Наш век стремительных преобразований невозможно представить без достижений дизайна всех форм и жанров. Дизайнеры наполняют мир разнообразной графической информацией. И в первую очередь усилия направлены на обслуживания рынка товаров, услуг, технологий и информации.
Небольшие фирмы и крупные корпорации тратят огромные усилия для создания на этом рынке своего имиджа. Используя всевозможные пути рекламы в средствах массовой информации, прессе, визуальной коммуникации, информационной и рекламной полиграфии, они создают свой фирменный стиль – стиль уникальный, запоминающийся, узнаваемый в любом уголке.
В деловой практике информации о товарах, услугах принято представлять в специальных документах – прайс-листах. Функция прайс-лист хорошо отражена в буквальном переводе термина – это просто “список цен”.
Состав прайс-листа:
- логотип (товарный знак);
- название организации (фирмы), учреждения;
- справочные данные об организации;
- сведения о товаре, услугах, представленные в виде таблицы: наименование, расценки, дополнительные сведения.
Данные оформлены в таблицу. Поэтому графический дизайн таблицы может стать обязательной частью фирменного стиля. Основной текст должен быть лаконичен, информативен и хорошо читаем.
Основной задачей графического дизайна и тесно связанного с ним процесса рекламы является формирование у зрителя запоминающегося привлекательного образа фирмы, услуги, товара. Товарные знаки и логотипы являются основой фирменного стиля.
В основе творчества дизайнера лежит знак – логотип, товарный знак или фирменный знак. Логотип присутствует во всей деловой документации.
Некоторые научные теории относят происхождение логотипа ко времени появления первых иероглифов. Образцы древней письменности сочетали в себе свойства текстовой и символьной графики и в ходе исторического развития дали начало двум направлениям прикладной графики. Первое направление послужило созданию и эволюции шрифтов, второе стало источником будущих пиктограмм. Логотипов и товарных знаков (Приложение 1).
В средние века в роли фирменного знака, как правило, выступали гербы и корпоративные символы – признаки родовой или профессиональной принадлежности. Параллельно развивалась графическая разновидность персонального логотипа, присущая представителям правящих слоев, – монограммы. Понятие товарного знака, торговой марки, брэнда произошли от дословно переводимого термина “брэнд” – персональное клеймо владельца, которым метили скот.
По мере развития капиталистической экономики знак обретал все более индивидуальные черты. Одновременно происходила эволюция графического представления логотипа в направлении его большей лаконичности. Особенно существенные изменения претерпел внешний облик логотипа в связи с развитием других жанров дизайна: промышленного дизайна и транспорта, дизайна интерьера и визуальной коммуникации. В последние годы огромное влияние на формирование и стилистику логотипов и товарных знаков оказало развитие компьютерных технологий, изменившее методы создания и воспроизведения символа.
В своей огромной и разнообразной работе по созданию отдельных образцов графического дизайна или целого комплекса взаимосвязанных элементов фирменного (а еще шире – корпоративного стиля) лежат две составляющие:
- понимание законов зрительного восприятия объектов, цвета, композиционной выразительности и единства стиля;
- умелое владение компьютерными технологиями, позволяющими с минимальной затратой средств воплотить в жизнь художественный проект.
Основные понятия, на основании которых создаются критерии оценки работы по оформлению прайс-листа:
1. Приближенность – элементы, которые относятся к друг другу, должны располагаться рядом (сгруппированы), делают информацию на странице более организованной.
Цель: организовать текст
Элементы:
расположение схожих элементов рядом;
они становятся единым целым;
начало чтения и конец определен;
дополнительная информации отнесена дальше от основной;
четко определять заголовки. Подзаголовки.
2. Выравнивание – ничто на странице не располагается случайно. Каждый элемент текста должен быть зрительно связан с другими элементами документа
Цель: объединять и организовывать информацию на странице.
Элементы: равновесие;
3. Повтор – повторяемость некоторых элементов оформления на протяжении всего проекта.
