1. Постановка задачи
Цель: познакомить с согласными звуками [х], [х'], буквами Х, х.
Задачи.
Дидактические:
- обеспечить дальнейшее совершенствование умения анализировать звуки, слова с новыми звуками;
- создавать условия для формирования навыка правильного, выразительного чтения.
Развивающие:
- обеспечить развитие познавательной активности через создание проблемных ситуаций, через использование фронтальной, групповой в сочетании с дифференцированной работой;
- обеспечить развитие мыслительных операций;
- создать условия для развития образного мышления, эмоциональной выразительной речи.
Воспитательные:
- воспитание уважения к родному языку;
- воспитание бережного, внимательного отношения к слову;
- создать условия для развития учебно-коммуникативных умений.
Здоровьесберегающие:
С учётом возрастных особенностей учащихся, создания благоприятного психологического климата на уроке и условий для их самовыражения обеспечить укрепление и развитие как психического, так и физического здоровья детей.
2. Требования к вычислительной технике
Компьютер:
Intel (R)
Pentium (R) 4 CPU 2.80 GHz
1,00 ГБ ОЗУ
Система:
Microsoft Windows XP Professional версия 2002.
Минимальные требования:
Microsoft Office Word 2003.
Microsoft Office Power Point 2003
3. Управление программой и исходные данные
Программа начинает работать после запуска файла “Буква Х. Презентация Microsoft Office PowerPoint”. Презентация
Презентация управляется с помощью мыши. Смена слайдов происходит по щелчку ЛКМ. Это даёт возможность переходить к следующему слайду, когда это требуется по ходу урока.
4. Структура программы
Презентация состоит из 25 слайдов. Все слайды следуют один за другим. Презентация имеет линейную структуру. Слайд №3 озвучен. На диске занимает 13,4 МБ.
Слайды № 3
Прикреплён звуковой файл “Детские песни - Спят Усталые Игрушки” (тип файла: звук в формате МР3). Приложение
Ход урока
1. Организационный момент.
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться!
- Это наш девиз урока чтения.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, мы продолжаем путешествовать по городу Алфавитинску.
- Давайте вспомним, что интересного мы здесь узнали.
а) Дом с гласными буквами.
- Какие буквы живут в левых квартирах?
- Буквы, которые указывают на твердость согласного звука.
- Какие буквы живут в правых квартирах?
- Буквы, которые указывают на мягкость согласного звука.
б) Дом с согласными буквами, которые обозначают непарные звонкие согласные звуки.
в) Дом с парными согласными буквами.
г) Дом с Ъ и Ь, которые звука не обозначают.
3. Подготовка к восприятию нового материала.
- Сегодня мы пойдем в гости в дом, который еще не заселен.
Звучит музыка “Спят усталые игрушки” (приложение 1)
- Что такое, ребята? Утро, а звучит песня из передачи … “Спокойной ночи, малыши”?
- Да просто мы идем в гости к герою этой передачи…
- Хрюше!
- Вы рады?
- Хрюша нас встречает с хлебом и солью. Почему? Сейчас Ира нам объяснит.
- Хлебушек. Так ласково и с уважением называют хлеб на Руси. А иначе и быть не может. Никакая еда не будет вкусной без хлеба. Он всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят, что хлеб – всему голова. Долог путь хлеба от поля до твоего стола. Тысячи людей вложили свой труд, знания и сердце, чтобы из маленького зернышка получился пышный румяный каравай. Помни всегда об этом!
- Так почему Хрюша встречает нас хлебом-солью?
- Как дорогих и почетных гостей.
4. Изучение нового материала
- Хрюша очень смешной персонаж передачи. Давайте прочтем о нем стихотворение.
Хрю-ша сел на пе-ту-ха,
Мы сме-я-лись: “Ха-ха-ха!”
Со-чи-нять он стал сти-хи,
Мы смеялись: “Хи-хи-хи!”
- Прочтем по слогам медленно.
- Прочтем про себя.
- Прочтем выразительно вслух.
- Давайте выделим первый звук из слова ха.
- Произнесите его друг другу, сделайте выводы:
- [X]
- Cогласный (встречает во рту преграды)
- Твердый (“а” указывает на твердость согласного и нет улыбки)
- Глухой (ладошками прикрыли ушки, не слышим звук)
- Давайте выделим первый звук из слова хи.
- [X']
- Cогласный (встречает во рту преграды)
- Мягкий (“и” указывает на мягкость согласного, есть улыбка)
- Глухой (ладошками прикрыли ушки, не слышим звук)
- Кто догадался, какая будет тема сегодняшнего урока?
- Тема: Звуки [х], [х']. Буквы Х,х
- Учитывая тему урока, сформулируйте его цель.
