Урок изобразительного искусства в 6-м классе "Жанр натюрморта"

Разделы: МХК и ИЗО


Свое название комбинированный урок получил от того, что, при его проведении смешиваются различные цели и виды учебной деятельности.

 Основные структурные компоненты.

1. Организация учащихся к занятиям.

  1. Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу.
  2. Работа по осмыслению и усвоению нового материала.
  3. Работа по выработке умений и навыков, при ми пение знаний на практике.
  4. Задание уроков на дом.

 Сущность и методические основы каждого из этапов.

 Необходимо четко продумать цели и задачи каждого из этапов и его место в общей структуре урока.

 По ходу изложения материала выполняется запись характеризуя каждый из этапов.

 Для удобства разделить тетрадь на две части.

  1. Этап урока.
  2. Его характеристика.
  3. Время, отведенное этому этапу.

1. Организация учащихся к занятиям (отводится 3 мин.).

Суть: психологически настроить учащихся к работе. Приемы:

1. Пауза перед началом урока.

2. Тактичные замечания учащимся.

3. Сообщение о важном факте, создание эмоционального настроя.

4. Обратить внимание на осанку, приготовить все необходимое к уроку.

Избавить класс от раздражителей (не вывешивать заранее таблицы, наглядные пособия и т.д.). Образ учителя: бодрый, уверенный тон, внешняя собранность, энергия, четкость.

2. Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу (не более 15-18 мин.).

 Суть: без усвоения пройденною материала нельзя начинать объяснение новой темы.

 Обучающее значение:

1 .Побуждает ученика лучше готовиться к уроку. 2.Позволяет установить связь с новым материалом. 3.Способствует развитию речи, логического мышления. 4.Закрепляет знания.

 Задача: стремиться к проверке знаний каждого учащегося.

 Методы:

1. Индивидуальный опрос (малоэффективен).
2. Фронтальный, уплотненный опрос.
3. Письменные ответы (карточки, перфокарты, кроссворды, диктанты).
4. Проверка письменных домашних конспектов. Закончить выводами учителя.

 3. Осмысление и усвоение нового материала (20-25 мин.).

 Установление связи нового материала с ранее изученным.

Пути:

  1. Осмысление логической связи.
  2. Противопоставление старого и нового.
  3. Указание на последовательность в расположении программ.

Возбуждение познавательной активности. 1 .Яркие факты, события. 2.Проблемные ситуации.

4. Работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике (5-10 мин.).

 Методы:

  1. Устные.
  2. Письменные.
  3. Практические упражнения.

Условие: творческий характер тренировочных упражнений побуждает к размышлениям.

5. Задание на дом (3 мин.).

Цель: для прочного и глубокого овладения изучаемого материала.

Что включает:

1. Изучение текста учебника.
2.Письменные и практические упражнения.

Дидактические требования.

1. При объяснении нового материала обращать внимание на подготовку учащихся к выполнению домашнего задания.
2.Включение элементов творчества.
3.Дифференциация домашних заданий.
4. Порядок и приемы выполнения домашнего задания.

"Жанр натюрморта".

Задание: придумать и составить композицию натюрморт из предложенных предметов.

Задачи: 1. Учебные:

  • дать понятие о жанре натюрморта
  • познакомить с картинами-натюрмортами известных художников
  • дать понятие композиции
  • учить законам композиции
  • учит гармонично подбирать цвета в натюрморте

2. Воспитательные:

  • воспитание чувства красоты и гармонии
  • аккуратность
  • трудолюбие
  • внимательное отношение к окружающему предметному миру

3. Развивающие:

  • развитие чувства композиции
  • развитие чувства формы
  • развитие чувства цвета
  • развитие навыков работы с цветной бумагой

Материал к уроку: клеенка, цветная бумага, клей, ножницы, кисть для клея, карандаш, тетрадь по ИЗО, ручка.

Зрительный ряд.

Картины, репродукции голландских мастеров.

Плакаты (наглядные пособия), изготовленные учителем, работы выполненные учащимися.

Гавоты, выполненные учащимися. План урока:

1. Организационная часть.
2.Связь с предыдущими уроками.
3.Объяснение новой темы.
4.Объяснение задания.
5.Практическая работа учащихся.
6.Итог урока с анализом работ учащихся.

Ход урока

1. Организационная часть.

