Не секрет, что зачастую, вчерашние девятиклассники, пришедшие получать профессиональное образование, сомневаются в верности своего выбора. Кроме того, мы часто сталкиваемся с тем, что выбор был осуществлен по настоянию родителей или явился следствием нежелания продолжать учебу в общеобразовательной школе.
Данная игра ориентирована на четкое осознание положительных сторон и "подводных камней" избранной профессии, составление объективного представления о ней. Игра рассчитана на студентов 1 курса образовательного учреждения среднего профессионального образования специальности "Секретарь". Но данная разработка при соответствующих корректировках может быть использована и для студентов, обучающихся по другим специальностям.
Цель: способствовать развитию профессиональной мотивации.
Задачи:
1.Образовательная: освоение знаний о различных сторонах изучаемой профессии, возможностях построения карьеры.
2.Развивающая: развитие способности видеть, анализировать возможные затруднения и позитивные моменты, возникающие в процессе самореализации на профессиональном поприще; развитие рефлексии.
3.Воспитательная: воспитание интереса, положительных эмоций к профессии, профессиональной мотивации; стремления к саморазвитию.
Участники:
Студенты 1 курса
- возраст - 15-17 лет (10-11 классы)
- количество: группа от 14 до 30 человек.
Представители профессии "секретарь":
- опыт работы от 3 месяцев.
- желательно (для сравнения), из разных организаций (государственного учреждения, частной фирмы и т.д.)
Ведущий - психолог.
Помощник ведущего - мастер производственного обучения.
Форма проведения: деловая игра.
Оборудование:
- Проектор, экран.
- цветные карточки-билеты по числу участников (4-х цветов - зеленый, красный, коричневый, белый) из расчета: судьи от 1 до 3 человек; присяжные 3-4 человека; адвокаты и прокуроры по 5-10.
- Карточки с незаконченными предложениями (для рефлексии и обратной связи)
- 4 Папки с заданиями по названию команд ("Адвокаты", "Прокуроры", "Присяжные", "Судья"). Каждая папка содержит:
- описание одной ролевой позиции
- улику
- статьи о секретарях
- Презентация "Суд над профессией"
- Карточка с незаконченными предложениями. Количество: по числу участников.
Время: 1,5-2 часа
Организация пространства и участников:
- расставить столы для групповой работы (подобно тому, какое местоположение занимают заявленные позиции адвоката, прокурора, присяжного и судьи в реальном зале суда),
- разделить участников на группы по цветам, предложив выбрать карточку того или иного цвета, например:
- 1 - адвокаты (зеленые карточки ___ шт.),
- 1 - прокуроры (красные карточки ___ шт.)
- 1 - присяжные (белые карточки ___ шт.)
- 1 - судья (коричневая карточка)
(столы также можно заранее обозначить цветом, чтобы участники видели, куда им проходить)
Все, получившие карточку (кроме Судьи), садятся за стол с соответствующим цветом.
Ход игры
- Приветствие. Создание игровой ситуации. Инструктаж всех участников игры.
- Работа в группах (подготовка аргументов, доказательств).
- Выступление сторон:
- обвинения (+допрос свидетелей),
- защиты (+допрос свидетелей),
- вынесение вердикта присяжными,
- приговор судьи.
- Подведение итогов: рефлексия, обратная связь.
- Вывод.
;1. Приветствие. Создание игровой ситуации. Инструктаж всех участников игры.
(15 мин.)
Ведущий: Добрый день! Сегодня у нас с вами пройдет игра "Суд над профессией".
"Встать! Суд идёт" - с этой фразы обычно начинается судебное заседание и наша сегодняшняя с вами игра тоже начнется с этой фразы.
Итак: "Встать! Суд идёт" (все встают, судья проходит на свое место).
Ведущий: Вы разделены на группы по цветам. Те, у кого зеленый цвет ("цвет надежды") - адвокаты, представители защиты; красный ("агрессия") - прокуроры представители обвинения; "беспристрастный белый" у присяжных.
"Обвиняемая, встаньте!"
"Портрет современного секретаря". Итак, нам предстоит с Вами самостоятельно нарисовать портрет современного секретаря.
(В случае возникновения затруднений у участников, ведущий задает наводящие вопросы:
Представители какого пола, возраста преобладают в профессии?
Что входит в типичные обязанности секретаря?
(помимо ответов студентов информация постепенно выводится на экран)
Ведущий: Итак, оглашается обвинение (приложение 7, слайд 4): Обвиняется Профессия "Секретарь" в
- неинтересности
- бесполезности
- отсутствии перспективы карьерного роста
- "низкооплачиваемости"
Все стороны ознакомлены с содержанием обвинения.
Теперь вам предстоит доказать или опровергнуть выдвинутое обвинение. Для этого вам необходимо будет выдвигать аргументы (доводы) и факты (реально произошедшие или происходящие события) в поддержку своей позиции.
Сторона обвинения ("Прокуроры") готовит аргументы "за": профессию надо признать "виновной". В помощь вам будут даны материалы дела (папка "Прокурор").
Защита ("Адвокаты") готовит аргументы и факты "против": снять обвинение (папка "Адвокат").
Обратите внимание, что у нас есть свидетели, которых вы (как одна, так и другая сторона) можете приглашать для допроса.
Судья готовит две формулировки вывода: если профессия признана "виновной", то определяет "подсудимой" наказание, "невиновной" - освобождение и дальнейшие рекомендации (папка "Судья").
