ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с понятием “ВОЗДУХ”.
ЗАДАЧИ:
- Показать способы обнаружения воздуха.
- Познакомить со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений.
- Развивать интерес к познавательной деятельности, высказывать свои предложения, мнения.
Материалы и оборудование:
- Целлофановые мешочки.
- Стаканы большие и маленькие.
- Стаканы с водой и трубочки.
- Микроскопы.
- Воздушные шары.
- Сказочный персонаж кукла – Незнайка.
Тема: “Воздух-невидимка”
Педагог-эколог: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным веществом, которое существует в природе. Познакомимся мы с этим веществом при помощи опытов. К нам сегодня в гости пришел Незнайка, который тоже желает познакомиться с интересным веществом.
Опыты:
I.Опыт: “Что внутри”.
Ребята, возьмите в руки мешочки, и посмотрите, что внутри? (ответы детей).
А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось? (ответы детей).
Его раздуло.
Что его раздуло? Что внутри? (ответы детей).
Незнайка: А я считаю, что внутри ничего нет.
Так кто же прав? (ребенок прокалывает свой мешочек и струю направляет на себя).
Что вы чувствуете? Что было в мешке? (ответы детей)
В мешке был воздух.
Незнайка: Воздух? Я его не вижу.
Мы его видим? Нет. Значит воздух невидимый. Но его можно обнаружить.
II. Опыт: “Определи движение воздуха”.
Педагог: Помашите рукой перед лицом. Что вы чувствуете? (ответы детей)
Движение воздуха.
Вывод: воздух невидимый.
III. Опыт: “Опусти стаканчик, в воду держа его прямо”.
Педагог: Возьмите маленький пустой стаканчик, переверните его вверх дном и медленно опустите его в большой стакан с водой. Обратить внимание на то, что стаканчик нужно держать ровно.
Что получается? Попадает ли вода в стаканчик?
Незнайка: У меня в стаканчике вода.(ответы детей: А у меня стаканчик сухой, вода в него не попала ).
Почему у Незнайки в стаканчике оказалась вода? (ответы детей).
Вывод: в стаканчике есть воздух, он не пускает туда воду. Он прозрачный, невидимый.
IV. Опыт: “Опусти стаканчик в воду, его наклонив”.
Предлагаю детям опустить стаканчик в большой стакан с водой, но теперь держать его не прямо, а немного наклонив.
Педагог: Что появляется в воде? (ответы детей). Видны пузырьки воздуха.
Откуда он взялся?
Незнайка: я не вижу воздух.
Педагог: Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. А почему мы думали, что стакан пустой? (ответы детей)
Вывод: при опускании стакана в воду, вода начинает вытеснять воздух, занимая его место, и поэтому появляются пузырьки. Это выходит воздух из стакана.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки).
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).
V. Опыт: “Пускание пузырьков из воды”.
Педагог: А, как вы думаете, можно ли воздух увидеть? (ответы детей).
Незнайка: конечно, нет, он же невидимый.
Педагог: Давайте проверим. Что произойдет, если опустить соломинку и подуть в нее? (опустите соломинку в стакан с водой, подуйте). Что видите? (ответы детей)
Это пузырьки, которые мы выдыхаем.
Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность? (ответы).
Незнайка: им так нравится.
Педагог: Потому что воздух легче воды.
Где вы наблюдали это явление – компрессор в аквариуме.
Предложить детям подышать своими носами. Отлично.
Как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей).
Незнайка: воздух не имеет запаха.
(дети приводят примеры, где и когда они чувствовали запах воздуха).
Полезно ли дышать человеку, таким воздухом? (ответы детей).
Вывод: человеку нужен чистый воздух, чтобы быть здоровым.
Педагог: Животные дышат? Через что они вдыхают воздух? (ответы).
Правильно. Все животные вдыхают воздух через нос, у них тоже есть носы. А растения дышат или нет? (ответы детей)
.Куда же они попрятали свои носы? (ответы детей).
VI
. Опыт: “Как дышит растение”.Педагог: Я, вам предлагаю подойти к микроскопам, и рассмотрим лист растения.
На листочке мы видим – дырочки – светлые отверстия. Вот через эти отверстия – дырочки, растения дышат.
Незнайка: предлагает детям: закрыть нос и рот и не дышать.
Ребята, что вам хочется сделать в этой ситуации? (ответы детей).
Нужен ли всем воздух?
Вывод: воздух нужен всем: человеку, животным и растениям.
Незнайка предлагает детям шары. Почему они называются воздушными? (ответы детей)
VII. Опыт “Надуй шарик”.
Педагог: Мы как бы ловим ртом воздух и запираем его в воздушном шарике
Иногда шары надувают особым газом из болона. Этот газ легче воздуха, и поэтому такие шары могут улететь вверх.
Незнайка: есть шары на которых можно путешествовать и я хочу предложить вам на рисовать для меня проект такого воздушного шара и его устройства Договорились? Ну, тогда, до свидания! До встречи.