Цели:
1) обучение восприятию литературного текста;
2) развитие способностей эмоционально
откликаться на события, описанные автором
произведения;
3) воспитывать чувство сопричастности и
сопереживания;
Задачи:
1) познакомить с понятием “авторская сказка”;
2) учить называть произведение (находить фамилию
автора);
3) выделять признаки сказки.
Ход урока
1.Орг. момент.
2. Слушание произведения
В. В. Бианки “Лесной Колобок – Колючий Бок”3. Беседа
(первичное восприятие).– Вам понравилось?
– Какой эпизод понравился больше? Почему?
– Что вы чувствовали – радость, огорчение, страх, когда слушали это произведение?
4. Моделирование обложки.
– Сейчас мы оформим обложку произведения.
– Что слушали? Докажите, что это сказка.
– Нарисуем заместитель.
– О ком эта сказка?
– Каким цветом закрасим круг?
– Обозначьте рамкой фамилию автора. Автор этой сказки В.В. Бианки. Он написал много сказок для детей о животных: “Теремок”, “Лесной Колобок – Колючий Бок”, “Мышонок Пик” и др. С большой любовью относился писатель к своим героям – мохнатым и лохматым, пернатым и чешуйчатым, с симпатией описывает их повадки и поведение, слегка подсмеивается, наделяя их смешными именами.
– Сказки, написанные автором, называются авторскими или литературными.
– Обозначьте рамкой название сказки на модели.
– А как бы вы, ребята, назвали эту сказку? Почему? (ответы учащихся)
– Мы познакомились с авторской сказкой Виталия Валентиновича Бианки “Лесной Колобок – Колючий Бок”.
5. Работа с учебником:
– Откройте учебник “Литературное слушание” и найдите сказку.
– Кто сможет прочитать фамилию автора?
– А кто прочитает название?
-Рассмотрите иллюстрации.
– Какой из рисунков понравился больше? (ответы учащихся)
6. Работа над содержанием. Введение заместителей.
а) – Вспомните, как начинается сказка? (ответы учащихся)
Это старик, его заместитель – С, бабушка – Б, ёжик – Ё.
– С кем встретился ёж сначала? Волк – В, медведь – В, лиса – Л.. Чем закончилась сказка?
– Каким представляете ежа? (ответы учащихся)
– Чему учит эта сказка? (ответы учащихся)
– Какие пороки, недостатки у людей высмеивает автор? (ответы учащихся)
б) Построение цепочки событий:
С – Б – Ё – В--М – Л.
7. Чтение песенки из сказки.
а) чтение отрывка сильным учеником:
Я Лесной Колобок – Колючий Бок!
Меня в рот не возьмёшь!
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от Волка ушёл
От Медведя ушёл.
б) хоровое чтение этого же отрывка.
8. Инсценирование эпизода “Встреча колобка”…
9. Работа в тетради с элементами творчества.
– Нарисовать, каким вы представляете Лесного Колобка?
– Какую сказку напоминает произведение Бианки? (ответы учащихся)
– Чем отличается сказка Бианки от русской народной сказки “Колобок”? (ответы учащихся)
10. Итог урока.
– С каким новым произведением познакомились?
– Кто автор?
– Чему учились?
– Понравился ли вам урок?
Анализ урока
Сейчас мы работаем с произведениями из раздела “Мир сказок”. Это третий урок по данной теме. Мы слушали сказку Сутеева “Дядя Миша”, русскую народную сказку “Привередница” и сегодня встреча с новой сказкой В.В. Бианки “Лесной колобок – колючий бок”.
В начале урока была проведена работа с книгами– сказками. Дети смогли соотнести обложку книги с данной моделью, объяснить, почему это сказка. ( На этом этапе дети учились определять жанр произведения).
Когда ученики слушали сказку, я старалась создать атмосферу сказочности. Дети сели на стульчики, кругом, “глаза в глаза” и учитель выразительно читала сказку (на этом этапе отрабатывалась главная цель уроков литературного слушания – умение слушать).
После чтения была проведена первичная беседа на эмоциональное восприятие произведения:
– Вам понравилось?
– Что чувствовали? (на этом этапе отрабатывалась воспитательная задача– развитие у детей сопричастности и сопереживания к услышанному произведению).
Моделирование обложки (отрабатывалось умение определять жанр и тему произведения).
Работа с учебником (закреплялось умение работать с книгой, ориентироваться в ней, находить автора и название произведения)
Работа с иллюстрацией (дети еще раз откликнулись внутренним духовным миром на содержание сказки, подготовка детей к пересказу).
Введение заместителей, беседа по содержанию, составление цепочки событий (развитие речи и памяти детей, формирование навыка работы с заместителями).
Чтение. Присутствовало и самостоятельное чтение, и хоровое. Кстати, обучение чтению продолжается и на уроках литературного слушания.
Инсценировка сказки (на этом этапе отрабатывалось умение рассказывать, по возможности передать характер героев).
Творческая работа:
Попросила нарисовать ежика (на этом этапе развивалось воображение детей, мелкой моторики руки)
Итог урока: (дети самостоятельно пытаются подойти к итогу урока и ответить на вопрос учителя “Чему мы учились?”)
– Слушать.
– Рассказывать.
– Моделировать.
Учитель проводила разные виды деятельности с учащимися, старалась поддерживать их внимание.
В основу урока были положены здоровьесберегающие технологии. Благоприятный фон, прослеживался на протяжении всего урока. Цели и задачи, поставленные учителем, выполнены.