Применение ИКТ на уроках музыки "Мир человеческих чувств. Трагедия любви в музыке"

Разделы: Музыка


Цель:

  • Cформировать у учащихся установку на общечеловеческие нравственные и духовные ценности, подготовить к восприятию сложного, порой противоречивого внутреннего мира человека, воссозданного в музыке разных эпох.

Задачи:

Образовательная:

  • сформировать представление о стилевых особенностях творчества русского композитора П.И.Чайковского на примере увертюры-фантазии “Ромео и Джульетта”и
  • способности бардовской песни раскрывать эмоциональный мир человека.

Развивающая:

  • развить эмоциональную отзывчивость и музыкальное мышление;

Воспитательная:

  • воспитать у учащихся через творчество П.И.Чайковского и Ю. Визбора духовно-нравственные качества: гуманизм, взаимопонимание, преданность, умение находить компромисс, неприятие насилия над личностью, веру в добро и любовь.

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, ИД, интерактивная презентация, презентация Power Point, фортепиано.

План урока:

Структура урока Действия учителя Действия учащихся
1.Орг. момент – 2–3 мин. Приветствие. Посадка. Вход в класс, приветствие, подготовка к уроку.
2. Актуализация знаний – 5 мин. Задает вопросы по пройденному материалу по теме “Мир человеческих чувств” Отвечают на вопросы учителя.
3 Слушание музыки – 15 мин. Знакомит с новым произведением по данной теме, которое будет звучать на уроке, его авторами и жанром, предлагает обратиться к презентации и по тексту пролога выделить и назвать главные образы, которые могли бы стать главными в музыке. (Презентация Рр-слайды).

Предлагает , представив себя композиторами, попытаться создать музыкальные образы, руководствуясь таблицами Интерактивной презентации.

Учитель предлагает вслушаться в музыку П.И.Чайковского и сравнить свои предположения музыкальных образов с композиторским выражением.

Предлагает повторное слушание для определения выраженных в музыке человеческих чувств.

Дает домашнее задание и обобщает разговор стихами.

Слушают беседу учителя, пролог из трагедии и выделяют главные образы данного произведения.

После выявления главных образов, создают с помощью Интерактивной презентации предполагаемые музыкальные версии этих образов.

После создания предполагаемых образов, слушают музыку П.И.Чайковского и сравнивают со своими образами и делают выводы, насколько совпали мнения слушателей и композитора.

Слушают повторно фрагмент произведения и определяют выраженные в каждом образе чувства.

Записывают домашнее задание.

4. Хоровое пение – 18мин. Знакомит и показывает песню Ю.Визбора “Ты у меня одна”, предлагая сопоставить мир человеческих чувств.

Обобщив ответы детей, предлагает разучить песню и работает над разучиванием I и II куплетов.

Учащиеся прослушивают песню и определяют, какие чувства выражает эта песня, чем схожа с произведением П.Чайковского и в чем ее отличие.

Учащиеся разучивают песню.

5. Закрепление и обобщение – 4 мин. Задает вопросы о прослушанном и исполненном музыкальном материале, их значение в понимании и раскрытии темы урока и делает обобщение. Отвечают на вопросы учителя, закрепляя пройденный материал. Слушают обобщение учителя.

Ход урока

1. Организационный момент

Вход в класс, приветствие, посадка.

2. Актуализация знаний

У: Сегодня мы продолжим с вами разговор о музыке, посвященной вечной теме в искусстве. Может быть, вы вспомните и сами назовете, что это за тема?

Д: Это тема – “Мир человеческих чувств”.

У: Верно, а как вы думаете, часто ли художники, поэты, музыканты, драматурги обращались и обращаются к этой теме?

Д: Достаточно часто.

У: Давайте обратимся к художественно-педагогической идее нашего урока, вдумайтесь в ее смысл и скажите, как она сможет работать в нашем уроке, почему именно ее я выбрала для сегодняшнего урока? (Читаю).

