Класс
: 4, “Начальная школа XXI века”Тема:
“Изменение глаголов по временам”.Цели урока
:- познакомить учащихся с грамматическим признаком глагола – время;
- с изменением глаголов по временам;
- учить учащихся определять время глагола;
- закреплять ранее изученный материал;
- обогащать словарный запас, развивать речь;
- повышать мотивацию к урокам русского языка.
Ход урока
1. Оргмомент
:– Вдох-выдох. Какой сейчас урок? “Учите русский – годы кряду, с душой, с усердием, с умом. Вас ждёт великая награда, и та награда в нём самом”. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Без языка не возможно развитие ни науки, ни техники, ни ремесел. Поэтому, мы и изучаем с вами свой родной русский язык. С какой частью речи мы с вами работаем? Уже многое мы узнали о глаголе, но есть у глагола ещё нераскрытые тайны, которые нам с вами предстоит раскрыть. Начинаем работать.
2. Словарная работа:
– По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Можем ли мы в своей речи обходиться без глаголов? Я сейчас назову только одни глаголы, а вы попробуйте отгадать, о каком предмете я буду говорить.
- Открывает, заливает, заводит, прогревает, перевозит, исправляет, не нарушает, соблюдает, тормозит. Кто это? Что вам помогло отгадать слово?
- Теперь попробуйте вы загадать предмет (профессию) с помощью глаголов.
- Еще одно слово, посложнее: руководит, управляет, контролирует, принимает, увольняет, ругает, поощряет (награждает). Это слово – директор. Произнесите слово, посмотрите как пишется, записываем в словарь.
– Сколько в слове слогов; поставьте ударение.
– Как вы понимаете это слово, что оно обозначает? Чем мы можем воспользоваться? (толковый словарь)
– К истокам слова: по латыни это слово означает “управляющий”, диригерэ – “управлять”
– Давайте подберём однокоренные слова: директорский, директорствовать, дирекция (Руководящий орган какого-нибудь предприятия), директорша. Корень – ….
– Теперь рассмотрим сочетаемость слов: слово “директор”– это какая часть речи?
Директор (какой?) – хороший, прекрасный, плохой, новый, старый, опытный, требовательный. С какой частью речи сочетается? (прил)
Директор (что делает?) – руководит, управляет, распоряжается, подписывает, вызывает. С какой частью речи сочетается? (глагол).
– Составьте предложение с этим словом: Директор школы поздравил нас с праздником. (разбор предложения)
3. Повторение теории.
– Мы сегодня часто на уроке употребляем слово “глагол”, а теперь давайте повторим правила связанные с этой частью речи. Что нам поможет в повторении правил? (“Яблоня Знаний”) будем повторять и убирать пробелы в наших знаниях. (На “яблочках” записаны теоретические вопросы. Ученики “срывают” по 1 яблоку и отвечают на вопрос, записанный на данной карточке.)
4. Новый материал.
а) постановка проблемы
– Как изменяются глаголы? Гуляет – гуляют (по числам). Как ещё могут изменяться, вы скоро узнаете.
б) поиск решения
– Я хочу вам прочитать необычный рассказ глагола о себе. Этот рассказ напечатан на карточке (у каждого ученика), поэтому во время моего чтения, вы сможете его видеть. Это нам пригодиться для дальнейшей работы.
“Однажды у Глагола спросили: “Что вы делаете?”. Вот что ответил Глагол:
– Я что делаю? С тобой разговариваю. Ещё дышу носом, моргаю глазами и улыбаюсь ртом. Или, может быть, ты хочешь знать, что делал я, пока ты спал? Я рубил дрова, носил воду, поливал цветы, окучивал грядки, вырывал сорняки и посыпал песком дорожки. А теперь угадай, что буду делать я дальше? Я буду расспрашивать тебя.”
– Какие вопросы вы увидели в тексте?
Что делал?
Что делаю? (карточки на доске)
Что буду делать?
– Ответьте на вопрос, называя глаголы (разговариваю, …, рубил, …, буду расспрашивать). Есть ли разница в вопросах и глаголах, которые мы называли?