Цель: объединить и добавить внешней привлекательности.
Элементы:
жирный шрифт;
жирная линия;
какой-то специальный символ;
элемент дизайна.
4. Контраст – два элемента отличаются друг от друга.
Цель: придать странице интересный внешний вид (ее быстрее прочтут): организация информации на странице.
Элементы: выбор шрифта: толщина линии, цвета, контуров, размеров, пробелов; вертикальные и горизонтальные элементы.
Эти тенденции легли в основу критериев по созданию прайс-листа.
Так, как студенты будущие специалисты, от которых будет требоваться знания и навык работы во всех областях компьютерных технологий, то выполнение задания – создание прайс-листа, станет первым шагом к достижению этой цели.
Тема урока “Создание прайс-листа с использованием возможностей программы MS Excel” является текущей в блоке “Работа с информационным пакетом программ MS Office”. (Приложение 3) В процессе занятия по этой теме студенты совершенствовали полученные практические навыки работы по созданию таблиц, заполнению таблиц данными, форматирование данных, применение возможностей инструментов панели Рисования, а также, получили практические навыки работы по созданию колонтитулов, защите данных, импорта данных из других приложений в программе MS Excel.
Урок начинается с вводной части (30 мин). На этом этапе урока выясняется начальный уровень знаний студентов по пройденной теме и дается новый блок знаний, необходимый выполнения задания на данном уроке. Результат – алгоритм создания прайс-листа.
Так как это студенты первого года обучения, то своей целью в сфере коммуникации я поставила – развитие умения четко выражать свои мысли. Поэтому на всех этапах занятия студенты работают коллективно в группе и важно, чтобы каждый студент высказал свое мнение. Только в беседе можно достичь цели.
Для того чтобы достичь результата – создать прайс-лист, необходима мотивация студентов вначале урока. Поэтому я начала разговор об имидже вообще и именно об имидже нашего колледжа и предложила на занятии побыть в роли специалистов по созданию имиджа документа прайс-листа.
Основной целью занятия является создание прайс-листа. Для выполнения этого задания надо выяснить, из каких частей состоит этот документ.
Вы можете задаться вопросом “Почему именно прайс-лист”, а не другой какой-нибудь документ? Чтобы ответить на этот вопрос надо выяснить, прежде всего: Что такое прайс-лист?
Студентам давалось опережающее задание – принести прайс-листы различных структур. На основании этих документов и поставленным вопросам студенты назвали элементы прайс-листа (Приложение 5)
Вопрос к студентам:
- Что такое прайс-лист?
- Где вы с этим документов встречались?
- Как он выглядит?
Мною был проведен фронтальный опрос студентов, целью которого было выявление умений студентов анализировать материал и высказывать свое мнение, что способствует развитию коммуникативных способностей, умение выражать свои мысли.
Студенты описали, что имеется на прайс-листе:
- логотип (товарный знак);
- название организации (фирмы), учреждения;
- справочные данные об организации;
- сведения о товаре, услугах, представленные в виде таблицы: наименование, расценки, дополнительные сведения .
В результате ответов на вопросы они дали определение значения прайс-листа.
Функция прайс-лист хорошо отражена в буквальном переводе термина – это просто “список цен”.
Я подвела итого по данному заданию и поставила новую задачу: Как нам упростить процесс создания данного документа?
Студенты предлагали различное программное обеспечение для создания прайс-листа, давая характеристику каждой программе. В обсуждении участвовала вся группа. Результатом обсуждения пришли к общему мнению, что создание прайс-листа надо производить в программе MS Excel.
Следующим этап – это конкретное рассмотрение состава элементов прайс-листа. Студентам предлагается решить как и что можно создать.
- Создать надпись (название организации). Использовать форматирование шрифтов, применение надписи WordArt.
- Создать значок (товарный знак), используя инструменты панели рисования: автофигуры, рисунки из коллекции ClipArt.
