Программа формирования здорового образа жизни у детей с нарушением интеллекта

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Распространение наркомании и алкоголизма в России за последнее десятилетие приняло катастрофические размеры и справедливо считается социальным бедствием, угрожающим национальной безопасности страны. Отмечается нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, растущая агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни.

Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Все больше фиксируется случаев, когда первая проба наркотических и других психоактивных (ПАВ) приходится на возраст 6-12 л. Приобщение к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ способствует специфические факторы. Такими факторами являются, в частности, повышенная восприимчивость, внушаемость детей, которые в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия ПАВ и способствовать формированию установки на употребление табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Вот почему так важно вести профилактическую работу с детьми и воспитывать у них стойкое отвращение к табаку, алкоголю и наркомании. Решение этой проблемы предполагает приоритет профилактической работы в условиях школы-интерната.

Здоровье является базовой потребностью человека. У детей оно формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”. От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, прочность знаний, духовная жизнь в целом.

В воспитательной работе большое место занимает проблема сохранения своего здоровья. Это создание высокого уровня душевного комфорта, а для его формирования необходимы знания о законах развития организма, его взаимодействия с социальными факторами. Существующая система образования не учитывает главного при всей ее научности: конкретного человека, индивидуальных законов его развития. Домашнее воспитание не озадачивает себя проблемами воспитания здорового образа жизни, следовательно, школа должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Только в школе субъекты перестраивающего общества могут черпать духовные и физические силы, искать индивидуальные пути решения проблем становления личности. В условиях, когда человек, становится активной силой общества ему необходимо знать самого себя, чтобы своевременно предупредить заболевание, которое может привести к летальным исходам.

Наблюдение и психолого-педагогическая диагностика, проведенная с воспитанниками Петропавловской коррекционной школы-интерната (от 9–16 лет) показала, что:

  • курят - 50 %;
  • имеют тягу к алкоголю - 20 %;
  • имеют опыт употребления ПАВ 10%
  • нарушают дисциплину на уроках и в общественных местах 10 % детей;
  • неадекватное поведение, агрессия 5%.

80% детей не задумываются о последствиях употребления психоактивных веществ.

Проведенные диагностические обследования подтвердили необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению у воспитанников данной школы – интерната.

Идея формирования здорового образа жизни также находит отражение во многих методических пособиях: Программа Г.К.Зайцевой “Уроки здоровья”, образовательная программа “Знай свое тело”, Матвеева Е.М. и другие.

Результатом изучения данных работ явилась мысль о создании программы формирования здорового образа жизни для воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.

Задачи:

  1. Приобщение воспитанников к ценностям ЗОЖ.
  2. Формирование позитивного отношения к самому себе, потребности к саморазвитию.
  3. Формирование устойчивого интереса у детей к занятиям спортом.
  4. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

Структура программы включает в себя четыре направления:

Первое направление “Я и мое здоровье” направлено на формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.

Второе направление “Спорт – это жизнь” преследует цель на укрепление здоровья детей и совершенствование физического развития.

Третье направление “Твой выбор” направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.

Четвертое направление “Самопознание и саморегуляция” ориентировано на формирование у воспитанников позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.

Программа рассчитана на детей 13-16 лет и реализуется в течение 3 лет. Занятия проводятся один раз в неделю в течение 35–40 минут.

Программа включает в себя распределение тем, в которых предлагается ориентирование на усвоение детьми знаний и представлений, а также и на становление его мотивационной сферы поведения, реализации усвоенных знаний и применений в реальном поведении. Особое внимание уделяется способам закрепления изучаемого материала. Учащимся предлагаются вариативные задания, нацеленные на расширение и обогащение сформированных представлений о здоровом образе жизни, отраженных в разных видах деятельности. Главное заключается в том, чтобы создать условия для формирования переноса усвоенного навыка и связанного с ним представления из учебно-воспитательной ситуации в повседневную жизнь.

Методика строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. Акцент делается на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, с побуждением их к творческому выполнению заданий.

Программа построена с учетом возрастных особенностей, физического и психического развития детей способных овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками.

Предусмотрены различные формы проведения занятий: беседа, тесты, практические занятия, прогулки, дидактическая игра, викторины, КВНы, творческие и деловые игры, игры-инсценировки и др.