- Познакомиться со звуками [х], [х'], с буквой, которая их означает.
- Задачи:
- учиться отличать звуки [х], [х'] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв;
- учиться читать слоги и буквы с новой буквой;
- развивать речь, внимание, память.
- Будем работать дружно и помогать друг другу.
5. Первичное закрепление.
1) На что похожа буква “ха”?
Стихотворение читает учитель.
- Сложите эту букву из счетных палочек.
2) Слоговой аукцион.
- Познакомим букву “ха” с некоторыми гласными буквами.
- Дополним слоги до слов
Х А (характер, уха, муха …)
Х О (хорошо, хорек, хочу…)
Х У (художник, хулиган …)
Х И (химия, хирург …)
Х Е (хек, археолог …)
3) Анаграммы (слова, отличающиеся только порядком букв).
ХАЛВА ХВА-ЛА
ВДОХ ВХОД
ХОРОШИ ШО-РО-ХИ
Физкультминутка.
Хомка, Хомка хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Шейку моет, щёчки трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка хочет сильным стать.
6. Работа по дальнейшему углублению знаний. (Приложение 2)
1) Самостоятельная дифференцированная работа.
- Ребята, давайте поработаем с этими словами.
- У кого Хрюша–пожарный, соединяет стрелкой слово, соответствующее схеме
- У кого Хрюша-Человек-Паук, соединяет слова + к оставшейся схеме придумает слово.
- У кого Хрюша-космонавт, соединяет слова + придумывает предложение с одним из данных слов.
- Проверим.
2) В чем различие?
- Чем похожи слова и чем отличаются?
ХЛОПОК ХЛОПОК
- Что такое хлопок? (Растение, из которого делают нитки, ткани)
- Вспомним аналогичные примеры:
замок – замок
кружки – кружки
гвоздики – звоздики
3) Работа над диалогом.
- Я загадала имя мультипликационного героя, оно начинается на букву “эн”. Назовите мне первый звук этого слова!
[Н], [н'] – Почему?
- Что еще нужно у меня спросить?
- Какая гласная стоит после “эн”?
- Буква “е”. Кто теперь может назвать первый звук?
[Н'] Незнайка!
- Да, молодцы.
- Сегодня мы узнаем, как Незнайка сочинял стихи.
Читает учитель.
- Поможем подобрать рифму.
- Кто автор этого произведения?
- Николай Носов.
- Ребята, как называется этот вид текста?
- Диалог.
- Что такое диалог?
- Разговор двух человек.
- Вспомним правила ведения диалога, которые называются речевым этикетом.
- Об этих правилах нужно помнить и на уроках, так как вам часто приходится вступать в диалог с учителем и товарищем по классу, работая в паре.
- Незнайка по-моему не очень хорошо знает эти правила.
- Давайте сделаем разметки в тексте (приложение 3), определим где чьи слова.
- Проверим.
- Прочитайте в парах по ролям
- Кто хочет нам прочитать?
4) Рифма.
- Назовите изображенные предметы. Найдите среди слов – названий предметов – рифмующиеся слова:
- Подведем итог.
- Попробуйте в парах сочинить двустишие (или четверостишия)
На столе лежала книжка,
Под столом бежала мышка.
Положила кашу в миску –
Позовем обедать киску.
Подарили кошке
В день рожденья ложку.
- Послушайте, как использует поэт С.Я. Маршак одну из данных рифм.
Говорила мышка мышке:
До чего люблю я книжки!
Не могу я их прочесть,
Но зато могу их съесть.
7. Подведение итогов урока.
- Итак, с какой буквой мы познакомились?
- Буква “ха”.
- Какие звуки она обозначает?
- [X], [х']
- Дайте краткую характеристику этих звуков.
- Определим место буквы “ха” в ленте букв.
8. Домашнее задание. (Приложение 4)
1 уровень.
2 уровень (схему в тетради по чтению).
3 уровень.
9. Завершение урока.
- Путешествие закончилось. В какой же квартире поселится буква “ха”?
- При помощи знаков оцените наш урок. Покажите гостям. (Приложение 5)
- А теперь оцените свою работу.
- Спасибо! Молодцы!
- Хрюша передал вам хлеб-соль, съедим его в классе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я считаю, что компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является ещё одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.
Это один из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Данный урок достиг целей, дети работали активно, с интересом.
Методический материал и разработку данного урока могут использовать многие учителя на уроках обучения чтению в букварный период.
ЛИТЕРАТУРА
- Андрианова Т.М., Букварь 1 класс, УМК “Планета знаний”, Издательство “Астрель”, 2007 г.
- Волина В.В. “Учимся играя”, Москва “Новая школа”, 1994 г.