Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Распространение наркомании и алкоголизма в России за последнее десятилетие приняло катастрофические размеры и справедливо считается социальным бедствием, угрожающим национальной безопасности страны. Отмечается нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, растущая агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни.
Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Все больше фиксируется случаев, когда первая проба наркотических и других психоактивных (ПАВ) приходится на возраст 6-12 л. Приобщение к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ способствует специфические факторы. Такими факторами являются, в частности, повышенная восприимчивость, внушаемость детей, которые в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия ПАВ и способствовать формированию установки на употребление табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Вот почему так важно вести профилактическую работу с детьми и воспитывать у них стойкое отвращение к табаку, алкоголю и наркомании. Решение этой проблемы предполагает приоритет профилактической работы в условиях школы-интерната.
Здоровье является базовой потребностью человека. У детей оно формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”. От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, прочность знаний, духовная жизнь в целом.
В воспитательной работе большое место занимает проблема сохранения своего здоровья. Это создание высокого уровня душевного комфорта, а для его формирования необходимы знания о законах развития организма, его взаимодействия с социальными факторами. Существующая система образования не учитывает главного при всей ее научности: конкретного человека, индивидуальных законов его развития. Домашнее воспитание не озадачивает себя проблемами воспитания здорового образа жизни, следовательно, школа должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Только в школе субъекты перестраивающего общества могут черпать духовные и физические силы, искать индивидуальные пути решения проблем становления личности. В условиях, когда человек, становится активной силой общества ему необходимо знать самого себя, чтобы своевременно предупредить заболевание, которое может привести к летальным исходам.
Наблюдение и психолого-педагогическая диагностика, проведенная с воспитанниками Петропавловской коррекционной школы-интерната (от 9–16 лет) показала, что:
- курят - 50 %;
- имеют тягу к алкоголю - 20 %;
- имеют опыт употребления ПАВ 10%
- нарушают дисциплину на уроках и в общественных местах 10 % детей;
- неадекватное поведение, агрессия 5%.
80% детей не задумываются о последствиях употребления психоактивных веществ.
Проведенные диагностические обследования подтвердили необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению у воспитанников данной школы – интерната.
Идея формирования здорового образа жизни также находит отражение во многих методических пособиях: Программа Г.К.Зайцевой “Уроки здоровья”, образовательная программа “Знай свое тело”, Матвеева Е.М. и другие.
Результатом изучения данных работ явилась мысль о создании программы формирования здорового образа жизни для воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.
Задачи:
- Приобщение воспитанников к ценностям ЗОЖ.
- Формирование позитивного отношения к самому себе, потребности к саморазвитию.
- Формирование устойчивого интереса у детей к занятиям спортом.
- Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
Структура программы включает в себя четыре направления:
Первое направление “Я и мое здоровье” направлено на формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.
Второе направление “Спорт – это жизнь” преследует цель на укрепление здоровья детей и совершенствование физического развития.
Третье направление “Твой выбор” направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.
Четвертое направление “Самопознание и саморегуляция” ориентировано на формирование у воспитанников позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.
Программа рассчитана на детей 13-16 лет и реализуется в течение 3 лет. Занятия проводятся один раз в неделю в течение 35–40 минут.
Программа включает в себя распределение тем, в которых предлагается ориентирование на усвоение детьми знаний и представлений, а также и на становление его мотивационной сферы поведения, реализации усвоенных знаний и применений в реальном поведении. Особое внимание уделяется способам закрепления изучаемого материала. Учащимся предлагаются вариативные задания, нацеленные на расширение и обогащение сформированных представлений о здоровом образе жизни, отраженных в разных видах деятельности. Главное заключается в том, чтобы создать условия для формирования переноса усвоенного навыка и связанного с ним представления из учебно-воспитательной ситуации в повседневную жизнь.
Методика строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. Акцент делается на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, с побуждением их к творческому выполнению заданий.
Программа построена с учетом возрастных особенностей, физического и психического развития детей способных овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками.
Предусмотрены различные формы проведения занятий: беседа, тесты, практические занятия, прогулки, дидактическая игра, викторины, КВНы, творческие и деловые игры, игры-инсценировки и др.