Критерии оценки эффективности программы

Задачи

Критерии

Показатели

Способы проверки

1 Приобщение воспитанников к ценностям здорового образа жизни Критерий сформированности у воспитанников социальных ценностей Выраженное стремление заботиться о своем здоровье; Знания детей о различных подходах к здоровьезбережению

Наблюдение;

Диагностика уровня сформированности у ребенка первичных потребностей быть здоровым;

Тестирование

2 Формирование позитивного отношения к самому себе, потребности к саморазвитию Критерий наличия адекватной самооценки, уверенности в своих силах

Стремление к самопознанию и самоизменению;

Уровень самооценки

Методика “Карта желаний”;

Исследование самооценки (А.М.Прихожан); Методика “Личностный рост” Д.В. Григорьева, И.В.Кулешова, П.В.Степанова

3 Формирование устойчивого интереса у детей к занятиям спортом Критерий наличия устойчивого интереса к занятиям спортом

Физическое развитие;

Участие детей в спортивных мероприятиях, секциях.

Диагностика физического развития
4 Воспитание негативного отношения к вредным привычкам Критерий процента употребляющих ПАВ Снижение процента курящих и употребляющих алкоголь воспитанников группы

Наблюдение;

Тестирование;

Анкетирование.

Прогнозируемые результаты

Дети должны знать Уметь
Здоровье и здоровый образ жизни

- Сущность понятия “здоровье”.

- Факторы, оказывающие влияние на не только жизнь и здоровье человека, но и всего живого на Земле.

- О роли правильного питания .

- Значение гигиенических процедур для здоровья.

- Распознавать факторы риска во внешней и внутренней среде организма.

- Соблюдать правила питания

- Выполнять гигиенические процедуры

Спорт – это жизнь

- О роли двигательной активности в повышении работоспособности.

- Правила закаливания организма.

- О влиянии физкультуры и спорта на секреты долголетия.

- Выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и для разминок на занятиях.

- Выполнять доступные виды закаливания.

Твой выбор
- Полезные и вредные привычки.

- Привычки укрепления здоровья.

- О вредном влиянии курения, алкоголя, наркотиков на здоровье.

- Последствия курения, алкоголя и наркозависимости.

- Критически относиться к употреблению табака, алкоголя, наркотических веществ.
Саморазвитие и саморегуляция

- Знать самого себя и свои возможности.

- Способы взаимодействия с людьми.

- Качества, достойные человека.

- Черты характера людей.

- Причины неуверенности в себе.

- Виды давления.

- Причины неуверенности в себе.

- Оценивать самого себя.

- Отстаивать свою точку зрения.

- Принимать решения в ситуациях, связанных с соблазном.

- Говорить “нет” в опасных ситуациях.

- Искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях.

- Находить друзей по интересам.

Тематический план

Направление Всего часов 1 год 2 год 3 год
т п т п т п
1. Я и мое здоровье 9 2 1 2 1 1 2
2. Спорт – это жизнь 12 2 2 2 2 2 2
3. Твой выбор 12 3 1 3 2 1 2
4. Самопознание и саморазвитие 18 3 3 2 3 4 3

Содержание программы

1. Направление “Я и мое здоровье”

    Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны. Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни. Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи.

    Гигиена. Профилактика заболеваний Правила личной гигиены.

    Правила питания. Гигиена питания.

    Теоретическая часть: беседы, викторины, круглый стол, дисскусия.

    Практическая часть: создание проекта, составление индивидуального меню на неделю.

2. Направление “Спорт – это жизнь”

    Физические занятия и спорт, их значение для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения. Я и моя физическая культура. Двигательный режим школьника. Закаливание как эффективное средство укрепления здоровья человека. Профилактика простудных заболеваний.

    Теоретическая часть: беседы, викторины, дискуссия.

    Практическая часть: соревнования, эстафеты, праздники, конкурсы, подвижные игры.

3. Направление “ Твой выбор”

    Полезные и вредные привычки. Правила социально желательного поведения. Значение семьи в формировании здоровых установок и навыков ответственного поведения. Наркотические вещества, виды. Употребление и злоупотребление. Профилактика.

    Теоретическая часть: видео-уроки, беседы с социальным педагогом, психологом, врачом-наркологом, викторины.

    Практическая часть: проектная работа, конкурс рисунков и плакатов, агитбригады.

4. Направление “Самопознание и саморегуляция”

Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Способы самопознания. Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь, музыка лечит, музыка учит.

Теоретическая часть: круглый стол, беседы, тренинг, дискуссия.

Практическая часть: тестирование, анкетирование.