Цели урока:
Обучающая цель:
- путем наблюдений установить взаимосвязь между обитателями леса;
Воспитательная цель:
- воспитывать любовь к природе, а также умение общаться, работать в группах.
Развивающая цель:
- развивать познавательную активность детей в процессе формирований представлений о лесе; развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу, речь детей.
Оборудование: Учебник А.А.Плешакова, рисунки, Красная книга, опорные схемы.
Подготовка к уроку:
Учащиеся должны:
- должны иметь представления о связях между животными и растениями; четко знать представителей классов животных, обитающих в лесу;
- уметь выделять и устанавливать связи между объектами живой и неживой природы;
- уметь работать в группах, контактировать друг с другом.
Определение понятий урока:
1. Природное сообщество - совместное существование растений и животных на определенной территории, тесно связанных между собой.
2. Лес - это семья различных растений и животных, существующих вместе..
3. Растения леса: деревья, кустарники, травы, грибы, мхи.
4. Животные леса: звери, птицы, насекомые (млекопитающие, пресмыкающиеся, земноводные)
Ход урока
Оргмомент.
Здравствуйте.
Учитель: Ребята, хотите узнать, о чем пойдет речь на уроке?
Отгадайте загадки:
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (ель, сосна)Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы
Уши больше головы? (заяц)Я под шапкою цветной
На ноге стою одной.
У меня свои повадки:
Я всегда играю в прятки (гриб)
Учитель: Давайте, ребята, подумаем, что может объединять эти слова? (лес)
Чтение стихотворения:
Лесам
Вам низко кланяюсь, леса -
Корням, стволам и каждой ветке.
Вам поклонялись наши предки
Еще до веры в небеса.
Вам низко кланяюсь, леса, -
Траве и мхам, и тайным тропам,
Землянкам вашим и окопам
Где шла сражений полоса.
Вам низко кланяюсь, леса, -
Восходам вашим и закатам,
Из вечных бревен древним хатам
В лучах румяных полчаса.
Вам низко кланяюсь, леса, -
Зверям, букашкам, каждой птице,
Живу с надеждой возвратиться
У вам снова верно в чудеса.
Вам низко кланяюсь, леса. (М.Ковалесвкий)
Учитель: А все ли вы знаете о лесе? Лес. Какое короткое слово и как много смысла собрано в нем для человека.
Учитель: Ребята, а каково назначение леса? Расскажите о природных богатствах леса.
Ответы детей.
На экране появляется след. запись
ЛЕС:
- дом для животных;
- ягоды, грибы, лекарственные растения;
- древесина.
- защитник воздуха, водоемов, почв;
- место отдыха человека;
Обсуждение надписи на экране.
Ученик: Древесина - это не только топливо, строительный материал, но и сырье для производства бумаги и картона.
Учитель: А знаете ли вы, что на 1 тонну бумаги расходуется 5 кубометров древесины.
Ученик: Деревья не только дают человеку пристанище и кормят своими плодами, но даже и одевают его.
Ученик: С лесом с его неувядаемой красотой в жизни человека связано все самое лучшее, заветное, дорогое.
Экологическая проблема.
Учитель: Всегда ли человек пользовался богатством леса? Бережно ли относился и относится к лесу? К его богатству?
Ответы детей
(Нет, вырубает леса, много мусора, разводит костры)
Учитель: Как решить эту проблему? Вы были в лесу? Кто как себя ведет?
Ответы детей.
(Насаждение новых лесов, экономное и бережное отношение к растениям)
Знакомство с природными сообществами.
Сегодня у нас состоится игра: Лес мой зеленый друг. В игре принимают участие три команды. В этой игре вы покажете насколько вы дружны с лесом. Капитаны представьте свои команды.
1команда -"Ястребы"
Наш девиз:
2 команда - "Березки"
Наш девиз:
3команда -"Лесные тропы"
Наш девиз:
Представляем наше жюри: Слово жюри: За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. У кого в конце игры наберется больше жетонов, тот и победил.
Итак, мы отправляемся в заочное лесное путешествие.
Задание. Конкурс капитанов. Отберите необходимое для похода в лес (компас, рюкзак, палатка, магнитофон, спички, котелок, веревка, фонарик, чашка, ложка, термос, ружье, удочка, рогатка) Обоснуйте выбор.
Задание №1. Кто лучше всех знает деревья? (каждая команда пишет названия деревьев, которые растут в средней полосе России ) 3минуты- песочные часы. У каждого на столе лежат листочки и ручки.
