Цели урока:
- развитие и поддержание интереса к чтению учащихся начальной школы;
- совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие творческих способностей учащихся;
- формирование у каждого ребенка опыта самостоятельного чтения;
- формирование дружного коллектива детей и родителей.
Предварительно перед праздником дети знакомятся с книгой А. Н Толстого “ Золотой ключик, или Приключение Буратино” на уроках литературного чтения и дома, на уроках ИЗО дети рисуют иллюстрации к сказке.
Для проведения конкурса в классе выявляются семейные команды. Им дается домашнее задание : приготовить инсценировку какого–нибудь фрагмента, придумать вопросы другим командам, представить костюм одного из героев сказки.
Все остальные дети и родители выступают в роли зрителей и болельщиков, которые тоже активно играют, за правильный ответ получают жетон.
Оборудование:
– портрет писателя;
– в классе оформлена выставка рисунков учащихся
;
– иллюстрации художников к книге;
– предметы для конкурса “Узнай предмет”;
– грамоты за конкурс;
– жетоны.
Ведущий
Добрый день! Добрый день, дорогие бабушки, мамы и папы, учащиеся 1 класса! Сегодня у нас не совсем обычная встреча. Главное, что мы с вами нашли возможность встретиться всей “семьей”. Сегодня мы проводим литературную игру по книге А. Н Толстого “Золотой ключик, или Приключение Буратино”. Сколько поколений детей выросло на этой книге, но до сих пор она не застаивается на книжных полках. Шалунишка Буратино, его друзья и недруги не оставляют детей равнодушными, а сама книга дает заряд бодрости и оптимизма.
Условия игры: Каждой команде задается вопрос. За каждый правильный ответ дается жетон. Та команда, которая наберет наибольшее количество жетонов, становится победителем игры.
В жюри выбираются трое старшеклассников.
1 тур. Разминка.
1. Какая книга послужила для Л.Толстого
толчком к созданию “Золотого ключика”? (“Пиноккио
или похождения деревянной куклы” Коллоди.)
2. Почему автор назвал своего главного героя–
Буратино? (Деревянная кукла по-итальянски –
“буратино”.)
3. Кто нашел волшебное полено, из которого
потом смастерили Буратино? (Столяр Джузеппе по
прозванию “Сизый нос”.)
4. Какие мысли пришли в голову Буратино в
первый день рождения? (Мысли были у него
маленькие-маленькие, коротенькие– коротенькие,
пустяковые-пустяковые.)
5. Что любил Буратино больше всего на свете? (Страшные
приключения.)
6. Во что был одет Буратино? (В бумажную курточку
из коричневой бумаги и ярко-зеленые штанишки.
Туфли из старого голенища и шапочку – колпачок с
кисточкой из старого носка.)
2 тур. Вопросы главам семей.
1. Какая денежная монета была в обиходе у
жителей этого городка? (Сольдо.)
2. Как называлась комедия, которую смотрел
Буратино в кукольном театре Карабаса-Барабаса? (“Девочки
с голубыми волосами, или 33 подзатыльника”.)
3. Какое ученое звание имел хозяин кукольного
театра Карабас-Барабас? (Доктор кукольных
наук.)
4. Куда приглашали Буратино лиса Алиса и кот
Базилио, чтобы превратить пять золотых в кучу
денег? (В страну Дураков на волшебное Поле
Чудес.)
5. Кто из героев книги носил серебряные часы? (Пудель
Артемон.)
6. Какое лекарство давала Мальвина Буратино? (Касторку.)
3 тур. Вопросы мамам.
1. Как звали продавца лечебных пиявок?
(Дуремар.)
2. Какую фразу продиктовала Мальвина своему
гостю Буратино в диктанте? Почему она волшебная? (“А
роза упала на лапу Азора”.)
3. К стволу какого дерева и почему приклеилась
борода Карабаса-Барабаса? (Итальянская сосна.)
4. Что использовала Мальвина в качестве зеркала? (Зеркального
карпа.)
