Цели урока.
- Познакомить обучающихся с творчеством К.И.Чуковского и способствовать стремлению расширить читательский кругозор.
- Формировать навыки выразительного чтения через инсценирование отрывков из произведений автора.
Развивать учебно-информационные действия, прививая любовь к книгам.
- Создавать условия для творческого взаимодействия взрослых и детей.
Воспитывать ответственность за свои поступки, доброе отношение к окружающим.
Ход занятия
Ведущий. Сегодня праздничный день. Он посвящен хорошо знакомому писателю К. И. Чуковскому. Многие его произведения мы знаем и любим с самых первых дней знакомства с книгой.
Ведущий. Чуковский – это литературный псевдоним (вымышленная фамилия). Настоящая фамилия писателя Корнейчуков Николай Васильевич. Родился 31 марта 1882 года.
Ученик. Обратимся к выставке книг автора. С самого детства мы любим Айболита, Бармалея, Муху-Цокотуху, Мойдодыра и других героев.
Ученик.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла
Пошла муха на базар
И купила самовар.
(Появляется Муха-Цокотуха. Ученица в костюме)
Муха-Цокотуха.
Я Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Я сегодня жду гостинца.
Я сегодня именинница!
Угощу друзей чайком,
Пусть приходят вечерком.
(Муха хлопочет у стола)(Стол накрыт для чаепития)
Ведущий. Узнали лесные букашки и полетели к Мухе-Цокотухе поздравить её с радостным праздником.
(Появляется пчёлка, исполняет песенку)
Муз. Ю. Варум Сл.К. Крастошевского “Пчёлка”
Пчёлка. Здравствуй Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Я, соседка – Пчела,
Тебе мёду принесла
Ах, какой он чистый, сладкий и душистый.
Муха. Спасибо, спасибо, Пчёлка. (Пчёлка дарит бочонок с мёдом)
Ведущий. Ребята, кто любит мёд? Это лечебное средство. Мёд помогает при простуде и при многих других болезнях.
Бабочка.
Я – Бабочка-шалунья
Весёлая летунья.
Порхаю по полям, по рощам, по лугам.
Поздравляю! Поздравляю!
Счастья, радости желаю!
Я дарю тебе Муха, цветочки. (Вазочка с цветочками.)
Ученик. Информацию о цветах, травах, животных мы находим в энциклопедиях. Обратимся к выставке.
“Я познаю мир” Насекомые.
“Я познаю мир” Растения.
“Энциклопедия животных”.
Муха-Цокотуха.
Спасибо! Спасибо!
Прошу за стол садиться,
Чайку напиться.
Ведущий.
Я предлагаю всем поиграть. Конкурс “Чудо-дерево”
Посмотрим на экран. Стёрлись названия сказок К. И. Чуковского, допечатаем названия. (Мультимедийный проектор) Приложение 1
Ай... | Кро... | Пут... | Тар... |
Бар... | Мой... | Тел... |
(Появляется Паук, хватает Муху-Цокотуху)
Паук.
Я – злодей Паучище,
Длинные ручищи.
Я за Мухой-Цокотухой пришёл.
Муха.
Дорогие гости, помогите.
Паука – злодея прогоните!
Гости. Отпусти её.
Паук. Ха-ха-ха
Я отпущу Муху-Цокотуху, если вы отгадаете из какой сказки фрагмент.
(Кадры из сказок К. И, Чуковского). Приложение 2.
Паук. Вот спасибо, ребята!
Можно мне присоединиться к праздничному столу?
Песенка-физминутка. “Старичок – паучок”.
Ученик.
Вдруг из подворотни – страшный великан.
Рыжий и усатый Та-ра-кан.
Таракан.
Погодите, не спешите.
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую.
Ведущий. Ребята, поможем гостям Мухи-Цокотухи?
Таракан. Я показываю вещи их мешка, а вы называете сказку.
Вещи из мешка Таракана.
1. Блюдце.
Ученик.
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза.
“Что такое? Почему?
Ничего я не пойму”
Ведущий. Конкурс, “Федорино море”
На экране названия произведений Чуковского, компьютер нашёл ошибки. Исправим их. (Приложение 1).
