Языковый анализ. Работа с предложением и текстом

Разделы: Логопедия


Работа с предложением

I. Предложение как единая синтаксическая единица

1. Выпиши предложения. (Приложение 1, слайд 3)

Красный цветок. Расцвёл цветок.
Жук ползёт. Ползёт по ветке. Большой жук. Вязать свитер. Бабушка вяжет. Синий свитер.

2. Выпиши предложения. (слайд 4)

Весной на реке треснул.
Весной на реке треснул лёд.
Утром дети пошли в школу.
Утро дети идти школа.
На столе стоит ваза.
Ваза столе стоит на.

3. Спиши, в конце поставь нужный знак препинания.

Тебе понравилась лыжная прогулка ___
Мне так понравилась лыжная прогулка ___
Лыжная прогулка мне не очень понравилась ___

4. Это предложение. Прочитай его вслух. Какая здесь ошибка? (слайд 5)

Мыобедаемвдвачасадня.
Закрасимквадратикзелёнымцветом.
Положивпеналручкуикарандаш.

Спиши предложение правильно. Цифрой укажи, сколько в нём слов.

5. Здесь два предложения. Обозначь их границу. (слайд 6)

Под жарким солнцем распускаются цветы по синему небу плывут облака.

6. Расставь точки правильно. (слайд 7)

Дети идут в школу кошка. Ловит мышей ваза. С цветами стоит на столе.

7. Исправь неточности в предложении. (слайд 8)

Мальчик стеклом разбил мяч.
Весной луга затопили реку.
Улитка медленно мчалась по листу.

8. Прочитай предложение. Найди в нём неточности.

У щенка на макушке весело торчали ушки и пушистый хвостик.

9. Измени предложения, чтобы не изменился смысл:

Петя бегает быстрее, чем Даша.
Ваня написал диктант лучше, чем Лена.

II. Распространение предложения

1. Добавить одно слово.

Стоит ваза.
На …. стоит ваза.
На столе стоит ваза с … .
На столе стоит ваза с …. цветами.

2. Допиши предложения так, чтобы в каждом было по пять слов.

Ребята в классе ......... ( 5 )
В лесу ............ ( 5 )
С утра ............ ( 5 )

3. Придумай и запиши предложения из шести слов.
    Начни так:

Завтра ... ... ... ... ... (6 слов)
Зимой ... ... ... ... ... (6 слов)

4. Придумай предложение из трех слов со словом “снег”. Запиши это предложение.

5. Придумай и запиши предложение из пяти слов, чтобы последнее слово было “яблоки”.

III. Предложение с предлогом

1. Впиши нужный предлог. Смотри на окончания существительного “школа”.

Дети идут … школу. Линейка проходит … школой. Сирень растёт … школы. Малыши бегают … школе. За лето отвыкли … школы. Саша живёт … школы. Автобус подошёл … школе. Летом буду скучать … школе. Учитель ушёл … школы.

2. Вставь нужный предлог.

Реки днём было много ребят.
Мы ужинаем семь часов вечера.
Коля и Витя получили двойку задачу.
Библиотека была закрыта санитарный день.
Грузовик медленно ехал просёлочной дороге.

3. Напиши предложения, раскрывая скобки.

(Под)берёзой вырос (под)берёзовик.
Вымой (под)столом и (под)мети пол.
(Под)ними (под)ушку с пола.
(Под)оконник находится (под)окном.
Кот (под)скочил и спрятался (под)кресло.

4. Ученик написал предложения и сделал ошибки. Найди их.

У роки сегодня были напять минут короче.
Аня сбратом наканикулы у ехали вдеревню кбабушке.

IV. Работа с деформированными предложениями.

1. Расставь слова по порядку и запиши предложения.

На спал диване кот.
Уроки Света учила не.

2. Составь предложение из данных слов.

Добралась лиса до ночью курятника.
Зелёных склонах гор на цветы пестрели.
Воздухе снежинки закружились в лёгкие

3. Составь предложение из слов, измени окончания слов.

Доктор, дети, лечить.
Мама, каша, варить.
Мальчик, открывать, дверь.

4. Составь предложения из слов, если нужно, измени окончания слов.

Воробьи, ветки, сирень, сидеть, на.
Оля, магазин, в, зонтик, купить, новый.
Комары, мошки, и, лететь, лампа, на, свет.
Тёплый, ясный, стоять, погода, в, сентябрь, и.

5. Найди среди букв пять слов. Запиши слова и составь из них предложение.