Д: Эти строки скрывают в себе очень широкий и глубокий смысл. Они говорят о том, что сегодняшний человек, наш современник, переживает те же чувства, что испытывали другие люди. Новые поколения не изобретают новых отношений и чувств, они переживают те же, что могли пережить люди, жившие далеко от нас и в пространстве и во времени.

У: Молодцы, вы очень точно поняли смысл этих строк. Скажите, а как мы сможем ее связать с произведениями искусства, в частности с музыкой, которая будет звучать на уроке?

Д: Любое произведение искусства говорит нам о людях, их переживаниях, страстях. А музыка именно тот язык, который, как ни одно искусство, ярко и понятно расскажет об этом!

3. Слушание

У: Замечательно вы разобрались в направленности нашего сегодняшнего урока, и я приглашаю вас к знакомству с новым музыкальным произведением, которое раскроет перед нами удивительный мир – мир человеческих чувств.

Взгляните на экран (Слайды 3,11 и 12, см. Приложение 3).

– Сегодня мы узнаем печальную историю, которую поведал миру почти 4 века назад великий английский драматург, поэт и актер – Уильям Шекспир. Человек, которого больше всего интересовали человеческие отношения, чувства и готовность отстаивать свои взгляды и принципы, даже погибая за них. Эта история рассказана в трагедии “Ромео и Джульетта”. Послушайте ее начало – Пролог – и подумайте, что является основой сюжета? (Слайд 4)

Д: Сюжет этого произведения основан на конфликте двух враждующих семей, который привел к гибели их детей.

У: Как вы думаете, почему погибли их дети – их звали Ромео – сын Монтекки и Джульетта – дочь Капулетти?

Д: Наверное, потому, что полюбили и хотели быть всегда вместе, но родители, скорее всего, не допустили этого, таким образом они остались вместе и воспротивились слепой ненужной вражде.

У: Взгляните на задание и подуматйте над ним. (Слайд 5) Есть ли место человеческим чувствам в этой непростой истории?

Д: Да, конечно, здесь могут проявиться очень разные, яркие и противоречивые чувства.

У: Ну, а какие же, на ваш взгляд, образы композитор, который бы стал писать музыку к этой истории, должен был обязательно показать?

Д: Скорее всего это Любовь Ромео и Джульетты и Вражда родителей.

У: Верно, вы, как настоящие композиторы справились с этой задачей! Вы выделили и назвали главные образы. Но давайте уточним, какой образ показать первым – Любовь или Вражду? Что было сначала?

Д: Вражда. Но, несмотря на нее, появилась Любовь!

У: Молодцы! Взгляните на экран, как точно у вас все получилось! (Слайды 6 и 7).

А теперь давайте попробуем “сочинить” музыку этих образов, прибегнув к основным музыкально-выразительным средствам и используя Интерактивную презентацию (или таблицы на слайдах 15 и 16).

(Учащиеся подбирают музыкально-выразительные средства к образу Вражды и образу Любви, тем самым создавая образы в целом. Целесообразно дать задания по группам (рядам) или мальчики-девочки, чтобы ускорить работу над проектированием образов. Приложение 1). Проверяем полученный результат, уточняем.

У: Ну, что ж вы настоящие мастера, очень ярко представили образы. А теперь я хочу вас познакомить с уже созданной музыкой по этой трагедии. Автором этой музыки является хорошо нам знакомый композитор – Петр Ильич Чайковский (Слайд 8 ). Это Увертюра – фантазия “Ромео и Джульетта”.

Знаком ли вам жанр – увертюра? Что это такое?

Д: Увертюра – оркестровое вступление к опере, балету, спектаклю или кинофильму, в котором в краткой форме показаны главные образы произведения. Иногда увертюра может быть самостоятельным симфоническим произведением.

У: Вполне исчерпывающий ответ, осталось только выяснить, к какому типу отнести нашу увертюру?

Д: Скорее всего это- самостоятельное произведение.

У: Да, действительно, это так. Сегодня мы услышим фрагмент из увертюры П.И.Чайковского, слушая музыку, попытайтесь ответить на данные вопросы – (Слайд 10).

Слушание фрагмента увертюры П.И.Чайковского “Ромео и Джульетта”.

