Социально-психологический тренинг личностного роста для инженерно-педагогического коллектива

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: способствовать личностному и профессиональному росту педагога.

Задачи:

  • повышение социально-психологической компетентности;
  • развитие навыков самоанализа, самодиагностики;
  • преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
  • способствовать дальнейшему сплочению коллектива;
  • углубление процессов самораскрытия, саморазвития;
  • анализ и осмысление своих жизненных и профессиональных перспектив.

Ход занятия

1. Организационный момент

Члены группы садятся в замкнутый круг.

Правила работы группы:

1. Искренность в общении.

Говорим только то, что думаем и чувствуем. Если вы не готовы быть искренними в обсуждении кого-то вопроса – лучше промолчать.

2. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени.

Ваши мысли и чувства очень значимы для других участников тренинга и отсутствие их может привести к нарушению внутригрупповых отношений.

3. Не вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы.

Не стоит обсуждать чьи-то личные проблемы с людьми, не участвующими в тренинге, а также с членами группы вне тренинга, что способствует доверительному стилю общения.

4. Персонификация высказываний.

Каждый участник говорит за себя, от своего имени. Не стоит допускать рассуждений типа: “Все так думают…”, “Большинство так считают…”. Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: “Я думаю…”, “Мне кажется…”, “Я считаю…”.

5. Не критиковать и признавать право каждого на высказывания своего мнения.

При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа: “Ты мне не нравишься”, следует говорить: “Мне не нравится твоя манера общения”.

6. Уважение говорящего.

Не перебивать и не комментировать говорящего, тем самым, проявляя интерес и уважение к его личности и его мнению.

2. Основная часть

1. Представление – девиз “Знакомство”.

Каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое тренинговое имя и девиз, который отражает его жизненное кредо, отношение к миру в целом и к себе. (2 минуты).

Основная задача представления – подчеркнуть свою индивидуальность и, в случае необходимости, прокомментировать свой девиз.

После представления индивидуальных девизов, участники формируют девиз группы, основной принцип взаимоотношений.

2. Упражнение “Без маски”

Ведущий: “Перед вами в центре круга стопка карточек. Мы будем по очереди брать по одной карточке и сразу, без предварительной подготовки отвечать на предложенный вопрос или продолжите фразу, начало которой написано в данной карточке. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным. Члены группы будут внимательно слушать Вас, и если они почувствуют, что Вы не искренни, Вам придется еще раз взять карточку, но уже с другим текстом, и попробовать ответить”.

Содержание карточек:

  • Мне нравится в нашем коллективе…
  • Мне не нравится вы нашем коллективе…
  • Иногда меня раздражает то, что я …
  • Иногда люди в коллективе не понимают меня, потому что я…
  • Мне особенно приятно, когда меня…
  • Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…
  • Верю, что я еще…
  • Мне трудно дается в общении с детьми…
  • Как бы Вы оценили свою принадлежность в коллективе?
  • Что мешает Вам профессионально расти?
  • Ваши цели в профессиональной деятельности?
  • Вы управляете своим профессиональным развитием, если “да”, то каким образом?
  • Стимулируют ли возникающие препятствия Вашу профессиональную активность, если “нет”, то почему?
  • В какой степени Ваша общительность способствует решению жизненно важных для Вас задач?
  • Как часто и в какой степени Ваши идеи, проекты удавалось воплощать в жизнь?
  • Является ли повышенная эмоциональная возбудимость и напряженность характерной чертой юношеского возраста?
  • Мои действенные орудия борьбы с нарушителями дисциплины на уроках – это…
  • Вы часто испытываете чувство беспокойства?
  • Ваше отношение к неудачникам?
  • Часто ли удается Вам удачно пошутить в ходе урока?
  • Вы часто устаете во время работы?
  • Как вы в целом оцениваете коллектив, в котором работаете?
  • Ваши пожелания коллегам по работе!
  • Что вам мешает в работе?
  • Назовите Ваши типичные ошибки, которые мешают Вам в работе.
  • Когда на меня кричат…
  • Когда я на кого-то кричу…
  • Одно из самых добрых дел, которые Я сделал в своей жизни – это…
  • У меня есть два замечательных качества характера…

3. Упражнение “Психологический автопортрет”

Ведущий: “Вам предлагаются карточки, в которых Вам необходимо ответить на два вопроса. При написании автопортрета желательно проанализировать те особенности, которые вы проявляете в общении с людьми, и которые отличают Вас от других”.

