Предисловие
Теме “Характеристика человека” уделяется большое внимание на уроках развития речи в 8 классе. В учебнике Тростенцовой Л.А., Ладыженской Т.А., Дейкиной А.Д. “Русский язык. 8 класс” много внимания уделяется целенаправленному подбору текстового дидактического материала. В учебнике много текстов, в которых говорится о жизни и деятельности известных людей, об ученых, художниках и т. д. Тексты данного типа анализируются с точки зрения их содержания, стиля, структуры (в частности, отмечаются элементы характеристики). Анализ таких текстов не только обучает образцовому построению собственной речи, но и расширяет кругозор читателя, предлагает нравственные ориентиры для самовоспитания и образец для подражания.
На наш взгляд, в юбилейный год А.П.Чехова прекрасным материалом для подобной работы может послужить отрывок из книги К.И.Чуковского “Чехов” (Текст цитируется по: Чуковский К. Чехов//Чуковский К. Собрание сочинений в 2 т. Т.2 Критические рассказы. М, 1990. С. 219-227). Некоторые купюры внутри текста неизбежны из-за объёма материала и поставленных учебных задач.
Цели урока:
1) познакомить обучающихся с приёмами
характеристики человека;
2) формировать умения:
а) выделения главного и второстепенного;
б) использования приёмов компрессии текста;
в) поиска необходимой аргументации;
г) высказывать своё отношение к проблеме в форме
рассуждения.
Оборудование урока:
Портрет А.П.Чехова.
Выставка книг А.П.Чехова.
Распечатанный текст у каждого учащегося (см. Приложение)
Тетрадь по развитию речи
Ход урока
1. Оргмомент.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами познакомимся с портретом А.П.Чехова, созданным К.И.Чуковским. Чуковский считал Чехова одним из лучших русских писателей, восхищался им как человеком, умеющим преобразовывать жизнь, делать её лучше.
А какие из произведений А.П.Чехова знакомы вам? Какие факты чеховской биографии были известны вам до прочтения этого отрывка?
2. Проверка домашнего задания.
Дома вы должны были прочитать текст и составить его план.
(Примерный вариант:
- Равнодушие было чуждо Чехову.
- Человеку нужен весь земной шар.
- Чехов чувствовал горячую склонность к творческому вмешательству в жизнь.
- Переустройство жизни.
- “Землю изукрасил бы как девушку…”.
- “… если бы каждый из нас оставлял после себя…”.
- Поставил памятник Петру Первому.
- Не боялся чёрной работы.
- Создание общественной библиотеки в Таганроге.
- “Чтобы люди зажили умнее и счастливее”
- Наследие Чехова.
3. Работа с текстом
– Скажите, пожалуйста, какие микротемы вы выделили, создавая план.
– О каких новых сторонах жизни Чехова узнали, читая текст?
– Что поразило вас в биографии Антона Павловича Чехова?
– Как автор текста относится к своему герою, почему вы сделали такой вывод? (Обратить внимание учащихся на эмоциональность, использование разнообразных фактов)
– Определите стиль текста, какие задачи ставил перед собой автор? Узнавая новое в биографии Чехова, открыли ли вы для себя что-то новое в биографии К.И.Чуковского? Как созданный Чуковским текст характеризует самого автора?
– Какими средствами создаётся текст? Попробуем найти их и понять, зачем автор их использует.
(Использование различных способов аргументации: цитирование (источники: письма, рассказы, мемуары), привлечение чужого мнения, сообщение о различных фактах.
Пропедевтическое введение понятия “синтаксический параллелизм” – предложения 37-40.
Использование анафоры как средства, выражающего одновременность и равнозначность действий – предложения 17-21.
Приём градации как средство эмоциональной актуализации сказанного. Например, в предложении16.
Однородные члены предложения, создающие многогранность образа.
Сравнительные обороты, сопоставляющие явления.
Восклицательные предложения как средство эмоционального воздействия на читателя и восторга перед героем.
Обилие эпитетов.)
После прочтения отрывка из книги Чуковского у вас сформировалось собственное представление о Чехове. Выпишите, пожалуйста, из текста небольшой отрывок или цитату, которые отражают наиболее интересное для вас высказывание классика или описание факта из биографии А.П.Чехова.
Прочтите избранный отрывок, объясните, какая важная для вас мысль выражена в нём.
4. Задавание на дом. Итоги урока.
(Примечание: при возможности провести сдвоенный урок, лучше писать сочинение на втором уроке. Тогда дома нужно будет только отредактировать текст)
Напишите небольшое сочинение – портрет А.П.Чехова, включив в него собственные впечатления от прочитанных чеховских рассказов и факты, о которых вы узнали, читая книгу К.И.Чуковского. Если вам захочется прочитать книгу о Чехове полностью, вы сможете найти её текст в собрании сочинений К.И.Чуковского во 2 томе под заглавием “Чехов”. Есть и отдельные издания этой книги. Те, для которых использован другой вариант редакции, носят название “О Чехове”. В Интернете также существуют несколько электронных версий текста. Но хочется пожелать вам не забывать творчество не только автора этого текста, но и его героя и открыть свой мир Чехова.