Проблемно-эвристический урок английского языка в 11-м классе по теме "Russia as a tourist destination"

Разделы: Иностранные языки


Учебно-методическое обеспечение: О.Л. Гроза и др. “New Millennium English”: учебник англ. языка для 11-го класса общеобраз. учреждений – Обнинск: Титул, 2006.

Время реализации занятия – 1 час 30 минут (сдвоенный).

Используемые педагогические технологии: элементы технологии критического мышления, “шесть шляп мышления” и ИКТ.

Компьютерный медиапродукт: авторская презентация, созданная в среде POWER POINT.

Задачи занятия:

Образовательные:

  • активизация лексики по теме;
  • обучение аудированию с извлечением необходимой информации;
  • создание условий для формирования навыка устной речи по теме “Russia as a tourist destination” в форме обсуждения и дискуссии.

Развивающие:

  • развитие умения выказывать и аргументировать свою точку зрения;
  • развитие способности анализировать, сравнивать и систематизировать предлагаемый материал;
  • развитие способности к критическому мышлению.

Воспитательные:

  • воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину;
  • формирование умения работать в коллективе;
  • воспитание уважения к собеседнику.

Проблемный вопрос: Что сделать, чтобы привлечь иностранных туристов в Россию?

Предполагаемые варианты решения:

  1. Государство должно выделять больше средств на поддержание и развитие туризма в России.
  2. Сохранность и доступность для посещения туристами исторических памятников России.
  3. Улучшение сервиса для туристов и приемлемые цены для отдыха.
  4. Снижение преступности в стране и повышение культурного уровня населения.
  5. Создание интересных проектов для привлечения иностранных туристов.

Необходимое оборудование и материалы для занятия – проектор, операционная среда – Microsoft Windows XP, 2000, Microsoft PowerPoint

План занятия

Этапы занятия

Временная реализация
Приветствие. Орг. момент. Введение в тему урока: cтихотворение “Зачем путешествовать?”, обсуждение его. Объявление темы.

3 минуты

Групповая работа. Обсуждение двух точек зрения: за и против.

8 минут

Творческая работа в группах – составление “синквейна”.

8 минут

Прием “мозговой штурм”. Демонстрация кластера и сравнение его с ответами учащихся.

4 минуты

Элементы диалогового обсуждения по теме. Использование межпредметных связей.

7 минут

Создание проблемной ситуации. Просмотр презентации, обсуждение выявленных проблем и формулирование главного проблемного вопроса урока.

15 минут

Выдвижение гипотезы с помощью аудирования текста по теме. Первое прослушивание – понимание основного содержания текста. Второе – с извлечением необходимой информации.

12 минут

Парная и групповая работа. Дискуссия по прослушанному тексту. Выступления спикеров от каждой группы.

20 минут

Систематизация путей решения проблемного вопроса урока.

8 минут

Рефлексия. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

5 минут

Карта урока

Комментарий хода урока

Время
(мин)

слайд №

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

После приветствия, учитель читает стихотворение “Зачем путешествовать?” и спрашивает учащихся, какие эмоции оно вызвало у них. Учитель сообщает учащимся тему урока.

3

1-2

Внимание

Ясность речи

Активное слушание

Рефлексивность

Культура эмоций

Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: “Любите ли вы путешествовать?” Получив краткие ответы детей, предлагает разделиться на 2 группы – “за” путешествия и “против” (“желтая” и “черная” шляпы по методу “шесть шляп мышления”). Пользуясь выражениями на слайде, подготовить высказывание от каждой группы и, аргументируя, представить его классу.

8

3-4

Мышление

Ясность речи

Рефлексивность

Самостоятельность

Критическое мышление Аргументиро-ванность

Затем учитель демонстрирует 2 “синквейна” по теме урока и предлагает одной группе составить положительный “синквейн”, а другой группе – негативный “синквейн” (“зеленая” шляпа). Каждая группа представляет свой “синквейн”.

