Федеральная целевая программа образования определяет критерии результативности дошкольного образования, ориентирует нас на достижения детей в развитии способностей, для которых дошкольное детство является сензитивным периодом. Предполагает: развитие познавательной активности, мышления, коммуникативных способностей. То есть цель дошкольного образования - это развитие компетентностей ребенка - его готовность к решению новых задач и действий в новых ситуациях. Мышление является критерием психического развития. Как раз под мышлением и понимается решение задач разного типа. Исследования, проведенные Васильевой, Кравцовой показывают, что способность обнаруживать проблему, ставить задачу, планировать свои действия, оценивать умелость и неумелость, это и есть творческое мышление. Важно, отметить, что собственно творческое мышление лежит в зоне ближайшего развития детей дошкольного возраста. Исследования Вераксы Н.Е. по решению проблемных противоречивых ситуаций доказывают это. Проблема, которая указывается в федеральной целевой программе, существует и в нашем дошкольном учреждении.
Работа в дошкольном образовательном учреждении в режиме развития позволяет удовлетворить его потребность в инновациях, которая возникает при решении какой-либо проблемы. Наличие проблем, соответственно, требует решения, к сожалению, перепробовав различные способы решения, мы понимаем, что на месте стоять нельзя, и ищем новые пути, поэтому происходят позитивные преобразования.
С появлением в нашем детском саду коррекционных групп, которые посещают дети с интеллектуальной недостаточностью, у педагогов и специалистов, работающих с этими детьми, появилась потребность правильно, максимально эффективно построить педагогический процесс, который отличается от педагогической среды в общеобразовательных группах. Но также нельзя забывать о принципе равных прав и возможностей в получении образования. Известно, что у детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются различные нарушения в развитии личности, обуславливающие значительные сложности при форсировании социальных связей и отношений, поэтому здесь необходима особая методическая и дидактическая помощь. Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации детей показывают большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни. У детей, с которыми мы работаем весьма скудный запас слов, знаний и умений; они не уверенно действуют с предметами, моторно не ловки, почти у всех детей нарушена координация движений. Для того чтобы вызвать у детей с нарушением интеллекта потребность в речи, подготовить их к социальной действительности мы стареемся создать такие игровые ситуации и действия с натуральными предметами и предметами-заместителями, которые способствуют пробуждению их речевой активности, бытовой социальной адаптации. Чтобы прийти к позитивным изменениям, проблемы нужно решать не хаотично, а прогнозировать, что требует от нас определенных способностей, в том числе проектировочных умений.
Современные требования к учебно-воспитательному процессу в дошкольном учреждении предполагают внедрение в него новых технологий. Любая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям: это концептуальность, системность, эффективность, воспроизводимость.
Ведущее место среди новых технологий, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня технологии педагогического проектирования.
Педагогическое проектирование исследовалось Н.А.Виноградовой, М.М.Поташник, Н.Ю.Пахомовой, Е.С.Евдокимовой. Имеется опыт работы использования этого метода в ДОУ №306 г.Красноярска под руководством Васильевой. Несмотря на интенсивные поиски ученых в целях создания единой теории, пока остаются слабо изученные терминологии данной проблематики, ее содержательного наполнения.
Проектирование называли "методом проблем" и связывали его с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи. Он позволяет развивать мотивацию, способствует формированию навыков сотрудничества детей и взрослых, помогает осуществлять деятельностный подход в обучении, отразить субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе.
Целью проектной деятельности становится поиск способа решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Завершается осуществление педагогического проекта презентацией. Презентуя продукт коллективной педагогической деятельности, необходимо также затронуть вопрос о том, какие идеи обсуждались, какие были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности возникали и как преодолевались - это так называемая "рефлексия деятельности"
По мнению исследователей, сегодня педагоги дошкольных учреждений сталкиваются с необходимостью овладения следующими типами проектов: психолого-педагогичеким и социально-педагогическим.
Анализ общности психологических проблем показал, что обучение детей необходимо строить на основе:
- целесообразной деятельности с учетом их личных интересов;
- личной заинтересованности ребенка в приобретении конкретных знаний, которые впоследствии могут ему пригодиться в жизни;
- значимости проблемы для ребенка, которая берется из реальной жизни и для решения которой необходимо приложить имеющиеся знания или приобрести новые. Этому будет способствовать психолого-педагогическое проектирование. При одном условии - наличие психолога дошкольном учреждении.
