Урок русского языка по теме "Изменение глаголов по временам"

Разделы: Начальная школа


Класс: 4, “Начальная школа XXI века”

Тема: “Изменение глаголов по временам”.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с грамматическим признаком глагола – время;
  • с изменением глаголов по временам;
  • учить учащихся определять время глагола;
  • закреплять ранее изученный материал;
  • обогащать словарный запас, развивать речь;
  • повышать мотивацию к урокам русского языка.

Ход урока

1. Оргмомент:

– Вдох-выдох. Какой сейчас урок? “Учите русский – годы кряду, с душой, с усердием, с умом. Вас ждёт великая награда, и та награда в нём самом”. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Без языка не возможно развитие ни науки, ни техники, ни ремесел. Поэтому, мы и изучаем с вами свой родной русский язык. С какой частью речи мы с вами работаем? Уже многое мы узнали о глаголе, но есть у глагола ещё нераскрытые тайны, которые нам с вами предстоит раскрыть. Начинаем работать.

2. Словарная работа:

– По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Можем ли мы в своей речи обходиться без глаголов? Я сейчас назову только одни глаголы, а вы попробуйте отгадать, о каком предмете я буду говорить.

  • Открывает, заливает, заводит, прогревает, перевозит, исправляет, не нарушает, соблюдает, тормозит. Кто это? Что вам помогло отгадать слово?
  • Теперь попробуйте вы загадать предмет (профессию) с помощью глаголов.
  • Еще одно слово, посложнее: руководит, управляет, контролирует, принимает, увольняет, ругает, поощряет (награждает). Это слово – директор. Произнесите слово, посмотрите как пишется, записываем в словарь.

– Сколько в слове слогов; поставьте ударение.

– Как вы понимаете это слово, что оно обозначает? Чем мы можем воспользоваться? (толковый словарь)

– К истокам слова: по латыни это слово означает “управляющий”, диригерэ – “управлять”

– Давайте подберём однокоренные слова: директорский, директорствовать, дирекция (Руководящий орган какого-нибудь предприятия), директорша. Корень – ….

– Теперь рассмотрим сочетаемость слов: слово “директор”– это какая часть речи?

Директор (какой?) – хороший, прекрасный, плохой, новый, старый, опытный, требовательный. С какой частью речи сочетается? (прил)

Директор (что делает?) – руководит, управляет, распоряжается, подписывает, вызывает. С какой частью речи сочетается? (глагол).

– Составьте предложение с этим словом: Директор школы поздравил нас с праздником. (разбор предложения)

3. Повторение теории.

– Мы сегодня часто на уроке употребляем слово “глагол”, а теперь давайте повторим правила связанные с этой частью речи. Что нам поможет в повторении правил? (“Яблоня Знаний”) будем повторять и убирать пробелы в наших знаниях. (На “яблочках” записаны теоретические вопросы. Ученики “срывают” по 1 яблоку и отвечают на вопрос, записанный на данной карточке.)

4. Новый материал.

а) постановка проблемы

– Как изменяются глаголы? Гуляет – гуляют (по числам). Как ещё могут изменяться, вы скоро узнаете.

б) поиск решения

– Я хочу вам прочитать необычный рассказ глагола о себе. Этот рассказ напечатан на карточке (у каждого ученика), поэтому во время моего чтения, вы сможете его видеть. Это нам пригодиться для дальнейшей работы.

“Однажды у Глагола спросили: “Что вы делаете?”. Вот что ответил Глагол:

– Я что делаю? С тобой разговариваю. Ещё дышу носом, моргаю глазами и улыбаюсь ртом. Или, может быть, ты хочешь знать, что делал я, пока ты спал? Я рубил дрова, носил воду, поливал цветы, окучивал грядки, вырывал сорняки и посыпал песком дорожки. А теперь угадай, что буду делать я дальше? Я буду расспрашивать тебя.”

– Какие вопросы вы увидели в тексте?

Что делал?
Что делаю? (карточки на доске)
Что буду делать?

