Задачи:
Образовательные:
- Обучение технике изготовления объемных изделий (полусфер) из бумажных салфеток.
- Закрепление техники скручивания гофрированной бумаги.
- Закрепление изученных приемов оригами.
- Закрепление знания международных условных знаков оригами и умения читать диаграммы (схемы складывания).
- Знакомство с приемом скручивания мятой бумаги(салфеток).
- Закрепление умения делать разметку по шаблону.
Развивающие:
- Развитие мелкой моторики рук.
- Стимулирование развития памяти и внимания.
- Способствование развитию художественного вкуса и творческих способностей.
- Способствование развитию уверенности в своих силах и способностях.
- Способствование развитию конструкторских способностей.
Воспитательные:
- Воспитание самостоятельности и аккуратности.
- Воспитание бережного отношения к бумаге (использование бросового материала -обрезков бумаги и салфеток).
- Воспитание внимательного отношения к близким людям.
Оборудование:
Материалы (для каждого учащегося):
- белые бумажные салфетки (2слоя или 2 шт. однослойных)
- обрезки цветной бумага для квадрата со стороной 6см (для ведра)
- квадраты оранжевой или красной двусторонней бумаги (для морковки) со стороной 2см.
- черная гофрированная бумага 2 полоски 2см х 6 см (для рук) и 2 квадрата со стороной 1,5 см (для глаз)
- цветной картон лист формата А5 (основа, фон)
- тонкая полоска красной бумаги (рот)
- клей ПВА
Дополнительно:
- Гофрированная бумага различного цвета, для оформления снеговика (для пуговок, шарфа, бус, косичек и т.п.)
- Маленькие бумажные снежинки (изготовлены фигурным дыроколом) по 5-6 штук на ребенка.
- Белый картон или бумага для акварели (основа открытки)
- Для метлы : 5-8 полосок коричневой гофрированной бумаги со сторонами 1,5см х 7 см
- полоска цветной (желтой или светло-коричневой) бумаги 2 см х 17см
- нитка или тонкая проволока длиной около 20 см .
Инструменты и приспособления:
- ножницы
- простой карандаш
- бутылочки клея (с аппликатором)
- степлер
- шаблоны кругов диаметром 6см, 5см, 4см.
- шаблон квадрата со стороной 6 см.
Демонстрационный материал:
Готовое изделие "Снеговик" и вариант открытки с ним.
- Образцы изделий оригами "Стаканчик" и "Коготь".
- Диаграммы изделий оригами "Стаканчик" и "Коготь"[1].
- Готовые детали: "комки", нос, глаза, рот, ступни, руки, шарф, метла.
Ход занятия
Вступительная беседа.
Загадка:
Глаза-угольки и морковкою нос,
Люблю Новый год и колючий мороз.
Вместе с друзьями во двор выходи,
Из снега такого же друга слепи.
-О ком говорится в стихотворении?
-Кто из вас лепил снеговика? Как вы это делали?
Высказывания детей.
-Давайте сделаем сегодня снеговика из: бумаги!
-Каким способом это можно сделать?
Предложения детей: аппликация, складывание.
- Предлагаю сделать снеговика из бумажных салфеток.
-Как можно сделать "комки" из салфеток я покажу. Нам понадобятся простой карандаш, шаблоны-круги, степлер и ножницы.
Изготовление снеговика. Знакомство с новой техникой.
Раздаются материалы и инструменты.
- Внимательно наблюдайте и делайте, как я.
Пошаговая демонстрация работы.
Порядок работы:
Салфетки разобрать по слоям. Взять 2 слоя, каждый сложить вчетверо и положить друг на друга ровной стопкой.
По шаблонам обвести на верхней стороне стопки три круга.
Степлером скрепить середину каждого круга двумя скобами крест-накрест.
Вырезать круги из салфеток. Обрезки не выбрасывать!
Сформировать из них пышные полусферы. Для этого каждый слой салфетки, кроме самого нижнего, нужно отделить от остальных и присобрать пальцами в центре.
Потом слегка распушить получившийся комочек.
Рисунок 1
-"Комки" готовы, теперь будем создавать снеговика. Как это можно сделать?
Высказывания детей: наклеить салфеточные " комки" на картон.
Раздаются листы картона и клей.
Дети наклеивают детали.
-Что еще необходимо снеговику?
Высказывания детей: руки, ведро, глаза, нос-морковка и т.п.
Обсуждается и определяется порядок дальнейшей работы.
Изготовление ведра.
Из выбранного обрезка цветной бумаги (остались с предыдущих занятий) по шаблону разметить и вырезать квадрат со стороной 6 см и сложить знакомую классическую модель оригами "Стаканчик".
Работа с опорой на память детей:
-Кто помнит, как сложить "стаканчик"?
-Из какой базовой формы его складывают
-Как наметить точку, к которой будем сгибать боковой угол?
-Как закрепить сложенные уголки?
-Как придать стаканчику объем, сделать круглым?
Работа по схеме складывания изделия (если никто из учащихся не может вспомнить изготовление стаканчика).
Рассматривается и читается рисунок (чертеж) каждого этапа складывания.
Вопросы учителя, примерно, те же.
Примечание: в конце складывания последний уголок, отогнутый наружу, прячем внутрь стаканчика. Потом придаем ему объемную форму.
Готовое ведро приклеиваем на голову снеговика.
Изготовление морковки для носа.
Морковка представляет собой модель оригами "Коготь", сложенный из оранжевой или красной двухсторонней бумаги. Квадрат со стороной 2 см.
