Урок математики в 1-м классе по теме "Сложение и вычитание вида 10+1, 11-1, 11-10. Закрепление"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить умение складывать и вычитать числа, основанное на знании десятичного состава чисел второго десятка; закрепить умение решать задачи изученных видов, подбирать и составлять к ним краткую запись;
  • способствовать развитию логического мышления, внимания, смекалки;
  • воспитывать интерес к изучению математики, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, закладывать знания по основам этикета;
  • воспитывать бережное отношение к здоровью, способствовать замедлению процесса утомления и повышению общей работоспособности детского организма.

Оборудование:

  • у учителя: учебник «Математика», 1 класс, часть 2 (автор Моро М.И. и др.), поезд, открытка «Приглашение кота Леопольда», рисунки мышат и кота Леопольда, корзины с цветами, сенсорный круг с карточками (с буквами П, О, З, Д, Р, А, В, Л, Я, Е, М), аудиозапись песен «Песенка друзей» и «Голубой вагон», ребус, таблица с краткими записями к задачам, индивидуальные карточки в виде конфет для самостоятельной работы с учетом способностей учащихся, магниты.
  • у учащихся: учебник «Математика», 1 класс, часть 2, разрезной материал (рисунки монет).

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Формирование психологического настроя на предстоящий урок
– Ребята, создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь!

Руки?
Ноги?
Локти?
Спина?

(Хором отвечают на вопросы учителя)

На месте!
На месте!
У края!
Прямая!

2. Сообщение целей урока. Постановка учебной задачи
– У нас на уроке сегодня гости – кот Леопольд и мышата. Давайте поприветствуем их (прикрепляет на доску рисунки кота Леопольда и мышат). Рисунок 1, Рисунок  2.
– Ребята, они пришли к вам не с пустыми руками, а с заданиями. Сейчас они покажут вам плакаты, а вы должны догадаться, чем мы будем сегодня заниматься на уроке (под рисунками кота Леопольда и мышат прикрепляет плакат.  Приложение 1

– Да, ребята. Сегодня на уроке мы будем закреплять умения решать задачи, решать примеры на сложение и вычитание чисел в пределах 20. А еще мы разгадаем ребус.
– Итак, готовы к работе?
– Тогда вперед!

 

Аплодируют.

 

 

 

Дети отвечают, т.е. называют цели урока: будем решать задачи, примеры.

 

 

Да!

3. Закрепление пройденного материала. Устные упражнения
– В почтовом ящике для нас что-то есть. Это приглашение к коту Леопольду на день рождения. Когда же нас приглашают? Попытаемся расшифровать ребус. (На доску прикрепляет ребус.) Приложение 2

– Как хорошо! Ведь сегодня вторник. Вы рады?
– Что же нам нужно взять на день рождения? (показывает рисунок с изображением корзины цветов). Рисунок 3
– Все готовы? Пора отправляться в дорогу. Поедем мы с вами на поезде. Поторопитесь приобрести билеты. Цена билета 15 рублей. Представителям I, II, III рядов набрать разными монетами 15 рублей и купить билеты каждый своему ряду.
– В каком  же вагоне поедет I ряд, II ряд , III ряд? (на доске таблица) Приложение 3

– Выясним это! Вопрос 1 ряду (билет № 1): уменьшаемое 13, вычитаемое 10, чему равна разность? (вписывает в таблицу)
Вопрос 2 ряду (билет № 2): сколько будет 14 без 10? (вписывает в таблицу)
Вопрос 3 ряду (билет № 3): из 12 вычли 12 и прибавили 1 (вписывает в таблицу).
– Номера  для какого вагона не хватает?
– А кто поедет с нами во втором вагоне, вы узнаете, если внимательно послушаете аудиозапись.(звучит аудиозапись).

Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьянку, попугая –
Вот компания  какая!

– Сколько друзей поедет во втором вагоне, посчитаем вместе. (читает еще раз текст)

Красота! Красота!
Мы везем с собой….,
Чижика, …,
Петьку-забияку,
…,   попугая –
Вот компания какая!

– Итак, сколько путешественников?
– Сколько зверей? Сколько птиц?
– Что про них можно сказать?
– Молодцы!