– Ответьте на вопрос, называя глаголы (разговариваю, …, рубил, …, буду расспрашивать). Есть ли разница в вопросах и глаголах, которые мы называли?

– Когда эти действия происходят, в какое время? Значит действия, которые обозначает глагол, происходили в разное время.

– В русском языке у глаголов 3 времени: настоящее время, прошедшее время и будущее время. Как вы думаете, на какой вопрос будут отвечать глаголы в настоящем времени? В прошедшем времени? В будущем времени?

Что делал? Прошедшее время
Что делаю? Настоящее время
Что буду делать? Будущее время

“Прошедшее время –
То, что прошло:
“Вчера мы писали”,
“Солнце ушло”.
Настоящее время
Приходит теперь:
“Мы пишем имя”,
“Бегает зверь”,
Будущее время
Ещё не пришло:
“После уроков
Пойдём мы в кино” (В.Волина.)

Физпауза

в) Игра “день-ночь”

– Сейчас мы поиграем в игру “День – ночь”. Эта игра поможет нам выяснить ещё одну особенность глаголов. А какую, вы скажете сами.

Сверкать – сверкаю – что изменилось? На какой вопрос отвечает? Какое это время? (н.в.)

Сверкать – сверкал – что изменилось? На какой вопрос отвечает? Какое это время? (п.в.)

Сверкать – сверкнёт (будет сверкать) что изменилось? На какой вопрос отвечает? Какое это время? (б.в.)

Что делал? Прошедшее время сверкал
Что делаю? Настоящее время сверкаю
Что буду делать? Будущее время будет сверкать (сверкнёт)

– Что мы сейчас делали с глаголом – сверкать? – изменяли по временам.

Вывод: глаголы изменяются по временам! Правило в учебнике.с.133, а теперь будем учиться применять свои новые знания.

5. Закрепление.

А) работа в парах

– Мы говорим “время, времена”. А с каким существительным мы ещё употребляем слово “времена”. “Времена года”.(картинки) Какие времена года вы знаете? Какое время года идёт сейчас? А будет? А было? С помощью времён года мы сейчас потренируемся в умении определять время глаголов. У вас есть карточка, на которой написаны времена года и предложения. Распределите предложения по временам года.

Осень – Листья с деревьев опасть. Птицы на юг улететь.

Зима – Сегодня падать снег. Дуть сильный ветер

Весна – Скоро растаять снег. На деревьях распустить почки.

– Какому времени года предложений не досталось? Давайте прочитаем, что у вас получилось.. Всё вас устраивает? Что не так? Эту работу сделаем вместе у доски.

Осень: какое слово мы должны изменить? (опасть). Раз это осень, то что прошло, то какой вопрос мы должны задать? (что сделали?) – опали. (заменить карточку). Какое это время? (прошедшее). Следующее предложение… Мы всё с вами разобрали, исправили, а теперь запишите по 1 предложению от каждого времени года в тетрадь. Но записи на доске я закрою, заодно проверим вашу память. А теперь ещё раз сравните свои записи и запись на доске.

Б) Самостоятельная работа.(по карточкам)

– А сейчас вы сами попробуете самостоятельно исправить глагол в тексте и определить его время.

1 ряд: Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропеть; (пропела – п.в.)

Оглянуться не успеть, (не успела – п.в.)

Как зима катить в глаза (катит – н.в.).

Как называется произведение? Кто автор? (И.Крылов “Стрекоза и Муравей”)

2 ряд: Розы расцветать (расцветают – н.в.)

Сердце, отдохни;

Скоро засиять (засияют – б.в.)

Благодатны дни.

Как называется произведение? Кто автор? (В.Жуковский “Песня”)

3 ряд: Белеть парус одинокий (белеет – н.в.)

В тумане моря голубом!

Что искать он в стране далёкой? (ищет – н.в.)

Что кинуть он в краю родном? (кинул – п.в.).

Как называется произведение? Кто автор? (М.Лермонтов “Парус”)

Самопроверка. Оценка.

6. Итог.

– Что нового мы узнали о глаголе? Работали хорошо, молодцы! Оценки…

7. Д/З.

Правило, с.135, упр 2.