5. Что скрывается за потайной дверью? (Кукольный
театр чудной красоты.)
6. Какое название имел новый кукольный театр? (“Молния”.)
4 тур. Вопросы детям – участникам команд.
1. В широкой шляпе ходил с прекрасной шарманкой
по городам и пением, и музыкой добывал себе на
хлеб. (Шарманщик Карло.)
2. Покачался, покачался на тоненьких ножках,
шагнул раз, шагнул другой, скок-скок, прямо к
двери, через пороги и на улицу. (Буратино.)
3. Существо немного похоже на таракана, но с
головой как у кузнечика. Оно сидело на стене под
очагом и тихо потрескивало: “Кри-кри, глядело
выпуклыми, как из стекла радужными глазами,
шевелило усиками”. (Говорящий сверчок.)
4. Из-за картонного дерева выскочил другой
человек, весь клетчатый, как шахматам доска. (Арлекин.)
5. На голове у них были надеты мешки с
прорезанными дырками для глаз. Один пониже
ростом размахивал ножом, другой, повыше, держал
пистолет. (Koт Базилио и лиса Алиса.)
6. Появилась большая, страшная змеиная голова. (Пожилая
черепаха Тортила.)
Вопрос зрителям: Вошел длинный, мокрый-мокрый человек с маленьким-маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб-сморчок. (Продавец пиявок Дуремар.)
Вопрос всем участникам: Как звали портную Мальвины ?
Музыкальная пауза.
5. Конкурс “ Узнай фрагмент сказки по иллюстрации”.
Дается иллюстрация , нужно рассказать о том, какой фрагмент запечатлен на ней.
6 тур. Кому принадлежат эти высказывания?
1. “Не доведет тебя до добра это учение” (Лисе
Алисе)
2. “Десять тысяч чертей” (Карабасу-Барабасу)
3. “Пациент скорее мертв, чем жив” (Сове)
4. “Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки”
(Мальвине)
5. “Спасаться – так всем вместе, погибать – так
всем вместе!” (Буратино)
6. “Безмозглый, доверчивый дурачок с
коротенькими мыслями” (Тopтиле)
7 тур. Конкурс рисунков.
Жюри определяет победителей в этом конкурсе.
8 тур. Кому принадлежат эти предметы?
1. Питание Буратино. ( Луковица).
2. То, что испортил Буратино. ( Тетрадь).
3. Предмет личной гигиены.(Мыло).
4.Исходный материал для получения новых вещей. (
Носки).
5. Многозначный предмет. ( Ручка с пером.)
6.Предмет необходимый для папы Карло.( Футляр для
очков).
9 тур. Домашнее задание.
1. Показ каждой командой инсценировки любого фрагмента сказки.
2. “Ты мне, я тебе”. Каждая команда задает вопросы командам– соперникам.
3. Жюри оценивает костюмы героев, представленные командами.
10 тур. Поэтический конкурс
1. Увидев Буратино на представлении, все куклы обрадовано запели “Польку-птичку”:
Птичка польку танцевала,
Нa лужайке в ранний час...
2. Продолжите две следующие строчки:
Нос – налево, хвост – направо,
Это полька “Карабас”.
3. Какое стихотворение посвятил Пьеро Мальвине?
“Мальвина бежала в чужие края,
Мальвина пропала, невеста моя.
4. Продолжите следующие строчки:
Рыдаю, не знаю, куда мне деваться,
Не лучше ли с кукольной жизнью расстаться”.
5. Какими стихами утишал Пьеро Мальвину?
Мы сидим на кочке,
Где paстут …,
Желтые, приятные,
Очень … .
Будем жить все лето
Мы на …,
Ах, – в уединении,
Всем на ...
Подведение итога конкурса-викторины.
Награждение команд.Список литературы:
1. А. Толстой. Золотой ключик или
приключения Буратино.
2. К. Коллоди. Пиноккио, или Похождения
деревянной куклы.
3. Б. Галанов. Книжка про книжки.