Цели:
- Дать учащимся представление о характерных признаках весны в живой и неживой природе.
- Продолжать формировать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова.
- Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; воспитывать интерес и любовь к природе.
Задачи:
- Актуализировать знания, связанные с изменениями в живой и неживой природе весной, путём применения алгоритма.
- Совершенствовать умение находить орфограмму на безударную гласную и давать лексическое значение слова.
- Развивать творческое воображение.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, сигнальные карточки – тесты “Минутка”, детали к аппликации, клей, учебник А.А. Плешакова “Мир вокруг нас”, рабочая тетрадь к учебнику 2 класс.
Ход урока
1. Организационный этап.
Я рада нашей встрече, друзья!
Мы сегодня на уроке будем вспоминать,
рассуждать, объяснять и задания выполнять.
А чтоб урок пошёл вам впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
2. Мотивационный этап.
Договорите стихотворения Н.Некрасова.
Если речка голубая
Пробудилась от сна
И бежит, в поля сверкая, –
Значит к нам пришла … (весна)Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поёт пичужек стая, –
Значит к нам пришла … (весна)Если солнце разрумянит
Наши щёки докрасна,
Нам ещё приятней станет, –
Значит к нам пришла …(весна)
3. Подготовка учащихся к новой теме.
а) Введение: - Мы идём в гости к весне. Точнее она
идёт к нам, в наши края. Весна – это прекрасное
время года! Это пробуждение!
б) Повторение: - в тетрадях по “Окружающему миру”
стр.3 задание №2 - обозначьте цифрами порядок
следования весенних месяцев.
Проверьте себя на слайде.
Поднимите руки, у кого правильно?
в) Работа по карточкам – тестам в парах.
- Догадайтесь и закрасьте красным карандашом.
- Как называется самое начало весны?
– Весна света.
– Весна воды.
– Весна зелени.
Поднимите руку, у кого правильно.
4. Освоение новых знаний.
- Почему начало весны называют весна света? (Солнце встает высоко над горизонтом).
Солнце выше над горизонтом, чем зимой. |
- Какие стали дни?
Дни стали длиннее, потепление. |
- Какое небо весной? А облака?
Голубое, высокое небо. По нему плывут белые, лёгкие облака. |
- От тепла и солнца, что происходит со снегом и льдом?
Таяние снега, льда. На реках ледоход, половодье. |
- Что такое половодье? Объясняют.
- Подтверждение. Работа со словарем.
- На доске открыть и разобрать, обнаружив корни.
- Какие осадки выпадают весной?
Вывод: Это весна вносит свои изменения в неживую природу.
- А в живой природе на что влияет весеннее потепление?
- Набухают почки. - Появляются листочки. - Цветение растений. |
- Если начинают цвести растения, то кто появляется?
Насекомые. |
- У каких живых существ изменяется жизнь?
Изменяется жизнь зверей. |
Вывод: От того, что солнце встает высоко над горизонтом, изменяется жизнь живой природы. Идёт весна!
5. Закрепление новых знаний.
Выборочное чтение текста по учебнику стр.86-87.
6. Физкультминутка.
- Для глаз;
- Поэтическая пауза.
Стихотворения рассказывают учащиеся.
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд, –
Будто раскололи.
С.Я. Маршак.
Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.
А.Фет.
Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела.
Как февраль ни злися,
Как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик, –
Всё весною пахнет!
А.Н. Майков.
7. Постановка учебной задачи.
а) Работа над словами по теме “Весна”
- К концу урока вам надо будет написать
приветствие весне.
- Какую орфограмму надо знать, чтобы грамотно
написать слово?
В.сна |
- Что для этого надо сделать?
- Подберите однокоренные слова.
Вёсны, веснушки, весенний.
- Какое слово проверочное?
- Повторяем алгоритм “Проверка безударных
гласных”:
Безударный гласный. |
Проверяемый. |
Безударный станет ударным в однокоренных словах. |
Пишу звук. |
- Какое надо знать правило?
Отвечают.
Если гласная
Вызвала сомнение
Срочно ставь её
Под ударение.
б) Переход к словам неживой природы.
Игра “Проверь себя” (работа с сигнальными карточками).
.блако |
Д.жди |
Р.ка |
В.да |
- По ходу работы называют проверочное слово.
Облако |
Дожди |
Река |
Вода |
в) Работа со словарём О.Д. Ушакова.
“Однокоренные слова” стр.18.Прочитайте однокоренные слова к слову вода.
г) Закрепление. Групповая работа.
- Подберите проверочные слова к словам живой и неживой природы.
“Помогите Лесовичку”.
8. Творческая работа.
- Теперь вы готовы написать приветствие весне.
- Эти фрагменты вам помогут написать “Приветствие весне” – мини-сочинение.
9. Самостоятельная работа учащихся.
- Прочитайте.
Приветствие Весне.
В небе ясно светит солнышко. На улице капель. У крыльца лужа. Снег потемнел. Это значит пришла весна!
Пустовит Карина, ученица 2 “Б” класса.
Дружная Весна.
Всюду журчит вода. Ярко сияет солнышко. Наступила дружная весна. Лопнули первые почки на деревьях. Ожил лес. Весело поют птички. Привет весне!
Гончаров Даниил, ученик 2 “Б” класса.
Чудная пора.
Наступила чудная пора – Весна! Лес проснулся. Ожили деревья. Вот цветёт черёмуха, ландыш, медуница. Как они радуют глаз!
Фомичёва Евгения, ученица 2 “Б” класса.
10. Вывод.
- О каких признаках весны вы написали?
- Что вам запомнилось на уроке?
- Спасибо за активную работу!