Работа строится аналогично работе по изготовлению ведра.
Изготовление глаз.
-Из чего делают глаза снеговикам? (Из угольков.)
Раздаются нарезанные заранее квадратики черной гофрированной бумаги.
- Как сделать "угольки" из этих квадратиков?
Педагог демонстрирует прием скручивания шарика большим и указательным пальцами.
Оформление лица.
Дети наклеивают на лицо нос, глаза и рот.
Изготовление рук.
- Из чего, обычно, делают руки снеговикам? (Из палок, веток.)
Раздаются нарезанные полоски черной гофрированной бумаги.
- Как превратить эти полоски бумаги в руки-палочки? ( Скрутить в жгутик.)
Педагог или один из детей демонстрирует прием скручивания жгутика.
Дети скручивают "руки", сгибают их в локте и приклеивают снеговику.
Изготовление ступней (ног).
-Как делают ступни ног снеговика? (Лепят небольшие комки снега.)
-Мы тоже скатаем комочки салфеток ладонями. Вот и пригодились нам обрезки! А чтоб комочки не разваливались, были более гладкими, мы завернем их в кусок салфетки и перевернем.
Демонстрируется прием изготовления.
Изготовление ступней и приклеивание их снеговику.
-Снеговики готовы! Давайте передохнем, разомнемся.
Физкультминутка.
Дети выполняют действия под слова стихотворения:
Не боимся мы пороши,
Ловим снег-хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам.
Снега хватит нам и вам!
Оформление снеговика.
- Снеговики готовы, но пока они все очень похожи. Как сделать своего снеговика отличным от других? А может, не у всех получились снеговики, возможно, среди них есть снежные бабы или девочки - снегурочки?
Мы снежную бабу
Слепили вчера,
И шляпа у бабы
Была из ведра,
А нос - из морковки,
А руки - из палки,
Метла - из метлы,
А коса - из мочалки:
(Юрий Кушак)
Высказывания детей.
Конструирование метлы.
- Из чего состоит метла/? (Веник, связанный из прутьев, и ровная палка).
- Из какой бумаги сделаем прутья? (Из гофрированной бумаги скрутить тонкие жгутики).
-Как сделать ровную "палку"?
-Можно скрутить из полоски цветной бумаги тонкую трубочку. Накручивать будем на стержень от шариковой ручки.
Педагог демонстрирует прием скручивания трубочки.
Стержень прикладывают к уголку бумажной полоски под углом около 30?. Предварительно нанести каплю клея на противоположный угол полоски.
Намотав полоску на стержень, закрепить конец клеем.
Рисунок 2
Раздается необходимая бумага. Дети изготавливают "прутья" и "палку" для метлы.
- Как прикрепить прутья к палке? (Приклеить, привязать).
-У настоящей метлы прутья сначала связывают проволокой или веревкой в веник, потом его надеваю на метлу. У нашей бумажной метлы прутья можно сложить вокруг палки и связать ниткой. Можно и подклеить в месте связывания. Эту работу нужно выполнять в паре: один держит прутья и палку, другой их связывает.
Педагог в паре с одним из учащихся показывает сборку метлы.
Изготовление аксессуаров
Коса. (При изготовлении, вероятнее всего, потребуется помощь педагога.)
-Кто умеет плести косу? Как ее плетут? (Волосы разделяют на три пряди и заплетают).
Для бумажной косы берут полоску гофрированной бумаги подходящего цвета, дважды надрезают вдоль, не доходя до конца примерно 1см. Получившиеся полоски-пряди сплетают косичкой и связывают жгутиком из гофрированной бумаги другого цвета.
Шарф. Цветная гофрированная бумага 1х12см. Концы полоски нарезать бахромой.
Бусы собирают из скрученных шариков гофрированной бумаги.
Фон. Картон вокруг снеговика украшается мелкими бумажными снежинками.
Выбор необходимых материалов и самостоятельное изготовление дополнительных аксессуаров.
Заключительная беседа.
Дети демонстрируют свои завершенные работы.
- Какие интересные снеговики получились у вас! Все такие симпатичные и разные.
- Кого можно порадовать такой работой? Кому подарить?
Высказывания детей. (На Новый год маме, сестре, брату, бабушке и т.п.)
-Можно подарить просто, как красивую зимнюю картинку, или сделать открытку с этим снеговиком, написать поздравление и пожелания.
Открытка может говорить
Красивыми и добрыми словами.
Она умеет радость подарить
Она надолго остается с нами.[2]
-А поздравление от снеговика может быть таким:
Поздравляю с Новым годом!
С зимней снежною погодой,
С ясными деньками,
С лыжами, коньками,
С новогодней елью,
С радостью, весельем![2]
Некоторые работы детей
Работа Владика Т.1а кл. <Рисунок 3>, работа Ани П.1б кл.< Рисунок 4>, работа Иры Г. 1в кл. <Рисунок 5>, работа Юли И. 3а кл. <Рисунок 6 > .
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Примечание.
Данная работа может быть использована на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста и учащимися 1-4 классов во внеклассной работе или на уроках технологии.
Время выполнения 2 часа.
Для дошкольников некоторые детали можно упростить. Например, не складывать морковку из квадрата, а просто вырезать. Все квадраты и полоски бумаги выдавать готовые (размеченные и вырезанные). Метлу рекомендую делать с учащимися 3-4 классов.
Используемая литература:
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. - М.: "Аким", 1995.
- Шорыгина Т.А. Беседы о подарках и открытках. - М.: ТЦ Сфера, 2009.