– Когда эти действия происходят, в какое время? Значит действия, которые обозначает глагол, происходили в разное время.
– В русском языке у глаголов 3 времени: настоящее время, прошедшее время и будущее время. Как вы думаете, на какой вопрос будут отвечать глаголы в настоящем времени? В прошедшем времени? В будущем времени?
Что делал? | Прошедшее время |
Что делаю? | Настоящее время |
Что буду делать? | Будущее время |
“Прошедшее время –
То, что прошло:
“Вчера мы писали”,
“Солнце ушло”.
Настоящее время
Приходит теперь:
“Мы пишем имя”,
“Бегает зверь”,
Будущее время
Ещё не пришло:
“После уроков
Пойдём мы в кино” (В.Волина.)
Физпауза
в) Игра “день-ночь”
– Сейчас мы поиграем в игру “День – ночь”. Эта игра поможет нам выяснить ещё одну особенность глаголов. А какую, вы скажете сами.
Сверкать – сверкаю – что изменилось? На какой вопрос отвечает? Какое это время? (н.в.)
Сверкать – сверкал – что изменилось? На какой вопрос отвечает? Какое это время? (п.в.)
Сверкать – сверкнёт (будет сверкать) что изменилось? На какой вопрос отвечает? Какое это время? (б.в.)
Что делал? | Прошедшее время | сверкал |
Что делаю? | Настоящее время | сверкаю |
Что буду делать? | Будущее время | будет сверкать (сверкнёт) |
– Что мы сейчас делали с глаголом – сверкать? – изменяли по временам.
Вывод: глаголы изменяются по временам! Правило в учебнике.с.133, а теперь будем учиться применять свои новые знания.
5. Закрепление.
А) работа в парах
– Мы говорим “время, времена”. А с каким существительным мы ещё употребляем слово “времена”. “Времена года”.(картинки) Какие времена года вы знаете? Какое время года идёт сейчас? А будет? А было? С помощью времён года мы сейчас потренируемся в умении определять время глаголов. У вас есть карточка, на которой написаны времена года и предложения. Распределите предложения по временам года.
Осень – Листья с деревьев опасть. Птицы на юг улететь.
Зима – Сегодня падать снег. Дуть сильный ветер
Весна – Скоро растаять снег. На деревьях распустить почки.
– Какому времени года предложений не досталось? Давайте прочитаем, что у вас получилось.. Всё вас устраивает? Что не так? Эту работу сделаем вместе у доски.
Осень: какое слово мы должны изменить? (опасть). Раз это осень, то что прошло, то какой вопрос мы должны задать? (что сделали?) – опали. (заменить карточку). Какое это время? (прошедшее). Следующее предложение… Мы всё с вами разобрали, исправили, а теперь запишите по 1 предложению от каждого времени года в тетрадь. Но записи на доске я закрою, заодно проверим вашу память. А теперь ещё раз сравните свои записи и запись на доске.
Б) Самостоятельная работа.(по карточкам)
– А сейчас вы сами попробуете самостоятельно исправить глагол в тексте и определить его время.
1 ряд: Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропеть; (пропела – п.в.)
Оглянуться не успеть, (не успела – п.в.)
Как зима катить в глаза (катит – н.в.).
Как называется произведение? Кто автор? (И.Крылов “Стрекоза и Муравей”)
2 ряд: Розы расцветать (расцветают – н.в.)
Сердце, отдохни;
Скоро засиять (засияют – б.в.)
Благодатны дни.
Как называется произведение? Кто автор? (В.Жуковский “Песня”)
3 ряд: Белеть парус одинокий (белеет – н.в.)
В тумане моря голубом!
Что искать он в стране далёкой? (ищет – н.в.)
Что кинуть он в краю родном? (кинул – п.в.).
Как называется произведение? Кто автор? (М.Лермонтов “Парус”)
Самопроверка. Оценка.
6. Итог.
– Что нового мы узнали о глаголе? Работали хорошо, молодцы! Оценки…
7. Д/З
.Правило, с.135, упр 2.