Для педагогов в работе с детьми, по моему мнению, на первое место выходит психолого-педагогическое проектирование, а уже потом социально-педагогическое, потому что большую часть своей педагогической деятельности мы проводим с детьми.
Психолого-педагогическое проектирование касается образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала.
Зачем современному дошкольнику необходимо освоение проектирования?
Вовлечение детей в проектирование позволяет:
- формировать личностные качества;
- научить, не только транслировать полученные знания, но и применять их на практике;
- развивать умение ориентироваться в информационном пространстве;
- вооружить ребенка универсальным умением решения самых разных проблем, в том числе и образовательных;
- строить активность ребенка на основе свободы.
Таким образом, проектная деятельность дошкольников - это форма учебной деятельности, основанная на свободе его участников в выражении субъектного мнения, а также на выборе, как содержания деятельности, так и средств решения проблемы.
Однако проектная деятельность, подчеркивают исследователи, должна использоваться наряду с систематическим обучением детей, как компонент системы образования, и нацелена не на интеграцию уже имеющихся у них знаний, а на применение и приобретение новых знаний.
В настоящее время существуют исследования и пособия по организации проектной деятельности дошкольника.
Проанализировав методическую литературу по организации проектной деятельности дошкольников, понятно, что сегодня каждый автор предлагает свой подход, свое видение.
Суть педагогической технологии развития проектной деятельности дошкольников, предложенная Е.С.Евдокимовой, более приемлема, по моему мнению, и заключается в том, что в ней выделены этапы и определен возрастной диапазон формирования проектной деятельности у дошкольников:
Е.С.Евдокимова предлагает алгоритм действий взрослых и детей на каждом этапе освоения проектирования, так как формирование проектной деятельности дошкольников, возможно только при непосредственном участии и поддержке взрослого.
Введены названия уровней осуществления проектной деятельности дошкольников, исходя из особенностей их психического развития:
Подражательно- исполнительский (от3,5 - 4 до 5 лет)
Развивающий (конец 5-го года жизни)
Творческий (конец 6 - 7-й год жизни)
Изучив данную технологию мы пришли к выводу, что точное ее использование в нашей работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью не возможно. Нашу группу посещают дети разного возраста от 5 до 8 лет, соответственно это должен быть второй и третий этап формирования проектной деятельности по данной технологии, но по возрастному показателю уровень психического развития детей коррекционной группы на порядок ниже, во - вторых усвоение полученной информации проходит более длительный период времени. Перед началом использования метода проектирования в коррекционной группе совместно с психологом мы провели анализ способности мышления детей по показателям:
- способность обнаружить проблему;
- способность ставить задачу;
- способность планировать свои действия;
- способность оценивать ситуацию;
- способность находить решение.
Вывод: дети и пяти - шести лет ( I год обучения) в коррекционной группе не могут самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, а также из-за недостаточного интеллектуального уровня развития и плохой памяти. Значит, активная роль ложится на педагога. Осуществление проекта будет происходить на подражательно-исполнительском уровне. С детьми шести - семи - восьми лет ( II год обучения) возможно использование II уровня осуществления проектной деятельности частично с корректировкой. Потому что дети могут принять проблему и выделить ее, но не самостоятельно, а с помощью взрослого. Об этом мы можем судить после небольшого эксперимента. С детьми второго года обучения мы использовали тот же проект, что и на первом году обучения и исходя из того, что большой объем информации детям знаком мы предполагали, что дети смогут самостоятельно выделить проблему, но результаты показывают обратное, что дети с такими особенностями в развитии не способны действовать самостоятельно, более того из-за плохой памяти, малопродуктивного мышления дети воспринимают информацию как в первый раз. Как видно из результатов обследования, все-таки некоторые дети могут оценить ситуацию и пытаются находить пути решения, но с помощью педагога. Роль моя как педагога направить в правильное русло ход мыслей ребенка, помочь найти правильное решение.
Совместная работа с учителем-дефектологом предполагает определить тематику проектов, которую можно реализовать в ходе коррекционно-обучающей программы. Нам это удобно, так как программа, реализуемая нами, предполагает изучение по темам, которое прослеживается по всем образовательным разделам сразу. Поэтому, исходя из перспективно- тематического планирования лексических тем в начале первого года обучения мы разработали темы проектов.