Критерии оценки эффективности программы
№ |
Задачи |
Критерии |
Показатели |
Способы проверки |
1 | Приобщение воспитанников к ценностям здорового образа жизни | Критерий сформированности у воспитанников социальных ценностей | Выраженное стремление заботиться о своем здоровье; Знания детей о различных подходах к здоровьезбережению | Наблюдение; Диагностика уровня сформированности у ребенка первичных потребностей быть здоровым; Тестирование |
2 | Формирование позитивного отношения к самому себе, потребности к саморазвитию | Критерий наличия адекватной самооценки, уверенности в своих силах | Стремление к самопознанию и самоизменению; Уровень самооценки |
Методика “Карта желаний”; Исследование самооценки (А.М.Прихожан); Методика “Личностный рост” Д.В. Григорьева, И.В.Кулешова, П.В.Степанова |
3 | Формирование устойчивого интереса у детей к занятиям спортом | Критерий наличия устойчивого интереса к занятиям спортом | Физическое развитие; Участие детей в спортивных мероприятиях, секциях. |
Диагностика физического развития |
4 | Воспитание негативного отношения к вредным привычкам | Критерий процента употребляющих ПАВ | Снижение процента курящих и употребляющих алкоголь воспитанников группы | Наблюдение; Тестирование; Анкетирование. |
Прогнозируемые результаты
Дети должны знать | Уметь |
Здоровье и здоровый образ жизни | |
- Сущность понятия “здоровье”. - Факторы, оказывающие влияние на не только жизнь и здоровье человека, но и всего живого на Земле. - О роли правильного питания . - Значение гигиенических процедур для здоровья. |
- Распознавать факторы риска во внешней и внутренней среде организма. - Соблюдать правила питания - Выполнять гигиенические процедуры |
Спорт – это жизнь | |
- О роли двигательной активности в повышении работоспособности. - Правила закаливания организма. - О влиянии физкультуры и спорта на секреты долголетия. |
- Выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и для разминок на занятиях. - Выполнять доступные виды закаливания. |
Твой выбор | |
- Полезные и вредные привычки. - Привычки укрепления здоровья. - О вредном влиянии курения, алкоголя, наркотиков на здоровье. - Последствия курения, алкоголя и наркозависимости. |
- Критически относиться к употреблению табака, алкоголя, наркотических веществ. |
Саморазвитие и саморегуляция | |
- Знать самого себя и свои возможности. - Способы взаимодействия с людьми. - Качества, достойные человека. - Черты характера людей. - Причины неуверенности в себе. - Виды давления. - Причины неуверенности в себе. |
- Оценивать самого себя. - Отстаивать свою точку зрения. - Принимать решения в ситуациях, связанных с соблазном. - Говорить “нет” в опасных ситуациях. - Искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях. - Находить друзей по интересам. |
Тематический план
№ | Направление | Всего часов | 1 год | 2 год | 3 год | ||||
т | п | т | п | т | п | ||||
1. | Я и мое здоровье | 9 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | |
2. | Спорт – это жизнь | 12 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
3. | Твой выбор | 12 | 3 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | |
4. | Самопознание и саморазвитие | 18 | 3 | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 |
Содержание программы
1. Направление “Я и мое здоровье”
Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны. Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни. Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи.
Гигиена. Профилактика заболеваний Правила личной гигиены.
Правила питания. Гигиена питания.
Теоретическая часть: беседы, викторины, круглый стол, дисскусия.
Практическая часть: создание проекта, составление индивидуального меню на неделю.
2. Направление “Спорт – это жизнь”
Физические занятия и спорт, их значение для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения. Я и моя физическая культура. Двигательный режим школьника. Закаливание как эффективное средство укрепления здоровья человека. Профилактика простудных заболеваний.
Теоретическая часть: беседы, викторины, дискуссия.
Практическая часть: соревнования, эстафеты, праздники, конкурсы, подвижные игры.
3. Направление “ Твой выбор”
Полезные и вредные привычки. Правила социально желательного поведения. Значение семьи в формировании здоровых установок и навыков ответственного поведения. Наркотические вещества, виды. Употребление и злоупотребление. Профилактика.
Теоретическая часть: видео-уроки, беседы с социальным педагогом, психологом, врачом-наркологом, викторины.
Практическая часть: проектная работа, конкурс рисунков и плакатов, агитбригады.
4. Направление “Самопознание и саморегуляция”
Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Способы самопознания. Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь, музыка лечит, музыка учит.
Теоретическая часть: круглый стол, беседы, тренинг, дискуссия.
Практическая часть: тестирование, анкетирование.