1. За что меня ценят на работе? Ответы
А) ДЕТИ  
Б) КОЛЛЕГИ ПО РАБОТЕ  
В) РУКОВОДСТВО  
2. За что меня можно критиковать?  
А) ДЕТЯМ  
Б) КОЛЛЕГАМ  
В) РУКОВОДСТВУ  

Участники тренинга зачитывают ответы на вопросы, по необходимости, обсуждают и аргументируют их.

4. Упражнение “Волшебный магазин”.

Ведущий: “Предлагаю совместно поразмышлять над тем, что каждый человек ожидает в своей жизни, каковы его устремления, какие ценности для него значимы, и как их можно реализовать. Вашему вниманию цитата для размышления:

“Художник Николай Рерих описал в своих воспоминаниях как он, будучи еще молодым человеком, пришел ко Льву Толстому, который был уже маститым старцем, и спросил его: “Поделитесь своими представлениями о цели и смысле жизни”. Лев Толстой объяснил, что нужно открыть в своей жизни смысл и цель такие, которые не уничтожаются физической смертью. Николай Рерих послушал это, и говорит: “Так красиво, так возвышенно! Но не достижимо! А нельзя ли чего-нибудь пореалистичней, поприземленней, но и более достижимо?” И тогда Лев Толстой сказал знаменательные слова: “Вам, молодой человек, не приходилось пытаться переплыть через реку с бурным течением? Вот представьте себе, вы на этом берегу и вам надо приплыть в эту точку. Течение бурное. Вы должны брать намного выше, потому что течение вас все равно снесет, но так вы прибудете в ту точку, в которую планировали. Будьте реалистами – верьте в невозможное, тогда и реальное достигнете!”””.

Несколько участников группы, по желанию, приходят в волшебный магазин, продавец, в котором ведущий группы. Продавец – волшебник может предложить участнику все, что только можно пожелать: здоровье, карьеру, успех, счастье, любовь близких, детей, любовь к работе, свала, власть, деньги, мудрость, профессиональный рост, ум, терпение, уверенность, радость, взаимопонимание, сострадание и др. Покупатель должен заплатить за это тем, что ценит в жизни или свои недостатки: здоровьем, спокойствием, свободным временим, самолюбием, вредными привычками, недобросовестностью, осуждением, завистью и др. Во время “торговли” участники начинают активно размышлять о настоящей цели и смысле жизни.

5. Упражнение “Прошлое, настоящее, будущее”.

Каждый участник на листе бумаги рисует и размещает по своему усмотрению три круга, символизирующих прошлое, настоящее и будущее. В каждом из них необходимо написать одно, два события, наиболее значимых в данном периоде жизни. Это могут быть: перемены в обществе, в профессиональной и личной жизни, мысли и чувства, обретение целей, смысла и т.д.

При обсуждении акцент делается на события, ожидаемые в будущем. Члены группы могут задавать вопросы, помогать конкретизировать понятия и оказывать помощь в определении шагов по их достижению.

Вопросы, на которые следует обратить внимание:

  • От кого зависит возможность осуществления этих планов?
  • В какое время они должны произойти?
  • Если эти события не произойдут, что Вы будете чувствовать?
  • Что может помешать Вам осуществить свои планы?
  • Для кого еще осуществление этих планов может иметь важное значение?

3. Заключительная часть

1. Рефлексия.

Ведущий с группой проводит рефлексию содержания происходящего в тренинге, стимулирует обсуждение таких вопросов:

  • Что главное в вашей жизни?
  • Должны ли мы планировать свою жизнь или отпускать все на волю судьбы?
  • Основные цели развития нашего коллектива?
  • Чем мы можем помочь друг другу?
  • Что нас объединяет, не смотря на то, что все мы индивидуальны?
  • Что понравилось или не понравилось на занятии?
  • Какие чувства испытываете? и д.р.
  • Как личностный рост влияет на профессиональное развитие человека?

Список литературы:

  1. Клюева Н.В. Программа социально-психологического тренинга для педагогов (руководство для ведущего группы). – М., 1992. 26 с.
  2. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста: методические разработки занятий социально-психологического тренинга. – М., 1993. 48 с.