Цели урока:
1.Совершенствовать все виды речевой
деятельности.
2. Учить соотносить заголовок с основной мыслью
текста.
3. Развивать речь, обогащать словарный запас слов
учащихся.
4.Развивать творческие способности учащихся,
воображение, мышление.
5. Продолжить сотрудничество в малых группах под
девизом: “Помогая другим, учимся сами!”
6. Привитие любви к самым дорогим и близким
(семье).
Подготовительная работа:
– написание сочинений по теме “Моя
семья”;
– разучивание некоторых семейных игр (на
переменах);
– рисунки детей по теме “Моя семья”;
– сочинение пословиц, загадок, стихотворений о
своей семье
– самостоятельно найти и выучить стихи о самых
близких людях
Оборудование:
орфографические словари, выставка детских сочинений о своей семье, семейные фотографии, любимые семейные игры, песни, загадки, пословицы, стихотворения о своей семье, рисунки детей по теме “Моя семья”, выставка книг о мамах, папах, бабушках, дедушках, детях
Ход урока
1. Приветствие гостей. Психологический
настрой на работу (улыбнитесь, мысленно подарите
друг другу добрые слова).
2. Чем занимаемся на последних уроках русского
языка? Запрос от вас вчера получила. Озвучьте его.
3. Орг. момент. (Ученица настраивает класс на
работу):
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Дети хором:
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
4. Запись числа: 27 ноября. Классная
работа.
5. Каллигрфическая минутка:
ан но на он яб бя рь ьр
– составить из этих соединений слово (какое слово получилось? – ноябрь; записать его) А в словарик будете заглядывать? (Нет, т.к. мы пишем это слово уже месяц и знаем, как оно пишется).
– придумать высказывание о месяце НОЯБРЬ (у кого месяц прошёл интересно, ведь были осенние каникулы). Дети придумывают разные высказывания.
6. Запись высказывания у доски (с пропуском орфограмм слабых позиций): В н– -бре дружн-– с-мья п-с-тил– з– -пар-. (В ноябре дружная семья посетила зоопарк.)
-с-мья (обращаемся к словарю, заполняем пропуск).
– Кто из вас в прошедшие выходные был в нашем зоопарке? (дети поднимают руки). Недавно привезли в северский зоопарк одного медвежонка из Каргасокского района и двух маленьких медвежат из Шегарского района Томской области.
7. Беседа о семье: подходит к концу 2008 год.
– Каким годом он был объявлен президентом России? (год семьи).
– Успехи наших учеников: ДИПЛОМОМ награждена Злобина Настя за 3 место в городском конкурсе-выставке, посвящённому году семьи в номинации “Графика” (худ.школа).
– Как вы понимаете, что такое семья?
– Какая у вас семья? (высказывания детей)
8. Чтение учащимися сочинений о своей семье (5-6 человек):
– поэты пишут о членах семьи стихи, композиторы – песни, художники – картины, фотографы проводят выставки своих работ (дети по фотографиям рассказывают о своих мамах, папах, сёстрах, братьях, дедушках и бабушках);
– много пословиц придумано народом (может знаете какие-нибудь из них? Чтение пословиц общеизвестных и придуманных детьми);
– песня “Мама” (исполняет ученица);
– прослушивание в грамзаписи “Песенка про папу”(дети подпевают эту песню);
– стихотворение Л.Квитко “Бабушкины руки” (читает ученица):
Я с бабушкой своею дружу давным-давно,
Она во всех затеях со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки, и всё мне любо в ней,
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
Ах, сколько эти руки чудесного творят:
Латают, вяжут, метят и что-то мастерят.
Так толсто мажут пенки, так густо сыплют мак,
Так грубо трут ступеньки, ласкают нежно так!
Настанет вечер – тени сплетают на стене
И сказки – сновиденья рассказывают мне.
Ко сну ночник засветит, и тут замолкнут вдруг.
Умнее нет на свете и нет добрее рук!
– Загадка (загадывает ученик): сын моего отца, но не мой брат (я)
– Пословица: В дороге и отец сыну – товарищ (объясните смысл);
9. Работа в группах:
– “Рассыпанные пословицы” (составление пословиц из слов в 6 группах):
а) При солнышке тепло, при матери добро.
б) Вместе тесно, да врозь скучно.
в) В гостях хорошо, а дома лучше.
г) Дома и стены помогают.
д) Зачем клад, если в семье лад?
е) Вся семья вместе, так и душа на месте.
Прикрепляют на доске эти пословицы. Задание: списать любую понравившуюся пословицу (можно ту, которая подходит к вашей семье); объяснить смысл своей пословицы;
КАК СПИСАТЬ ПЕЧАТНЫЙ ТЕКСТ? (Алгоритм списывания печатного текста).
10.Как вы можете выразить любовь к своим родителям на уроке русского языка? (Дети предлагают: написать больше признаков, которые охарактеризовывают наших милых родных; признаться им в любви). Задание: записать как можно больше слов, называющих признаки предметов, с пропуском орфограмм слабых позиций;
МАМА…(какая?)………………………………………………………………….
ПАПА….(какой?)………………………………………………………………….
СЕМЬЯ...(какая?) …………………………………………………………………
– проверка записанных словосочетаний
11. Кто любит проводить выходные дни вместе со своей семьёй? Как вы их обычно проводите? (ответы детей)
Домашнее задание творческого характера.
У каждого ученика на парте лежит текст с пропущенными словами. Нужно вставить слова, называющие признаки предметов (весь текст записать в тетрадь).
Выходной день. На улице…………погода. Мягко падает………..снежок. Наша………… семья решила отдохнуть……….(где? как?)
Какое бы вы придумали задание к этому тексту?
– продолжить текст;
– подобрать заголовок;
– подобрать пословицу;
– придумать загадку о выходном дне;
– придумать стишок о выходном дне и т.д.
13. Ученик читает стихотворение “Отчий дом”.
Что, может быть, семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом.
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших – как любимец,
Родители – во всём мудрей.
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье!
Что, может быть, её дороже?
На этой сказочной земле!
14. Итог урока. Рефлексивная деятельность детей по таблице (над доской):
На уроке:
Я приобрёл…………………….
Я научился……………………….
Я понял, что………………………
Было трудно………………………..
Было интересно……………………
Хочу сказать “спасибо”…………..