Цель: на основе работы с текстом повторить изученное об имени прилагательном; развивать навыки анализа текста; воспитывать любовь к природе и искусству.
Оборудование: текст, картины Левитана об осени, фотографии, рисунки с изображением осеннего леса.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Работа над текстом (текст на доске)
В осеннем лесу
Красив и печален русск_ лес в ранн_ осенн_ дни. На золот_ фоне л_ствы в_дны ярк_ пятна кленов, осин. Тихо падают с берез легк_ листья. От дерева к дереву прот_нулись тонк_ серебрист_ нити паутины. Кр_снеет кое-где шапка поздн_ подосиновика. Тихо в осенн_ лесу. Ш_лестит под н_гами сухая л_ства.
Чист и прозрачен осенью воздух. Прозрачна вода в лесн_ ручьях. Еще зелен_ стоит в лесу стар_ развесист_ дуб. Но уже ог_лил_сь в_ршины берез.
Хорошо в осенн_ цветист_ лесу!
(По И.Соколову-Микитову)
Задания
- Прочитайте текст. Какова тема текста? Что отражает заголовок: тему или идею? Какова основная мысль текста? Какое предложение выражает ее? А любите ли вы осень?
- Какие «осенние» слова есть в тексте? Как вы могли бы продолжить этот ряд?
- Найдите в тексте имена прилагательные. Как правильно написать окончания прилагательных? Выпишите имена прилагательные вместе с существительными , к которым они относятся, определите род, число, падеж, обозначьте окончания прилагательных.
- В каких словах также есть пропущенные буквы? В какой части слова находится орфограмма? Какая эта орфограмма? Перепишите эти слова, написав рядом проверочные слова.
- Найдите в тексте краткие прилагательные. Назовите их полные формы. Каким членом предложения являются краткие прилагательные? Разберите по членам одно из предложений с краткими прилагательными.
- Найдите прилагательные, образованные от существительных. Назовите эти существительные, а прилагательные разберите по составу.
- Какие прилагательные в тексте являются эпитетами? Какие еще изобразительно-художественные средства есть в тексте?
- Используя картины об осени, которые вы видите , составьте сами предложения или связный текст об осени, осеннем лесу, употребляя как можно больше имен прилагательных.
3. Физминутка
Прочитайте свои тексты. Чей вам понравился больше? У кого прилагательных больше всего?
Сделайте вывод о роли прилагательных в речи.
4. Обобщение
- Понравился ли вам урок? С каким настроением вы уходите с урока?