Загудел паровоз
И вагончики повез:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
К Леопольду вас качу!

(прикрепляет на доску рисунок с изображением поезда)

 

 

Отгадывают ребус: во вторник.

 

Да!

Цветы, подарки, хорошее настроение, торт.

 

Работают с индивидуальным разрезным материалом (рисунки монет достоинством в 1, 2, 5 рублей.)

 

I ряд – 2 + 2 + 1 + 5 + 5
II ряд – 2 + 1 + 1 + 1 + 5 + 5
III ряд – 5 + 5 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1

3 – вагон №3

4 – вагон №4

1 – вагон №1 для  второго

Слушают аудиозапись, угадывают, из какого произведения.

Это герои С.Михалкова из «Песенки друзей».

Дети хором дополняют стихотворение:

кота,
собаку,
обезьянку.

Шесть
Три. Три.
Их поровну.

4. Физминутка
Звучит первый куплет и припев песни «Голубой вагон» (показывает упражнения) Выполняют физические упражнения в такт музыке.
5. Закрепление пройденного материала (продолжение)
Путь наш не близок и, чтобы не было скучно в дороге, мы займемся математическим счетом. (Открывается запись на доске. Приложение 4

– Откроем дружно тетради,  положим их правильно, напишемкрасиво число, классная работа (пишет на доске).
– Вставьте знаки + или –, чтобы равенство было верным. Сосчитайте, запишите, проверьте (коллективная проверка).
– Так как Леопольд с нетерпением ждет нашего приезда, давайте прямо с поезда отправимтелеграмму (учитель подходит к сенсорному кругу, на котором прикреплены карточки с буквами и числами (на обеих сторонах.  Приложение 5, Приложение 6

– Я буду задавать вам вопросы. Следим за осанкой. Итак, начали!
1. Какое число стоит между числами 17 и 19?
2. Найти разность чисел 16 и 6.
3. На дереве сидело 6 птичек. К ним прилетело еще несколько птичек. На дереве стало 10 птичек. Сколько птичек прилетело?
4. На сколько надо увеличить 10, чтобы получить 15?
5. Первое слагаемое  11, второе слагаемое 0. Чему равна сумма?
6. Шла старушка в Москву. Навстречу ей три дедушки. У каждого по 2 мешка. В каждом мешке по коту. Сколько всего человек шло в Москву?
7. Вера ищет подружек, которые спрятались от нее. Сколько спряталось подружек, если она увидела 12 ног?
8. Чему равно уменьшаемое, если вычитаемое 2, а разность 10?
9. 14 уменьшили на столько же. Сколько получилось?
10. Какое число больше 15 на 1?
11. Найти разность чисел 20 и 1.
– Давайте хором прочитаем телеграмму:
– Молодцы! Телеграмму мы с вами отправили.

 

 

 

 

Работа в тетрадях: записывают число, классная работа, выполняют задание.

 

Отвечающий ученик подходит к доске (к сенсорному кругу), снимает прищепку, берет карточку с нужным ответом. На обратной стороне карточки написана буква. Дети по очереди выходят к доске, читают задание и прикрепляют карточки на доске в один ряд.

 

 

 

 

 

Читают хором: ПОЗДРАВЛЯЕМ!

6. Решение задач
– Поезд двигается дальше. Следующее задание: вам надо подобрать к каждой задаче краткую запись и ответить на вопрос. (На доске на плакатах – краткие записи к задачам)  Рисунок 4

Задача 1.Леопольд разослал приглашения на день рождения 12 зверям, а птиц пригласил на 10 меньше. Сколько приглашений получили птицы?
Задача 2. Сорока, торопясь на день рождения к Леопольду, чихнула 4 раза, а во время поздравления – 2 раза. Сколько раз чихнула Сорока?
– Ребята, а правильно делала Сорока, чихая во время поздравления?
– Почему?
Задача 3. В вазе лежало 20 конфет. Мышата уже напроказничали и утащили  10. Сколько конфет осталось в вазе? Как вы оцениваете поступок мышат?
– Молодцы! Справились с заданиями! А теперь – короткий привал – пора отдохнуть!

Выбирают подходящую краткую запись к задачам, решают устно задачу, объясняют свой выбор.

2 приглашения получили птицы.

6 раз чихнула Сорока.