Пицвхырсадуцтръдружноьычяцветутсещяблоникга

6. Среди ряда букв найди и выпиши слова.

Трклетоцфчимбылоьойфэжаркое.
Артёмвжрмамаьбюткупитьмсыцновыйхфцчмячик.
Карандашъютчзакатилсяаыезподцгрышкафждар.

Составь и запиши из этих слов предложение. Если нужно, измени окончания слов.

7. Дано три слова. Добавь ещё два и составь предложения. Запиши их.

Лето, море, на, ..... , .....
Тетрадь, в, слова, ..... , .....
Автобус, дороге, по, ..... , .....

8. Составь предложение из слов, дополни свои слова.

Книгу, картинками, с, мальчик, .......
Собака, кошку, дерево, на, ........
Дети, уроке, на, диктант, .......

9. Составь предложения из слов, добавив предлог. Слова для справок: над, под, на, по

Лодка, скользит, воде, ...
Домом, летает, ласточка, ...
Заяц, кустом, сидит, ...
Шишки, ёлке, растут, ...

Работа с текстом

I. Формирование практических представлений о тексте

1. Прочитай. Можно ли назвать эти предложения текстом?
    Спиши только те предложения, из которых можно составить рассказ о лисе.

Над лугом летали бабочки. Рыбаки ловили рыбу. Лида кормила кроликов. Мама купила малину детям.
Лиса вырыла нору под старой липой. Нора ловко спрятана в траве между корней. Корова щипала траву. Скоро в ней появятся маленькие лисята. Лисица должна будет уходить на охоту. В саду поёт соловей. Тихо сидят лисята в норе, ждут мать с добычей.

2. Прочитай текст. Найди границу предложений. Спиши текст, деля его на предложения.

Оля и Юра жили в деревне у них была кошка однажды кошка пропала дети долго искали её прошло лето осенью кошка вернулась она привела с собой пять котят дети были рады.

3. Определи границы предложений. Спиши правильно.

Кочки оттаивают

Мороз сошёл кочки покрылись росой и засияли на солнце они разогрелись от каждого бугорка повалил лёгкий пар казалось, что кочка вздохнула вдруг набежала тёмная туча с неба посыпалась снежная крупа холод надвинулся на поляну.

4. Прочитай текст. Правильно ли поставлены точки? Спиши текст, поставив точки правильно.

Ребята пришли в школу прозвенел. Звонок на урок в классе идёт. Работа ученики решают. Задачи и примеры второй урок. Будет чтение ребята. Читают быстро и правильно.

5. Спиши текст правильно, отделяя слова друг от друга. Обозначь границу предложений точкой и заглавной буквой.

Наступилаосеньлистьяпожелтелипошлидождисталохолодно.

Проверь себя. В этом тексте четыре предложения. В каждом предложении по два слова.

II. Составление связного текста из деформированных предложений

1. В каждом предложении расставь слова по порядку, изменив окончания некоторых слов.

Никита, у, большая, жить, собака, кличка, по, Жук, чёрная.
мальчик, улица, на, перебитой, лапа, с, щенок, нашёл.
ухаживал, долго, ним, за, и, поправился, щенок, Никита.
мальчик, стали, и, собака, большие, друзья, Жук.

2. В каждом предложении расставь слова по порядку. Озаглавь текст.

Максимка, стать, Артёмка, и, строителями, решили.
большие, долго, строить, дома, но, надо, чтобы, учиться.
ребята, строить, маленькие, пока, домики, для, решили, птиц.
решили, торопиться, работать, не, ребята, аккуратно.
сколачивают, чтобы, доски, плотно, не, ни, одной, щели, было.
и, острые, вбивают, аккуратно, концы, гвозди, загибают.
видно, хорошие, сразу, получатся, что, ребят, из, строители.

III. Работа с деформированным текстом

1. Расставь предложения правильно, чтобы получился рассказ. Озаглавь и запиши текст.

Они расчистили каток.
В декабре ударили морозы.
В воскресенье ребята пришли на пруд.
Реки и озёра сковал крепкий лёд.

2. Расположи предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Козлище и скок в колодец.
Захотела лиса пить.
А лиса прыг ему на спину и была такова.
Села она в ведро и спустилась в колодец.
Шел мимо козел. Позвала его лиса.
Не может лиса выбраться, сидит, нос повесила.

3. Расположи части текста так, чтобы получился рассказ.

