“Семья – любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства,
Страны моей, моей России”.
Илья Резник
ВИД УРОКА: интегрированный урок с элементами регламентированной дискуссии.
ЦЕЛИ УРОКА:
– ознакомить учащихся с русскими покровителями семьи святыми Петром и Февронией муромскими;
– рассмотреть основные нравственные ценности, способствующие формированию семьи и воспитанию детей;
– подвести учащихся к выводу о роли государства в укреплении семьи как основной ячейки общества.
(Для учащихся изложено на доске и печатных листах)
ОБОРУДОВАНИЕ: рабочие листы с заданиями, дополнительная литература, Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, учебник “Граждановедение” – 7 кл. (авторы Н.Г Суворова, Е.С. Королькова), компьютерная презентация, интернетсайты.
СЛОВАРЬ: семья, государство, страна, декларация, конвенция, синквейн, эссе (понятия представлены на доске – наглядность).
П Л А Н
Организационный момент.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УРОКА.
2.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. (Посредством изложения литературно-исторического материала в совокупности с обществоведческим курсом).
ПЛАН УРОКА (для учащихся).
1. Вводное начало (проверка домашнего задания – индивидуальные сообщения).
2. Новый материал
а) сообщение учителя;
б) работа в группах (с элементами дискуссии);
в) составление синквейна со словами “ семья,
родина, государство” (самостоятельная работа – 5
мин).
(РЕФЛЕКСИЯ). Обсуждение в группах: составление + результат.
3. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Написание эссе по теме
“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.
Л.Н. Толстой
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
*Выход на интернетсайт: Сайт праздника День семьи – День семьи, любви и верности.
ХОД УРОКА
Доброе утро ребята и я думаю, что вы, несомненно, согласитесь со мной в том, что оно доброе начиная сегодняшний урок лирическими словами поэта Ильи Резника.
“Семья – любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства,
Страны моей, моей России”. СЛАЙД 1.
Итак, наш сегодняшний разговор пойдёт о семье.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УРОКА (тема проецируется на экране).Печатные рабочие листы с заданиями у каждого учащегося.
1. В ходе сегодняшнего урока мы обратимся к истории любви муромского князя Петра и его жены Февронии – покровителей семьи, причисленных к лику святых. Послушаем сообщения учащихся;
2. Рассмотрим основные нравственные ценности, способствующие формированию семьи и воспитанию детей.
3. Поговорим о роли государства в укреплении семьи – как основной ячейки общества.
В ходе урока вам будет предложена практическая работа в группах с обуждением.
Физкультминутка.
А в завершающей части урока несколько минут отведётся на самостоятельную работу по составлению синквейна.
После чего вы получите домашнее задание и мы подведём итоги урока. А если позволит время, то выйдем на интернетсайт праздника Дня семьи, любви и верности.
1. История любви муромского князя Петра и его жены Февронии – покровителей семьи, причисленных к лику святых.
2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
(Посредством изложения литературно-исторического материала в совокупности с обществоведческим курсом).Ребята, давайте представим, что ясным, а может быть и пасмурным утром, в будни или в воскресный день ваши мама или папа, а может младшая сестрёнка или старший брат или бабушка с дедушкой могут подойти к вам, видящим счастливые сны и тихо и ласково сказать Игорёк или Настенька, Маша или Саша: “Доброе утро, пора вставать”. Это близкие вам люди, это ваша семья. Не загорами то время, когда вы покинете родительское гнёздышко и создадите свои семьи – любви великой царство.
ВИДЕО “Как прекрасен этот мир”. 4 МИН.
В XVI веке российский писатель и публицист Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный; 1500-е — середина XVI век) в описаниях древнерусской “Повести о Петре и Февронии Муромских”, изложил историю романтичной любви и примерного жития.
СЛАЙД 2.
Сообщения учащихся.
Она рассказывает о недуге князя, его встрече с Февронией и чудесном исцелении, их совместной жизни и испытаниях.
По легенде, благоверный князь Петр, вступивший на муромский престол в 1203 году, страдал от проказы. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю было видение: исцелить его сможет дева Феврония – дочь “древолазца” бортника из деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева исцелила князя Петра, стала его супругой, они терпели гонения, но потом снова благополучно княжили в Муроме.
Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день – 25 июня (по новому стилю – 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
Эта повесть позволяет нам обратиться к рассмотрению основных нравственных ценностей, способствующих формированию семьи и воспитанию детей. Для каждого из нас СЕМЬЯ – это, прежде всего, близкие, родные и любимые нами люди. Это те, кому мы доверяем наши тайны, кто искренне сопереживает с нами, верит в нас, всегда помнит о нас.
*Работа в группах. Выделение наиболее важных нравственных ценностей, способствующих формированию семьи.
Какие ценности вы считаете наиболее важными в процессе формирования семьи?
Рабочий лист 1.Ценности: любовь, добро, уважение, взаимопонимание, поддержка, сострадание.
Семейные ценности: забота, воспитание, почтение, традиции, праздники.
В России 8 июля стало Всероссийским праздником – Днём семьи, любви и верности.
Давайте вспомним, когда и в связи с чем в России стали отмечать День семьи, любви и верности?
СЛАЙД 3,4,5,6.
Сообщение учащейся.