- Создать таблицу, применив различные форматы данных к ячейкам.
- Произвести расчеты в таблице, используя формулы и функции.
- Оформить таблицу: заливка, обрамление, применение автоформата (17 наименований).
Но на листе еще присутствуют какие-то надписи вверху и внизу. Эти данные называются колонтитулы. В них можно помещать различные данные: эмблему организации, название организации, название документа, имя файла, дата, лист.
Как это выполнить? Я показываю выполнение этого элемента через упражнение. На этом этапе мною реализуется методическую проблему “Применение интерактивных методов обучения на уроках”. При объяснении использовался мультимедиа проектор и инструкция по выполнению упражнения, представленная в электронном пособии “Иллюстрированный самоучитель по MS Office”.На экране представлен готовый прайс-лист, на который я помещаю колонтитулы, попутно рассказывая, как это выполняется. Мною использовался наглядный и словесный метод подачи нового материала. Выбор этого метода не случаен, так как в группе обучаются студенты, имеющие разный тип восприятия и вот смешанный подход в обучении поможет им усвоить необходимый материал.
На этот лист мы и добавил колонтитулы:
- Запустив электронный учебник, открываем соответствующий урок и читаем инструкцию к выполнению:
- В поле верхний колонтитул вставляет надпись (название организации), в область нижнего колонтитула (дата события). Выполняем просмотр для проверки наших действий, открыв предварительный просмотр.
В процессе создания прайс-листа возникает необходимость защитить данные от непродуманного удаления. Внешне это на листе не отражается.
Сейчас я вам покажу, как выполнить эту работу (применение наглядного и словесного методов):
- Обратимся опять к нашему документу
- Обратиться в меню Сервис – Защита – Защить лист
- В диалоговом окне задать пароль для защиты, и определите опции для доступа (поставьте галочки в соответствующих квадратиках).
- Проверьте данные в ячейках
Данные на листе меняются и приходится добавлять или вставлять дополнительную информацию. Можно получить информацию из текстовых файлов.
Это можно рассмотреть на следующем примере.
Для выполнения надо:
- Создать маленькую учебную базу данных в текстовом формате: запустить программу Блокнот и набрать в ней текст (данные в таблице разделяйте между собой знаками табуляции).
Номер Услуга Расценка
1 Укладка волос 3 руб
2 Окраска волос 10 руб
3. Тонирование волос 15 руб
- Сохраните таблицу в файле расценки.txt
- Откройте новую книгу и выполните команду Данные – Внешние данные – Импорт текстового файла. В открывшемся диалоговом окне найдите свой файл расценки .txt и откройте его.
- Второе диалоговое окно содержит элементы управления для распознавания формата данных и средство просмотра импортируемого файла. Выбрать опции: фиксированная ширина, на новый лист.
- Импортируемый файл появится на новом листе рабочей книги. Отредактировать его.
Рассмотренные нами работы являются технической стороной создания прайс-листа. А у любого объекта есть еще и эстетическая сторона оформления. Конечно основные функции табличного процессора эта (задать вопрос студентам: создание таблиц, расчеты и многое другое), но в программе есть инструменты для создания имиджа документа.
Вопрос к студентам:
1. Как должны быть представлены данные в таблице?
Данные могут быть оформлены в таблицу. Поэтому графический дизайн таблицы может стать обязательной частью фирменного стиля. Основной текст должен быть лаконичен, информативен и хорошо читаем.
2. Как должен быть оформлен логотип?
Чтобы это выяснить надо, знать, смысл термина “логотип”?
В основе творчества дизайнера лежит знак – логотип, товарный знак или фирменный знак. Логотип присутствует во всей деловой документации.
Рассказ об истории возникновения логотипа. Для наглядности я подготовила презентацию по теме: “История развития логотипа – от древних времен до наших дней”. Презентация демонстрировалась через мультимедиа проектор. Представление информации в таком виде позволит студентам, наглядно узнать какие типы логотипов бывают. В процессе работы над своим логотипом студенты смогут правильно подойти к созданию логотипа с эстетической точки зрения.