Кукушка

Вернутся птички и не заметят, что у них в гнезде ещё одно яйцо прибавилось. Они высидят вместе со своими птенцами кукушонка.
Как только наступит весна, птицы начинают вить гнёзда, выращивать птенцов. А вот кукушка гнезда не вьёт.
Она и детей не выращивает. Найдет кукушка гнездо каких-нибудь птичек, выследит, когда хозяева улетят. Тихо положит она своё яйцо в гнездо.
А уж кукушонок о себе сам позаботится. Вытолкает других птенчиков из гнезда и останется один.

4. Расположи правильно части текста. Придумай название.

В него, как в зеркало, ласково глядится и солнце, и голубое небо, и облака. Отведать холодной водицы прилетают птицы.
Над полями и лесом всё ярче и ярче светит весеннее солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд.
Прозрачный серебристый ручеек выбежал из-под серого камня. Весело бегут его струйки по песку, камешкам, по равнинам и по мхам.

5. Дополни предложения, опираясь на слова для справок.

Мы на лыжах добрались до леса. Повалил снег. Он скрыл все следы жителей леса. На большой поляне стояла ___ ___. Нам захотелось взглянуть на эту ___ ___. ___ поднялась выше всех своих соседей. ___ ___ красиво расправило свои густые ветки. Мы попытались обхватить руками ___. Комья снега упали на землю.

Слова для справок: вековая ель, лесную царевну, ель, могучее дерево, красавицу.

6. Дополни предложения, опираясь на слова для справок.

Какая бывает роса на траве?

Солнечным утром в ___ на ___ видны алмазы. Эти алмазы ___ и ___ на солнце ___, ___, и ___ цветом. Это капли росы в треугольных листьях травы и ___ на солнце. Листок этой травы внутри ___ и ___ . Капли ___ по листу и не ___ его.

Слова для справок: жёлтым, красным, синим, полях, траве, блестят, переливаются, собрались, сверкают, катаются, мочат, мохнат, пушист.

7. Спиши текст, подставив подходящие по смыслу слова.

Волшебница в лесу

Зима …… в лес. Сосны и ели ….. в тяжёлые снеговые шубки. На верхушки деревьев ….. белые снеговые шапки. Раздвинуло солнышко сизую тучку. Под его лучами ……, …… снега. Разноцветные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. Чудная картина кругом!

8. Прочитай текст о весне. Найди нелепицы и исправь при списывании.

Наступила весна. Темнеет тающий снег. С крыш свисают сосульки. На берёзах опадают почки и желтеют листья. Птицы улетают на юг. На реках и озёрах лёд с каждым днём всё толще и крепче. Скоро замёрзнут ручьи. Природа просыпается. Люди тоже готовятся к весне. Они утепляют окна, собирают урожай, готовят землю для посадки растений.

IV. Составление рассказа

1. Закончи рассказ. Придумай название, запиши рассказ.

  • Борис и Андрей ходили в лес за грибами. Долго бродили они по лесу. Грибов набрали полную корзину. Вдруг под кустом ……
  • Кончились уроки. Толя и Миша решили идти через проходной двор. За ними шёл первоклассник Стёпа. На крылечке чужого дома сидела большая собака. Толя и Миша стали бросать в собаку камни. Тогда Стёпа …..

2. Придумай начало рассказа.

…..Но вот дождь начал стихать. Выглянуло солнышко. Мокрые, но довольные ребята побежали домой.
…..Крылышко подживало. Всю зиму прожил воробей у Алёши. Весной, когда солнышко стало пригревать, мальчик выпустил его на волю.

3. Придумай начало и конец рассказа.

…..По дороге из школы Дима думал о случившемся. Когда пришёл домой, он быстро спрятал свой дневник. …..

 4. Придумай середину рассказа

Кошка Маруська

У Никиты Ивановича жила пёстрая кошка, звали её Маруська. Она была тощая. Хозяин её очень плохо кормил. ………………….. Кошка вернулась домой. Обрадовался ей хозяин. Он думал, что кошка совсем пропала. С тех пор Никита Иванович стал заботиться о ней.

5. Составьте рассказ, опираясь на вопросы:

Куда пришли дети? (роща)
Что весело журчало? (ручей)
Кто звонко щебетал? (птицы)
Что собирала Олечка? (щавель)
Кого увидел Серёжа под кустом? (зайчата)
Куда они ускакали? (чаща леса)

 6. Составь и запиши три предложения, используя данные ниже слова.

Озеро, рыба, щука, удочка, порвать, леска, крючок, наживка, уха, костёр.