Внеклассное мероприятие на тему "Викторина по сказке А.Н. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино" (1-й класс)

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 1


Цели урока:

  • развитие и поддержание интереса к чтению учащихся начальной школы;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • формирование у каждого ребенка опыта самостоятельного чтения;
  • формирование дружного коллектива детей и родителей.

Предварительно перед праздником дети знакомятся с книгой А. Н Толстого “ Золотой ключик, или Приключение Буратино” на уроках литературного чтения и дома, на уроках ИЗО дети рисуют иллюстрации к сказке.

Для проведения конкурса в классе выявляются семейные команды. Им дается домашнее задание : приготовить инсценировку какого–нибудь фрагмента, придумать вопросы другим командам, представить костюм одного из героев сказки.

Все остальные дети и родители выступают в роли зрителей и болельщиков, которые тоже активно играют, за правильный ответ получают жетон.

Оборудование:

– портрет писателя;
– в классе оформлена выставка рисунков учащихся ;
– иллюстрации художников к книге;
– предметы для конкурса “Узнай предмет”;
– грамоты за конкурс;
– жетоны.

Ведущий

Добрый день! Добрый день, дорогие бабушки, мамы и папы, учащиеся 1 класса! Сегодня у нас не совсем обычная встреча. Главное, что мы с вами нашли возможность встретиться всей “семьей”. Сегодня мы проводим литературную игру по книге А. Н Толстого “Золотой ключик, или Приключение Буратино”. Сколько поколений детей выросло на этой книге, но до сих пор она не застаивается на книжных полках. Шалунишка Буратино, его друзья и недруги не оставляют детей равнодушными, а сама книга дает заряд бодрости и оптимизма.

Условия игры: Каждой команде задается вопрос. За каждый правильный ответ дается жетон. Та команда, которая наберет наибольшее количество жетонов, становится победителем игры.

В жюри выбираются трое старшеклассников.

1 тур. Разминка.

1. Какая книга послужила для Л.Толстого толчком к созданию “Золотого ключика”? (“Пиноккио или похождения деревянной куклы” Коллоди.)
2. Почему автор назвал своего главного героя– Буратино? (Деревянная кукла по-итальянски – “буратино”.)
3. Кто нашел волшебное полено, из которого потом смастерили Буратино? (Столяр Джузеппе по прозванию “Сизый нос”.)
4. Какие мысли пришли в голову Буратино в первый день рождения? (Мысли были у него маленькие-маленькие, коротенькие– коротенькие, пустяковые-пустяковые.)
5. Что любил Буратино больше всего на свете? (Страшные приключения.)
6. Во что был одет Буратино? (В бумажную курточку из коричневой бумаги и ярко-зеленые штанишки. Туфли из старого голенища и шапочку – колпачок с кисточкой из старого носка.)

2 тур. Вопросы главам семей.

1. Какая денежная монета была в обиходе у жителей этого городка? (Сольдо.)
2. Как называлась комедия, которую смотрел Буратино в кукольном театре Карабаса-Барабаса? (“Девочки с голубыми волосами, или 33 подзатыльника”.)
3. Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас? (Доктор кукольных наук.)
4. Куда приглашали Буратино лиса Алиса и кот Базилио, чтобы превратить пять золотых в кучу денег? (В страну Дураков на волшебное Поле Чудес.)
5. Кто из героев книги носил серебряные часы? (Пудель Артемон.)
6. Какое лекарство давала Мальвина Буратино? (Касторку.)

3 тур. Вопросы мамам.

1. Как звали продавца лечебных пиявок? (Дуремар.)
2. Какую фразу продиктовала Мальвина своему гостю Буратино в диктанте? Почему она волшебная? (“А роза упала на лапу Азора”.)
3. К стволу какого дерева и почему приклеилась борода Карабаса-Барабаса? (Итальянская сосна.)
4. Что использовала Мальвина в качестве зеркала? (Зеркального карпа.)
5. Что скрывается за потайной дверью? (Кукольный театр чудной красоты.)
6. Какое название имел новый кукольный театр? (“Молния”.)

4 тур. Вопросы детям – участникам команд.

1. В широкой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением, и музыкой добывал себе на хлеб. (Шарманщик Карло.)
2. Покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок-скок, прямо к двери, через пороги и на улицу. (Буратино.)
3. Существо немного похоже на таракана, но с головой как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало: “Кри-кри, глядело выпуклыми, как из стекла радужными глазами, шевелило усиками”. (Говорящий сверчок.)
4. Из-за картонного дерева выскочил другой человек, весь клетчатый, как шахматам доска. (Арлекин.)
5. На голове у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один пониже ростом размахивал ножом, другой, повыше, держал пистолет. (Koт Базилио и лиса Алиса.)
6. Появилась большая, страшная змеиная голова. (Пожилая черепаха Тортила.)

Вопрос зрителям: Вошел длинный, мокрый-мокрый человек с маленьким-маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб-сморчок. (Продавец пиявок Дуремар.)

Вопрос всем участникам: Как звали портную Мальвины ?

Музыкальная пауза.

5. Конкурс “ Узнай фрагмент сказки по иллюстрации”.

Дается иллюстрация , нужно рассказать о том, какой фрагмент запечатлен на ней.

6 тур. Кому принадлежат эти высказывания?

1. “Не доведет тебя до добра это учение” (Лисе Алисе)
2. “Десять тысяч чертей” (Карабасу-Барабасу)
3. “Пациент скорее мертв, чем жив” (Сове)
4. “Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки” (Мальвине)
5. “Спасаться – так всем вместе, погибать – так всем вместе!” (Буратино)
6. “Безмозглый, доверчивый дурачок с коротенькими мыслями” (Тopтиле)

7 тур. Конкурс рисунков.

Жюри определяет победителей в этом конкурсе.

8 тур. Кому принадлежат эти предметы?

1. Питание Буратино. ( Луковица).
2. То, что испортил Буратино. ( Тетрадь).
3. Предмет личной гигиены.(Мыло).
4.Исходный материал для получения новых вещей. ( Носки).
5. Многозначный предмет. ( Ручка с пером.)
6.Предмет необходимый для папы Карло.( Футляр для очков).

9 тур. Домашнее задание.

1. Показ каждой командой инсценировки любого фрагмента сказки.

2. “Ты мне, я тебе”. Каждая команда задает вопросы командам– соперникам.

3. Жюри оценивает костюмы героев, представленные командами.

10 тур. Поэтический конкурс

1. Увидев Буратино на представлении, все куклы обрадовано запели “Польку-птичку”:

Птичка польку танцевала,
Нa лужайке в ранний час...

2. Продолжите две следующие строчки:

Нос – налево, хвост – направо,
Это полька “Карабас”.

3. Какое стихотворение посвятил Пьеро Мальвине?

“Мальвина бежала в чужие края,
Мальвина пропала, невеста моя.

4. Продолжите следующие строчки:

Рыдаю, не знаю, куда мне деваться,
Не лучше ли с кукольной жизнью расстаться”.

5. Какими стихами утишал Пьеро Мальвину?

Мы сидим на кочке,
Где paстут …,
Желтые, приятные,
Очень … .

Будем жить все лето
Мы на …,
Ах, – в уединении,
Всем на ...

Подведение итога конкурса-викторины. Награждение команд.

Список литературы:

1. А. Толстой. Золотой ключик или приключения Буратино.
2. К. Коллоди. Пиноккио, или Похождения деревянной куклы.
3. Б. Галанов. Книжка про книжки.