Ответы детей на вопросы №1 и 2, помещенные на слайде 10, пометка в таблице матрицей зеленого цвета совпавшие элементы с выбором композитора и красным – отличающиеся ( в простой таблице + и -).

Повторное слушание фрагмента и ответы на оставшиеся задания. Проверка их.

У: Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы еще и еще раз вдумались не только в музыку этого произведения, но и над поступком наших героев. Напишите дома в тетрадях свое размышление о том, как вы относитесь к поступку Ромео и Джульетты, сумели ли они таким образом сохранить свои чувства или их любовь умерла вместе с ними? Как выдумаете, каков финал этой увертюры, какой темой, Вражды или Любви, закончит автор свою увертюру и почему?

(Запись домашнего задания).

– Таким образом, мы сегодня с вами еще раз смогли убедиться в том, что музыка очень ярко может передавать чувства людей до малейших оттенков и не только передавать, но и заставлять слушателя, то есть нас с вами сопереживать им.

“Они уносят дух – властительные звуки!
В них – упоение мучительных страстей,
В них – голос плачущей разлуки,
В них – радость юности моей!

Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски не властен утолить;
Душа безумная томится и желает
И петь, и плакать, и любить!”
                                            (В. Красов)

4. Хоровое пение

У: Ребята, сегодня я хочу представить вам еще одно музыкальное произведение – песню, рожденную в 20 веке известным бардом Юрием Визбором (слайд 10). Юрий Визбор – поэт, бард, журналист, сценарист, создатель молодежной радиостанции, сам снялся в нескольких фильмах. Большая часть его песен связана с альпинистской тематикой. Послушайте его песню и скажите, может ли современная музыка выражать чувства людей? Есть ли сходство у этой песни с музыкой П.Чайковского, о чем говорит она и как звучит?

Показ песни Ю.Визбора “Ты у меня одна” и беседа о ней.

Учитель обобщает ответы детей и делает вывод, что и в 20 веке и во всех других эпохах люди любят, страдают, проносят свои чувства через любые невзгоды и испытания, как и герои Уильяма Шекспира.

Разучивание песни, при разучивании использует приемы “эхо”, пение по цепочке и др.

При работе над песней уделить особое внимание манере исполнения: негромкое, теплое, задушевное звучание должно правдиво передать ту доверительную дружескую обстановку, в которой обычно исполняются бардовские песни.

5. Закрепление и обобщение урока

У: С какой музыкой мы сегодня встретились на уроке? В какое время были созданы эти произведения? Что общего у этих произведений? Чему научила нас музыка сегодня?

Ответы детей.

– Обратитесь еще раз к художественно-педагогической идее сегодняшнего урока и скажите, нашли ли мы подтверждение смысла их в музыке и разговоре на этом уроке? Выскажите кратко свое отношение к сегодняшнему разговору на уроке в синквейне.

(Заранее заготовленные шаблоны синквейна раздать. Приложение 2)

Ну, что ж, пришла пора прощаться, урок закончился, но я надеюсь, что сегодняшний урок заставит нас с вами еще и еще раз поразмышлять над чувствами и взаимоотношениями людей, будет учить нас строить эти взаимоотношения и развивать чувства.

Литература:

  1. Кабалевский Д.Б. “Как рассказывать детям о музыке?” М., “Просвещение”1989.
  2. “Музыка” - программа для общеобразовательных учреждений, В.В.Алеев, Т.И.Науменко. М., “Дрофа” 2003.
  3. “Музыка” Т.И.Науменко, В.В.Алеев. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, 8 класс. М., “Дрофа” 2002
  4. “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, версия 2004г., ресурсы Интернет, www.KM.ru
  5. Смолина Е.А. “Современный урок музыки”. Творческие приемы и задания. Ярославль, Академия развития, 2006.
  6. “Я познаю мир” Детская энциклопедия, том “Музыка”, М., “Астрель” 2002.
  7. “…И музыка и слово…” (Стихи к музыкальным произведениям) составитель Н.В.Лещова ГОУ СПО “Омский музыкально-педагогический колледж”, Омск,2005.