Подготовка к уроку, приветствие.

2.Связь с предыдущими уроками.

– Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с различными жанрами в изобразительном искусстве. По прежде чем узнать о новом жанре, давайте вспомним, какие жанры вы уже узнали на предыдущих уроках. Кто мне их назовет?

(Аналитический, жанр пейзажа, портрет...).

3.Объяснение новой темы.

– А сейчас откройте тетради по ИЗО и запишите новую тему: "Жанр натюрморта". Может быть, кто-то уже знает, что изображают художники, когда рисуют натюрморт?

Натюрморт – изображение группы предметов, связанных между собой по смыслу и по законам красоты.

Игра.

Гармонию натюрморта, смотрятся здесь неуместно/

Предметы привлекали внимание художников с далекой древности.

Изображение даров природы и рукотворных созданий человека мы встречаем и в искусстве древнею Египта и у мастеров Античного мира и в средневековом , Западноевропейском искусстве и в древнерусской живописи.

Но как самостоятельный жанр натюрморт оформился только в 17 в..

И именно в XVII в., жанр натюрморта достигает своего необычайного расцвета, особенно в Голландии. Такие Голландские мастера живописи как П. КЛАС, В.ХЕДА, В.КАЛФ, прославили жанр натюрморта и создали все его основные разновидности, появились натюрморты: "Кухонные", "Цветочные", "Дичь", "Завтраки", "Дары моря".

Зрительный ряд. Картины художников.

Биллем Клас Хеда "Ветчина и серебряная посуда".

Прекрасно сказано об этой картине в стихах ленинградской художницы– гарфика и поэтессы А. Векслер.

Дожив до нынешней поры,
Остался длинный нож не сломан.
И вьется впереди лимона
Шершавый вензель кожуры. ...
И не облуплена стена
И неизменны ткань и складки,
И все содержится в порядке,
И розовеет ветчина,

Никем не выпито вино
И на салфетку не пролито,
Но нет кистей,
и нет палитры,
И нет художника давно.
И кто ответит, почему,
Как в прошлый день,
Так будет завтра
Кого-то ждать
накрытый завтрак–
И не притронуться к нему.

Внимание художников к жанру натюрморта никогда не ослабевало. И сейчас многие художники пишут натюрморты, причем составляют их из самых разнообразных предметов.

Зрительный ряд.

Посмотрите на картину немецкого художника Нигер де Ринг

"Натюрморте музыкальными инструментами".

Для того, чтобы натюрморт получился выразительным, гармоничным, надо соблюдать законы построения композиции.

Игра – выбрать кувшин и апельсин по №.

1 .Определить расположение листа бумаги.

2. В зависимости от расположения листа бумаги и его размера определить правильные размеры предметов.

3.Композиция должна быть уравновешенной. Игра – выбрать кувшин и апельсин по №.

(Аппликация перемещаем предметы выбранные кувшин и апельсин по месту бумаги)

Неверная компоновка.

4.Правильно решить натюрморт в цвете.

Цвет имеет большое значение.

Некрасиво подобранные цвета могут испортить натюрморт, даже если мы правильно расположим предметы.

Зрительный ряд.

С помощью цвета можно передать настроение, например лиричность, нежность, радость, ликование, напряжение и т.д. Можно создать определенный колорит теплый или холодный.

4. Объяснение задания.

– Вы должны придумать натюрморт и выполнить его из цветной бумаги.

Натюрморт будет состоять из: •вазы стола фруктов блюда. (Форму вазы можете придумать сами или выбрать из таблиц, фрукты любые)

Ваши задачи:

1 .Выбрать расположение листа. 2.Для выбранного расположения листа определить размеры предметов(чтобы не были слишком мелкие или слишком крупные). Как правильно вырезать– вазу?

Сложив лист пополам выполнить рисунок с "изнаночной' стороны, так как ваза симметрична.

3.Красиво расположить предметы, следя за тем, чтобы композиция получилась уравновешенной!

4.Постараться создать в натюрморте с помощью цвета настроение, ощущение.

5.Назвать свой натюрморт.

Приступайте к работе.

5. Практическая работа учащихся.

Индивидуальная работа с учащимися.

6. Итог урока с анализом работ учащихся.

Анализ выполненных работ.

Итог урока (что сегодня узнали, чему научились).

Домашнее задание.