Присяжные обдумывают как аргументы "за", т.е. поддерживающие обвинение, так и аргументы "против", опровергающие его (папка "Присяжные").
Сейчас каждой стороне дается время на подготовку аргументов и подборку фактов (15-20 мин.). Участники получают папки, содержащие: карточки с заданиями-инструкциями, улики, статьи о секретарях.
2. Работа в группах (подготовка аргументов, фактов).
(15-20 мин.)
Участники знакомятся с материалами папок и выполняют поставленную перед ними задачу.
3. Выступление сторон:
(30- 40 мин.)
обвинения (+допрос свидетелей) - 3-5 мин.
Приведение аргументов, фактов поддерживающих, доказывающих позицию обвинения.
Допрос свидетеля (представителя профессии секретарь)
защиты (+допрос свидетелей) - 3-5 мин.
Приведение аргументов, фактов поддерживающих, доказывающих позицию защиты.
Допрос свидетеля (представителя профессии секретарь)
присяжные - 3-5 мин.
Ведущий: Слово присяжным. И хотя это и не принято в судебной практике, но мы чуть-чуть отойдем от традиционной формы: озвучьте пожалуйста те аргументы, которые у вас получились - и в защиту, и в обвинение данной профессии (возможно, что-то не было учтено адвокатами и прокурорами). После того, как выступят все, нам останется подвести итог, подсчитав: каких (положительных или отрицательных) сторон смогли выделить больше. Преобладание плюсов профессии над минусами позволяет снять обвинение. Преобладание минусов над плюсами - признать виновной.
Примерный перечень, который должен получиться после работы всех 3-х групп фактически представляет собой список положительных и отрицательных сторон избранного рода деятельности
Минусы профессии:
- Ненормированный рабочий день (приходить на работу раньше шефа, а уходить позже),
- Не всегда есть возможность реализоваться,
- Если фирма небольшая, может стать скучно от недостатка работы,
- Работодатель может отрицательно отнестись к тому, что ты делаешь домашнее задание на рабочем месте,
- Всегда хорошо
Плюсы профессии:
- Широкий круг знакомств,
- Полная и достоверная информация о делах фирмы,
- Приобретение навыков общения и работы со специалистами разных сфер деятельности и занимаемых должностей,
- Опыт организаторской деятельности,
- Работа стабильна и не предполагает большой физической нагрузки,
- Можно совмещать с учебой,
- Лицо компании.
После чего присяжные выносят вердикт (виновен/не виновен).
приговор судьи. - 1-2 мин.
Ведущий: Судья, огласите, пожалуйста, приговор!
Судья оглашает "приговор" в зависимости от решения присяжных.
"Наказание" (как допустимый, хоть и нежелательный итог игры) может заключаться, например, в том, что все участники обязуются в течение недели написать "Оду Секретарю".
"Рекомендации" (в случае оправдательного приговора) могут быть связаны с пожеланиями успеха в овладении этой профессией всем отважившимся.
Подводится итог игры.
4 Подведение итогов: рефлексия, обратная связь.
(15 мин.)
Желающим участникам предлагается высказаться об игре устно.
После того, как высказались все желающие, проводится сбор мнений, выраженных в письменной форме. Можно использовать приём незаконченных предложений:
Продолжите, пожалуйста, предложения:
- Более всего мне понравилось __________________________________
- Я бы изменила в данной игре __________________________________
- Мне было сложно ___________________________________________
- У меня возникло ощущение, чувство ____________________________
- Я поняла, что _______________________________________________
- Сегодня я узнала ____________________________________________
- Думаю, что лучше всего мне запомнится _________________________
5. Вывод.
Итак, очень важный шаг сделан: Вы имели возможность переосмыслить еще раз выбранную Вами профессию на основе оценки ее реальных достоинств и недостатков.
Вы узнали тонкости этой профессии в ее конечном результате от реальных, секретарей и имели возможность осмыслить полученные сведения.
Возможно, сегодня что-то явилось для вам с новой стороны, а может быть все, о чем говорилось, было вам знакомо ранее.
Конечно, удобнее просто жить, чем сознательно конструировать свою жизнь, однако нужно помнить, что в жизни всякий успех - результат тяжёлого труда. А продуктивный труд возможен только на основе знания, детального представления всех особенностей процесса. И если не Вы, то кто-то другой будет конструировать за Вас вашу жизнь. И успех, следовательно, тоже будет сопровождать кого-то другого.
До свидания, мне было приятно общаться с Вами.
Список литературы.
1. Справочник секретаря и офис-менеджера. 2009. № 4.
2. Справочник секретаря и офис-менеджера. 2009. № 6.
3. Справочник секретаря и офис-менеджера. 2009. № 8.
4. Справочник секретаря и офис-менеджера. 2009. № 10.
Рекомендации ведущему.
1. На роль судьи желательно выбирать наиболее эрудированного, мотивированного участника.
2. По возможности в ходе работы групп аккуратно и ненавязчиво направлять в сторону принятия вердикта "невиновен". Для этого можно помочь с подбором положительных сторон профессии. Ведь для вынесения приговора их должно быть больше.
3. В ходе "допроса" свидетелей, стараясь делать это в игровой форме, не допускать ухода вопросов в материальный аспект профессии, стараясь возвращать и к тому, что духовно приобретает секретарь, выполняя свою деятельность.