8 июля 2008 года впервые Россия праздновала День семьи, любви и верности. Как уже было сказано, по православному календарю это день святых Петра и Февронии Муромских, которых принято считать покровителями семьи. Традиция светского празднования дня Петра и Февронии была восстановлена муромцами в 90-х гг: день города решили объединить с днем семейных ценностей. Праздником всероссийского масштаба День семьи, любви и верности стал в 2008 году во многом благодаря инициативам Президента 2000-2008 гг., а ныне Премьер-министра В.В. Путина, который объявил 2008 год Годом семьи, действующего Президента Д.А. Медведева и его супруги Светлане Медведевой. С этого времени праздник получил одобрение Межрелигиозного совета России, поддержку в российских регионах, обрел свои символы (ромашка) и награды (Медаль за любовь и верность)
Проблемный вопрос.
Какова роль государства в укреплении семьи как основной ячейки общества? Рабочий лист 1.Но прежде чем обсудить этот вопрос, давайте обратимся к понятиям государство, страна?
Обсуждение вопроса + рассмотрение (дискуссия) проблемы, почему государство заинтересовано в сохранении семьи.
Цели и задачи семейной политики.
(Поддержка многодетных семей, материнский капитал, жилищная политика, приоритетные национальные проекты).
1.Содействие укреплению семьи – приоритетное
направление любого государства.
2. Обеспечение необходимых условий для
выполнения семьей экономической,
репродуктивной, воспитательной,
психологической, жизнеохранительной.
3. Обеспечение условий для совмещения трудовой
деятельности и семейных обязанностей с личными
интересами самого человека.
4. Создание благоприятных условий для рождения и
воспитания здоровых детей, охраны материнства и
детства.
Целью семейной политики является
благополучие семьи, укрепление и развитие
семейного образа жизни. При этом намеренно
используется понятие
"благополучие", которое в отличие от понятия
"благосостояние" выражает не только
"материальную обеспеченность",
"имущественное благополучие", но и
"счастливую жизнь".
Наш сегодняшний урок пришёлся на пятидесятилетний юбилей принятия Декларации прав ребёнка и двадцатилетие главного детского закона или мировой конституции прав ребёнка – Конвенции о правах ребёнка.
? Что такое конвенция и когда и какой огранизацией она была прията?
С лат. conventio соглашение, договор. 20 ноября 1989 г. Принята Генеральной Ассамблеей ООН.
Работа с учебником. $ 10 вопрос 1,2 с.84.
Ст. 6 Конвенции гласит
1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Применение здоровьесберегающей технологии. Физкультминутка для глаз. Смена динамических поз.
4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.Составление синквейна со словами : государство, страна, семья. (РЕФЛЕКСИЯ). Обсуждение в группах: составление + результат.
Рабочий лист 2.
Синквейн. Слайд.
Данный прием также основан на ассоциативном мышлении.
Он сравнительно прост и в настоящее время довольно часто применяется учителями на различных этапах урока.
Правила написания синквейна
Синквейн (фр. – пятистишье) – это “стихотворение”, состоящее из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее
содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих
ключевое слово;
3-я строка – три глагола, показывающие действия
понятия;
4-я строка – короткое предложение, в котором
отражено авторское отношение к понятию;
5-я – одно слово, обычно существительное, через
которое человек выражает свои чувства и
ассоциации, связанные с понятием.
Составление синквейна – индивидуальная работа, но для того, чтобы обучить учащихся этому приему, можно составить его всем классом. Например, нужно составить синквейн со словом “Государство”. Он может выглядеть следующим образом:
1.Государство
2.Свободное, сильное.
3.Работает, развивается, строится.
4.Государство нужно всем нам.
5.Защита
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Написание эссе по теме (инструктаж по написанию эссе)
“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.
Л.Н. Толстой
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Оценка работы учащихся, выставление отметок. Дневники.
Самооценка работы в группах (по пятибалльной системе).
Выход на интернетсайт: Сайт праздника День семьи – День семьи, любви и верности. Сайт праздника День семьи - День семьи, любви и верности.
Тема урока – гимн семье. Специально к этому празднику Илья Резник написал “Гимн семье”, премьера которого состоялась на берегу Оки перед жителями древнего русского города Мурома. (Звучит фрагмент гимна). СЛАЙД 6,7,8.
7. АНАЛИЗ УРОКА.
Тип урока – интегрированный урок с применением ИКТ и элементами регламентированной дискуссии по курсу истории и обществознания (граждановедение).
(Учащиеся рассуждают о нравственных ценностях, семье, роли государства в укреплении семьи).
Вид урока (по форме проведения): нестандартный (нетрадиционный).
Форма работы учащихся: коллективная (в группах).
- Вводно-мотивационное начало (орг. момент, план, вступление) -3 мин.
- Как прекрасен этот мир – 4 мин.
- Пётр и Феврония – 5 мин.
- Нравственные ценности – 2+2 мин. – 4 мин.
- Государственная политика – 3+3 +2(учебник) – 8 мин.
- Физкультминутка – 1 мин.
- Самостоятельная работа синквейн. 5+5 -10 мин.
- Домашнее задание – 2 мин.
- Подведение итогов – 3 мин.
- Завершение 5 мин.
Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование), публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор. Двумя важнейшими характеристиками дискуссии, отличающими её от других видов спора, являются публичность (наличие аудитории) и аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в которой каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.
В социологии метод групповой дискуссии (групповая дискуссия) используется как метод сбора данных, которых сочетает элементы методов группового и глубинного интервью и социологического наблюдения. Суть метода — организация в малой группе целенаправленного разговора по проблемам, интересующим исследователя.