Основные понятия, на основании которых создаются критерии оценки работы по оформлению прайс-листа: приближенность, выравнивание, контраст, повтор.
Студентам предложены разработанные критерии, используя которые каждый студент сможет оценить работу своих товарищей, выставляя оценки по баллам.
Теперь выяснив требования к созданию документа, я предлагаю вам составить алгоритм действий для выполнения задания: создать прайс-листы колледжа: отделения “Сервис и дизайн ландшафта” – профессия “Парикмахер”, отделение “Информатика и ВТ”, Центр информационных технологий, применяя возможности программы MS Excel. На этом этапе я ставлю главной целью развитие конструктивных навыков работы – создание плана действия, так как без четкой организации не будет действенного результата.
Студенты разделились на две группы: одни выполняли тест на ПК, другие создавали алгоритм выполнения задания “Создание прайс-листа”.
Перед выполнением теста на ПК опрос студентов по технике безопасности. Студенты опрашиваются фронтально.
Для подведения итогов вводной части я использовала тестирование студентов на компьютере. Данная форма работы позволила мне в экспресс – форме (в течение 5 мин) опросить всех студентов группы (10 человек) и определить уровень усвоения ранее изученного и нового материала. Здесь я также применяла методику интерактивного обучения. Студенты удовлетворительно справились с задание, показав хороший уровень усвоения материала, а также умение работать с компьютером и программным обеспечением (Приложение 2).
Данные теста по сети, установленной в классе, были отправлены на компьютер Мастер, где результат был представлен в виде результирующей таблицы и произведена распечатка на принтере.
Реализуя одну из поставленных задач – развитие творческих способностей студентов, я пригласила на занятия дизайнера колледжа. Я хотела, чтобы студенты выслушали мнение специалиста в области дизайна. Дизайнер представила им образцы прайс-листов, рассказала о допустимой цветовой гамме, используемой при оформлении документов, высказала замечания представленным студентами прайс-листам.
Для оценки деятельности студентов на вводной части и выполнения задания в процессе текущего инструктажа я предложила им критерии.
Критерии оценки вашей работы следующие: Вводная часть: Тест по ТБ + активность во время опроса.
Оценка работы студента по итогам занятия будет доведена на заключительном этапе. Критерии им представлены. Оценка работы каждого студента обязательна. Это позволяет выявить пробелы ошибки, которые могут допустить студенты в дальнейшей работе. Но не надо забывать и о положительных сторонах – обязательно отметить хорошие качества каждого студента, чтобы они имели стимул в работе и не “зацикливались” на неудачах.
В ходе обсуждений студенты выявили основные этапы в алгоритме создания прайс-листа:
- Открыть программу MS Excel.Лист – Логотип, отвечающий тематике деятельности
- Название организации. Справочные данные об организации
- Прайс-лист (услуги, расценки). Создание таблицы
- Ввод данных (импорт данных). Формат данных ячейки. Форматирование данных
- Форматирование таблицы (автоформат)
- Вставка колонтитулов. Защита данных .
Использование разнообразных методов и форм работы со студентами в процессе вводной части, показали, что именно это ведет к достижению поставленной цели. Применение интерактивной методики обучения показывает наглядность материала, которое необходимо усвоить студентам для развития умений и навыков работы с любым программным обеспечением и для решения поставленной задачи. Такая методика предполагает работу каждого студента в отдельности и их совместную работу по решению проблемы. Умение мыслить вслух, позволяет развить навыки коммуникабельности, что им нужно в перспективе как грамотным и востребованным специалистам на рынке труда.
Основная часть (Приложение 4)
Поэтому следующие этапы занятия прошли под девизом:
Открытые глаза, рациональный путь и умелые руки – вот составляющие успешного проекта!