Свои листочки сдаем жюри.
Физкультминутка.
Как чудесен лес. Попробуем изобразить его.
-Мы в лесу своем друзья,
И все мы - дружная семья.
(Дети встают из-за парт и берутся за руки)
Деревья выстроились в ряд,
И каждый встрече с нами рад.
(Улыбаются друг другу)
Вот это гибкостью своею тешит взгляд.
(Наклоняются)
А это - высится сурово, как солдат
(Тянутся вверх)
Одно - раскидистые ветви простирает,
(Машет руками)
Другое - на ветру трепещет и играет.
(Весело прыгают. Садятся на свои места)
Учитель: Садитесь. Нравится путешествовать?
Следующий конкурс-домашнее задание. Каждая команда должна загадать по 2 вопроса другим командам связанной с пользой леса.
Итак, вопросы первой команды: 1) Какое дерево применяется для изготовления лыж? (береза); 2) Из какого дерева сделан телеграфный столб? (сосна)
вопросы второй команды: 1) Из какого дерева делают пианино? (ель); 2) Какие дрова самые жаркие? (березовые, дубовые)
вопросы третьей команде:1) Дерево, из которого делают спички? (осина);
2) Чей пух по городу летает?
Среди июля - снегопад.
Прохожие его ругают
А это ветер виноват (тополь)
Учитель: Как вы думаете почему в лесу легко дышится?
Ответы детей.
Какие полезные вещества выделяют лиственные леса, хвойные леса?
Ответы детей. И после этого на экране появляется запись
Лиственные деревья | Хвойные деревья | |
1 га выделяет | 2 кг фитонцидов за сутки | 5 кг фитонцидов за сутки |
1 га отфильтровывает | 50-70тонн в год | 30-35 тонн в год |
1 га продуцирует | Березовый лес 725 кг кислорода в год; Дубовый лес 830 кг кислорода в год |
Сосновый лес 540 кг кислорода в год |
Учитель: А знаете ли вы, что весь лес - верхушки дерева до земли - заселен живыми существами? Какими? Кто живет на макушке деревьев (ответы детей), кто живет в коре деревьев (насекомые), в дуплах(белки,класс млекопитающих., Кто живет под деревьями (млекопитающие),
Учитель: Кто больше напишет обитателей леса..3минуты.
Учитель:
Ребята, мы с вами уже знакомились с этой необычной книгой.
Учитель показывает Красную книгу.
Каждый из вас знает это название,(ответы детей) Давайте вспомним ее историю.
Ученик: В 1948 году ученые мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, Ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки и издали их в виде книги. Назвали ее Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга.
Учитель: А почему книгу назвали не синей, не белой, не желтой, а именно красной?
Ученик: Красный - сигнал опасности.
Учитель: А для чего она нужна?
Красная книга: информирует, призывает изучать, предупреждает, советует
Ученик:
Из Красной книги мы узнаем, какие виды животных и растений в опасности. Она советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных. Красная книга призывает изучить эти виды и предупреждает об их исчезновении.
Страницы Красной книги были скреплены скобами, подобно листам перекидного календаря. Их можно легко вынуть из книги, если судьба животного или растения менялась в лучшую сторону.
Первая книга появилась в 1978г. Позже выяснилось, что в защите нуждается большее количество видов.
Учитель: Эту книгу составили ученые под руководством Министра охраны окружающей среды и природных ресурсов.
У нас есть спец.факультеты, где готовят специалистов по охране природы.
Сейчас мы вспомним некоторых обитателей леса, которые занесены в Красную книгу.
Показ слайдов.
Итог. Учитель: Ребята, давайте подумаем, что мы можем сделать, чтобы сохранить богатства наших лесов
Ответы детей.
В лесу надо ходить по.тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.
2-ой ученик: Нельзя срывать растения для букетов.
3-ий ученик: Есть редкие растения, их рвать нельзя.
Учитель: Почему муравья в народе считают хранителем леса?
Ученик: Потому что муравьи приносят огромную пользу лесу - уничтожают вредные и губительные для растений насекомых. Между прочим, муравей никогда не забредет в чужой муравейник. Оказывается, муравьи великолепно различают запахи и по ним находят дорогу в свой дом - муравейник.
Учитель: Какую роль играют растения в жизни животных? А какую роль играют животные в жизни растений? (Умирают, перегнивают - соли; участвуют в размножении растений путем переноса их семян на шерсти живота).