Например:
Лексической теме под названием "Овощи - фрукты. Огород - сад", которая проходит в сентябре - октябре месяце соответствует проект "Чудесное лукошко"
Лексической теме под названием "Человек. Я - ребенок. Семья. Ребенок в семье", которая проходит в ноябре месяце соответствует теме проекта "Дом в котором я живу"
Тема "Зима. Новый год" и проект "В гостях у Снежной Королевы"
Лексическая тема "Ребенок и мир животных" - проект "Уроки Айболита"
Проект "Лечебное учреждение "Поликлиника"" соответствует лексической теме "Ребенок и его макросоциальное окружение"
На втором году обучения эти темы дублируются, но цели разные по уровням осуществления проектной деятельности составленных нами на основании результатов диагностики детей. Более того, специфика работы с детьми, которые имеют определенные особенности, строиться по-другому не может. Как мы уже говорили, проект - это план, поэтапная деятельность и мы идем к знаниям, к социализации длинной дорогой поэтапно при изучении любой из выше указанных тем. Также примером может служить поэтапная деятельность при проведении сюжетно-ролевой игры. В чем же заключается сходство?
На протяжении всего периода подготовки детей с нарушением интеллекта к социальной действительности, сюжетно-ролевая игра остается наиболее эффективным видом деятельности. Но, сюжетно-ролевая игра, которая, проводится в коррекционных группах, отличается от той, которая имеет место быть в общеобразовательных группах ДОУ. Это занятие с обучающим характером, где учитель-дефектолог систематизирует и обобщает представления, учит уточнять и закреплять ранее полученные знания, дети учатся выполнять игровые действия в логической последовательности, учатся отображать через игру события реальной жизни, т.е. проживать ситуацию. Чтобы провести сюжетно-ролевую игру проходит большая подготовительная, совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя. Сейчас для нас сюжетно-ролевая игра, это конечный продукт проделанной работы, это та область педагогического процесса, где мы используем технологию педагогического проектирования.
За основу по реализации проекта мы взяли знания полученные, на курсах повышения квалификации при ИПКРО и их методическое пособие "Современные стратегии реализации содержания дошкольного образования", в котором четко выделены общие требования к оформлению проекта, составлению паспорта проекта.
Примером может служить один из проектов.
"Лечебное учреждение "Поликлиника"
Возраст детей, на которых рассчитан проект: дети с интеллектуальной недостаточностью 6-7 лет.
Направленность развития детей, в рамках которого проводится работа по проекту (монопроект): познавательно-речевое; социально-личностное.
Тип проекта: информационный; ролево-игровой; групповой.
Форма проведения: занятия; экскурсии; самостоятельная деятельность под руководством педагога; сюжетно-ролевая игра.
Продолжительность: средней продолжительности: с января по февраль.
Цель-результат: Бытовая и социальная адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью; приспособленность к самостоятельной практической жизни. Создание макета лечебного учреждения ( I год обучения - создание альбома "Люди в белых халатах").
На первом этапе (постановка и обсуждение проблемы) использовались такие формы работы как: Беседа, сопровождающаяся рассматриванием иллюстраций на тему "Если ты заболел"; Занятие по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему "Поликлиника".
На втором этапе (поиск и сбор информации) использовались такие формы работы как: Просмотр мультфильма "Айболит"; Просмотр видеозаписи программы "Здоровье"; Экскурсия в медицинский кабинет; экскурсия в поликлинику; Словесные упражнения: "Собери предложение", "Продолжи предложение", "Какое слово не подходит"; Дидактические игры: "Что и чем делает врач?", "Чудесный чемоданчик"; Сюжетно-дидактическая игра "Поликлиника"
На третьем этапе мы презентовали сюжетно-ролевую игру на методическом объединении, в результате которой дети показали приобретенные знания, опыт, которые помогут ориентироваться в реальной жизни. Представленный опыт работы получил высокую оценку коллег. Мы рады, что он дал толчок к позитивным переменам, помог переосмыслить, пересмотреть точку зрения в отношении, к сожалению, забытой сюжетно-ролевой игры большинством педагогов.