Нет, это некультурно.

10 конфет осталось в вазе.

Нельзя вредничать

7. Дыхательная медитация
– Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка. Нежный аромат цветка. Старайтесь вдыхать его не только носом, но  и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.
А теперь откройте глаза, вы чувствуете  прилив сил для дальнейшего путешествия.
Выполняют инструкцию учителя.
8. Работа с учебником
– Поезд продолжает путь. Теперь нам предстоит письменно решить задачу. Откроем учебники на странице 75, прочитаем задачу №4.
– Что известно в задаче?
– Прочитайте вопрос задачи еще раз.
– Можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
– А как узнаем, сколько мультфильмов на другой кассете? Каким действием? –Почему?
– Что значит «на 2 больше»?
– А теперь можем ответить на вопрос задачи? Каким действием? Почему?
– Составим краткую запись и решим задачу.
Приложение 7
Хором читают задачу: «Володе подарили 2 кассеты. На одной кассете 4 мультфильма, а на другой – на 2 больше. Сколько всего мультфильмов на этих кассетах?
Сколько кассет подарили Володе.
Сколько мультфильмов на одной кассете.
Сколько всего мультфильмов на этих двух кассетах?
Нет. Так как не знаем, сколько мультфильмов на другой кассете.
Действием сложения, т.к. известно, что на другой кассете на 2 мультфильма больше.
Это значит столько же, да еще 2.
Да. Действием сложения, т.к. надо найти общее количество.
Один ученик записывает краткую запись на доске и решает ее, остальные ученики выполняют работу в тетрадях.
Составляют краткую запись задачи.
9. Физминутка
– А теперь – отдыхаем!

Вот поезд идет наш,
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Бежит паровоз,
Ребят он повез!

Выполняют движения полусогнутыми руками.
10. Закрепление пройденного материала
(переворачивает рисунок с букетом цветов другой стороной). Рисунок 5
– Ребята, посмотрите, что наделали проказники-мышата, пока мы с вами работали над задачей! Они общипали наш букет! Как нам быть? Правильно ли они поступили?
– Это можно поправить только с вашей помощью. Надо решить примеры, записанные на доске, и наш букет будет восстановлен. Быстро за дело! Мы ведь уже подъезжаем к нужной станции. (Открывает запись на доске. Приложение 8

– Молодцы! Букет восстановлен! (переворачивает рисунок прежней стороной).  Рисунок 3

 

Слушают учителя.

Нет, нельзя разрушать красоту.

Записывают примеры в тетрадях, решают их (с комментированием).

11. Самостоятельная работа
– А вот и наша остановка. Нас встречает сам именинник – кот Леопольд. Что нужно сказать?
– Что ответит именинник?
– Что должы сделать проказники-мышата?
– Каков будет ответ кота Леопольда?
– Леопольд угощает всех вас конфетами с математической начинкой. Чтобы обменять их на настоящие, надо выполнить задание.

 

– Что вы должны сказать?

 

Нужно сказать: «Поздравляем!» и вручить корзину с цветами.
«Спасибо!»
Извиниться.
«Ребята, давайте жить дружно!»

Самостоятельно работают по индивидуальным карточкам в виде конфет, сдают выполненные задания и получают настоящие конфеты.
(карточек 22 штуки по количеству учащихся в классе)  Рисунок 6
Спасибо!

12. Домашнее задание
– Напоследок Леопольд и мышата приготовили для вас домашнее задание. Открыли дневники, запишите: №7 с. 51 (пишет на доске). Записывают в дневник, при необходимости задают вопросы учителю.
13. Подведение итогов урока
– Наше путешествие завершено. Понравилось оно вам? Что нового узнали сегодня на уроке?
– А теперь попрощаемся с котом Леопольдом и мышатами. Они говорят вам: «Большое всем спасибо за урок! Вы все очень хорошо работали. Молодцы! До свидания! До новых встреч!» И я тоже присоединяюсь к ним и говорю: «Спасибо за урок.» На этом наш урок математики окончен. До свидания! (выставление оценок с комментированием.)
Обмен впечатлениями об уроке.
Решали задачи устно и письменно, подбирали краткую запись к задачам, решали примеры, отгадывали ребус.

До свидания!