаканы с водой и трубочки.
  • Микроскопы.
  • Воздушные шары.
  • Сказочный персонаж кукла – Незнайка.

Тема: “Воздух-невидимка”

Педагог-эколог: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным веществом, которое существует в природе. Познакомимся мы с этим веществом при помощи опытов. К нам сегодня в гости пришел Незнайка, который тоже желает познакомиться с интересным веществом.

Опыты:

I.Опыт: “Что внутри”.

Ребята, возьмите в руки мешочки, и посмотрите, что внутри? (ответы детей).

А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось? (ответы детей).

Его раздуло.

Что его раздуло? Что внутри? (ответы детей).

Незнайка: А я считаю, что внутри ничего нет.

Так кто же прав? (ребенок прокалывает свой мешочек и струю направляет на себя).

Что вы чувствуете? Что было в мешке? (ответы детей)

В мешке был воздух.

Незнайка: Воздух? Я его не вижу.

Мы его видим? Нет. Значит воздух невидимый. Но его можно обнаружить.

II. Опыт: “Определи движение воздуха”.

Педагог: Помашите рукой перед лицом. Что вы чувствуете? (ответы детей)

Движение воздуха.

Вывод: воздух невидимый.

III. Опыт: “Опусти стаканчик, в воду держа его прямо”.

Педагог: Возьмите маленький пустой стаканчик, переверните его вверх дном и медленно опустите его в большой стакан с водой. Обратить внимание на то, что стаканчик нужно держать ровно.

Что получается? Попадает ли вода в стаканчик?

Незнайка: У меня в стаканчике вода.(ответы детей: А у меня стаканчик сухой, вода в него не попала ).

Почему у Незнайки в стаканчике оказалась вода? (ответы детей).

Вывод: в стаканчике есть воздух, он не пускает туда воду. Он прозрачный, невидимый.

IV. Опыт: “Опусти стаканчик в воду, его наклонив”.

Предлагаю детям опустить стаканчик в большой стакан с водой, но теперь держать его не прямо, а немного наклонив.

Педагог: Что появляется в воде? (ответы детей). Видны пузырьки воздуха.

Откуда он взялся?

Незнайка: я не вижу воздух.

Педагог: Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. А почему мы думали, что стакан пустой? (ответы детей)

Вывод: при опускании стакана в воду, вода начинает вытеснять воздух, занимая его место, и поэтому появляются пузырьки. Это выходит воздух из стакана.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки).
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).

V. Опыт: “Пускание пузырьков из воды”.

Педагог: А, как вы думаете, можно ли воздух увидеть? (ответы детей).

Незнайка: конечно, нет, он же невидимый.

Педагог: Давайте проверим. Что произойдет, если опустить соломинку и подуть в нее? (опустите соломинку в стакан с водой, подуйте). Что видите? (ответы детей)

Это пузырьки, которые мы выдыхаем.

Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность? (ответы).

Незнайка: им так нравится.

Педагог: Потому что воздух легче воды.

Где вы наблюдали это явление – компрессор в аквариуме.

Предложить детям подышать своими носами. Отлично.

Как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей).

Незнайка: воздух не имеет запаха.

(дети приводят примеры, где и когда они чувствовали запах воздуха).

Полезно ли дышать человеку, таким воздухом? (ответы детей).

Вывод: человеку нужен чистый воздух, чтобы быть здоровым.

Педагог: Животные дышат? Через что они вдыхают воздух? (ответы).

Правильно. Все животные вдыхают воздух через нос, у них тоже есть носы. А растения дышат или нет? (ответы детей)

.Куда же они попрятали свои носы? (ответы детей).

VI. Опыт: “Как дышит растение”.

Педагог: Я, вам предлагаю подойти к микроскопам, и рассмотрим лист растения.

На листочке мы видим – дырочки – светлые отверстия. Вот через эти отверстия – дырочки, растения дышат.

Незнайка: предлагает детям: закрыть нос и рот и не дышать.

Ребята, что вам хочется сделать в этой ситуации? (ответы детей).

Нужен ли всем воздух?

Вывод: воздух нужен всем: человеку, животным и растениям.

Незнайка предлагает детям шары. Почему они называются воздушными? (ответы детей)

VII. Опыт “Надуй шарик”.

Педагог: Мы как бы ловим ртом воздух и запираем его в воздушном шарике

Иногда шары надувают особым газом из болона. Этот газ легче воздуха, и поэтому такие шары могут улететь вверх.

Незнайка: есть шары на которых можно путешествовать и я хочу предложить вам на рисовать для меня проект такого воздушного шара и его устройства Договорились? Ну, тогда, до свидания! До встречи.