Гадость-Радость
Кармалей-Бармалей
Кутаница-Путаница
2. Мыло.
Соберите стихотворение. Строчки рассыпались.
(На экране строчки из стихотворения) Приложение 1.
И густой гребешок
Да здравствует мыло душистое,
И зубной порошок,
И полотенце пушистое,
Ведущий.
Чему воздаёт славу К. И. Чуковский?
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде -
Вечная слава воде!
3. Термометр.
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит.
Добрый доктор Айболит!
(Выходит Айболит)
Айболит. Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадки К.И. Чуковского.
Красивые двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей,
И мясо, и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю
Айболит: Ребята, сколько раз в день нужно чистить зубы?
Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам
И зубы у меня длинней
Чем у волков и медведей
(Расчёска)
Айболит:
Для чего нужна расчёска?
Мудрец в нём видел мудреца
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя увидел неряху лохматого.
(Зеркало)
Айболит: Эти сказки К.И. Чуковского учат нас соблюдению правил личной гигиены.
Ведущий: Айболит отправляется в Африку лечить больных зверей. Для этого ему нужны полезные фрукты. Поможем доктору Айболиту собрать фрукты. (Макеты деревьев, фрукты, корзины, участвуют 10 человек)
Айболит:
А теперь, душа девица, Будем вместе веселиться!
Ведущий: Ребята, мы с вами знаем, что героем многих сказок Чуковского был крокодил.
Прочитать названия этих сказок “ Крокодил”, “Мойдодыр”, “Телефон”, “Бармалей”, “Краденое солнце”.
А теперь предлагаю поиграть в игру “Кто быстрее спрячется от крокодила”, (два таза, 10 человек, 2 команды) Переправимся через реку, сидя в тазу.
Ведущий. Из какой сказки Чуковского эти слова:
“Ох, нелёгкая это работа -
Из болота тащить бегемота!”
(Cказка “Телефон”)
Игра “Вытащим бегемота из болота”.
(Макет болота, канат, иллюстрация бегемота)2команды перетягивают канат.
Ведущий:
Веселиться народ -
Пляшет, песни поёт
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Ведущий: Объявляет результаты викторины. Произведения К.И. Чуковского учат нас добру. Споем песню “Дорогою добра”.
Ведущий:
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: “До свиданья,
До счастливых новых встреч!”
Викторина по произведениям.
1. Сидел…
Под большим лопухом И спорил о чём-то С моим петухом.
а) лилипут; б малъчик; в) Бибигон.
2. На шёлковом поясе были вышиты слова: “Самый сильный, самый смелый человек – Джек. Победил он великана…” Как звали великана?
а) Корморан б) Борморан в) Дорморан
3.
И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.
А за ними...
– Ну-ка съешь меня, дружок! а) Колобок;
б) пирожок; в) колбаса.
4. Вдруг из подворотни Страшный...
а) великан; б) таракан; в)Карабас.
5. По вечерам быстроглазая Серна Ване и Ляле читает Жюль Верна, А по ночам молодой... Им колыбельные песни поёт.
а) соловей б) кашалот в) бегемот
6 А..., вся дрожа, Гак и села на ежа. а) лисичка; б) слониха; в) зайчиха?
7.Говорила им горилла, Приговаривала:
- Вон акула... Распахнула злую пасть,
а) Каракули; б) Барракуда; в) Людоедка.
8.
Будешь ты, невежа, знать,
Наше солнце воровать!
Ишь, разбойничья порода:
Цапнул солнце с...
Откуда крокодил цапнул солнце?
а) небосклон; б) небосвод; в) горизонт.
9. А потом позвонили зайчатки:
– Нельзя ли прислать..?
а) морковку; б) капустку; в) перчатки.
10.
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный...
а) Кардамон; б) Бармалей; в) Черномор.
Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил.
И они закричали от страха:
- Это... а) черепаха б)шимпанзе; в) бормотун.
12.
И ….
Как лягушка,
Ускакала от меня
а) кадушка; б) кукушка; в) подушка.