8

5-6

Мышление

Память

Ассоциация

Креативность

Самостоятельность

Рефлексивность

С помощью приёма “мозговой штурм” учитель предлагает ответить на вопрос, зачем люди путешествуют, и обобщает ответы учеников. Учитель предлагает сравнить свой кластер на слайде с ответами детей.

4

7-8

Мышление

Ясность речи

 

Активность

Рефлексивность

Системность

Аналитичность

Аргументиро-ванность

Учитель спрашивает учеников, куда бы они поехали, чтобы реализовать свои планы. Составление диалогов. Предполагается, что большинство ребят выберет поездку за рубеж. Учитель наводящими вопросами подводит детей к мысли, что путешествуя по миру, мы тем самым развиваем экономику других стран и просит учеников, пользуясь знаниями, полученными на уроках экономической географии, привести примеры таких стран.

7

9

Память

 

Рефлексивность

Гибкость мышления

Глубина рассуждения

Точность и уместность речи

Обращаясь к учащимся, учитель задает следующие вопросы и просит обосновать ответы на них: “Не развивая туризм в России, мы наносим вред экономике нашей страны?”, “Почему мало иностранных туристов в России?”. После ответов учащихся, учитель предлагает посмотреть презентацию одного из учеников прошлых лет и ответить на вопрос “С какими проблемами сталкиваются иностранцы в России?” и выразить свое отношение к этим проблемам. После просмотра презентации дети озвучивают увиденные проблемы, выражая свое мнение, и возможно пополняют список проблем. Формулируется главный проблемный вопрос урока: “Что сделать, чтобы привлечь иностранных туристов в Россию?”

15

10-16

17

Мышление

Внимание

Понимание материала

Аргументиро-ванность

Рефлексивность

Аналитичность

Самостоятельность

Активность

Речевая инициатива

Учитель предлагает прослушать диалог журналиста и англичанина, который рассказывает о проектах, созданных для привлечения туристов в Великобританию, и после второго прослушивания учащиеся должны записать основные идеи проектов.

12

-

Внимание

Память

Организованность

Понимание материала

Активное слушание

Аналитичность

Самостоятельность

После аудирования учитель задает вопрос: “Как вы думаете, возможно ли использование данных проектов в России?” и тем учащимся, которые ответят утвердительно, предлагает объединиться в пары или группы в зависимости от понравившегося проекта. Задание этим ученикам – подумать, как реализовать аналогичный проект в нашей стране и обосновать причины выбора. Если в классе окажутся учащиеся, которым не понравился опыт англичан, объединить их в группу со следующим заданием – предложить свои пути решения проблемы. Каждой группе дается 15 минут на выполнение задания и подготовку спикера.

20

-

Мышление

Внимание

Ясность речи

Организованность

Самостоятельность

Рефлексивность

Глубина рассуждений

Аргументированность

Точность, уместность, выразительность речи

Активное слушание

После высказывания спикера от каждой группы на доску заносятся возможные пути решения проблемного вопроса урока. Учитель, подводя итог дискуссии, обращает внимание детей, что каждый может внести посильный вклад в реализацию данных проектов, улучшая имидж родной страны в мире.

8

-

Внимание

Память Мышление

Аналитичность

Системность

Рефлексивность

Подводятся итоги урока, выставляются оценки.

Домашнее задание к следующему уроку на выбор:

  • найти информацию о проектах, которые привлекают иностранных туристов в Россию;
  • написать эссе или рекламу “Томск – жемчужина Сибири” для турагентства;

Домашнее задание на перспективу – создать проект “Чем Россия может привлечь туристов?”

5

18

Самостоятельность

Рефлексивность

Ответственность

Любознательность

Гибкость

Список литературы:

  1. О.Л. Гроза и др. “New Millennium English”: учебник англ. языка для 11 класса общеобраз. учреждений – Обнинск: Титул, 2006.
  2. 400 тем английского языка / Сост. ООО ПКФ “БАО”. – Ростов н/Д: ООО “Удача”, 2009.

Приложение