Каждый учитель стремиться улучшить качество обучения и воспитания, ликвидировать перегрузку учащихся учебными заданиями и в решении этих задач большое значение имеет совершенствование проверки и оценки знаний и умений учащихся.
Одной из актуальных задач обучения на современном этапе – это формирование умений самостоятельно приобретать и пополнять знания. Решению этой задачи способствуют самостоятельная работа с дидактическими картами. Они позволяют легко устанавливать обратную связь в системе "учитель – ученик" и эффективно контролировать усвоение материала (определений, понятий, формулировок законов, соотношений единиц измерения, записи формул) учащихся. А также находить заданные физические величины и их взаимозависимость.
Так использование карт перехода вещества из одного состояния в другое позволяет тренировать учащихся в умении определять протекающий процесс, определять изменения температуры вещества. По температуре плавления или отвердевания вещества установить для какого вещества приведен график. (Приложение №1 )
С помощью карт можно провести быстрый и эффективный опрос класса при активизации опорных знаний в начале урока, кратковременный опрос "цепочкой" по рядам, можно провести индивидуальный опрос, использовать их как слайд – задачи и при дополнительной работе. Как показывает опыт, работа с картами нравиться учащимся. Ребята ценят и то, что при многократном применении одной карты материал полностью усваивается и проблем из-за незнания определений, формулировок не возникает. Так карта помимо проверочной функции выполняет еще и обучающую.
Тематическая контрольная работа о тепловых явлениях составлена в виде карточек с графиками, на которых представлены переходы разных веществ из одного агрегатного состояния в другое при изменении температуры с течением времени в соответствии с программными требованиями, содержанием учебника, позволяет осуществить:
- Общую формулировку задания, учит читать графики, описывать по ним изображенные процессы, находить заданные физические величины, применять правильно формулы к тепловым процессам.
При составлении карточек соблюдалось два условия:
- число тепловых процессов, описываемых графиками, одинаково на всех карточках;
- на оси ординат указывается температура, соответствующая горизонтальным участкам графика. (Приложение № 2)
Общую часть задания предъявляю на доске:
- определите, для какого вещества построен график;
- для каждого участка графика дайте ответы на 5 вопросов, предложенных в верхней части таблицы 1 (строка А ).
- ответы выбирают из тех, что приведены в строке В таблицы ?.Ответ нужно представить в виде таблицы 2.
Перед контрольной работой, организуемой по предложенному типу, провожу тренировку с показом оформления ответа. Проверить работу легко, пользуясь заранее сделанной сводной карточкой ответов. Работу учащиеся выполняют полностью самостоятельно, так как нет возможности где-то подсмотреть ответы на предложенные вопросы (Приложение № 3).