Менеджмент в домашней экономике

Разделы: Технология


Цель: ознакомление с ролью менеджмента в домашней экономике.

Задачи:

  • Формировать навыки культуры взаимоотношений в деловом мире (воспитательная).
  • Познакомить с процессом эффективного управления семьи (образовательная).
  • Развивать продуктивное мышление (развивающая).

Тип урока: комбинированный

Оборудование и материалы: компьютер; инструкционные карты.

Время: 90 минут.

Педагогические технологии: мастерская знаний, метод проектов, информационные технологии.

Алгоритм педагогической технологии "Мастерская знаний"

Шаг первый: "Индукция" (или наведение) обращение к чувствам, эмоциям ученика. В качестве "индуктора" может выступать всё, что может разбудить поток ассоциаций, воспоминаний, чувств, эмоций.... Рисунки или стихотворения музыкальный фрагмент или просто впечатляющие цифры.

Шаг второй: "Самоконструкция" - индивидуальное построение гипотезы, решения задачи, создания проекта, рисунка и т.д.

Шаг третий: "Социоконструкция" - работе в паре, группе.

Шаг четвёртый: "Афиширование" (Социализация)- совместное обсуждение того, что сделано в паре, группе. Презентация идей, проектов.

Шаг пятый (самый важный): "Разрыв" учитель-мастер осторожно подводит участников мастерской к выводу, что житейское знание, явно недостаточно до полного решения проблемы, задачи. Теперь требуется новое знание, новый опыт, чтобы ответить на вопрос, решить проблему. Источником этого опыта становятся информационные листы, страницы учебника.

Шаг шестой. Шаг седьмой: "Вторичная социоконструкция". "Вторичная социализация". Учащиеся, работая в группе, находят ошибки, исправляют, выступают.

Шаг восьмой: "Рефлексия". Оценка своей деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент: подготовка класса к уроку, приветствие, фиксация отсутствующих, организация внимания.

1. Приветствие

Эпиграф к уроку:

"Знать, чтобы предвидеть: предвидеть, чтобы управлять"

Кант

2. Сообщение темы урока и её мотивация

История возникновения менеджмента.

Возник как наука на Западе 70 лет назад. Его отцами являются американец Ф. Тэйлор, француз А. Файоль. Например, Ф. Тэйлор рассматривал управление как "искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом".

Главные функции по Тэйлору:

  • выбор цели;
  • выбор средств;
  • подготовка средств;
  • контроль результатов.

А. Файоль на основе обобщения богатого практического опыта пришел к выводу: "Управлять - это вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы...". Главные функции по Файолю:

  • предвидеть (изучать будущее и устанавливать программу действий);
  • организовывать (создавать материальную базу и трудовой коллектив);
  • распоряжаться (приводить в действие персонал предприятия);
  • согласовывать (соединять действия и усилия);
  • контролировать (наблюдать, чтобы все приходило в соответствии с установленными нормами).

Современный менеджмент существенно изменился за последние два - три десятилетия.

Менеджмент сегодня это постоянное изменение и непрерывное совершенствование. Специалисты считают, что не существует идеальной и единой модели менеджмента. Для каждой фирмы менеджмент является уникальным. Есть лишь общие закономерности и элементы, которые используются, как правило, всеми.

3. Сообщение цели урока

- Сегодня нам предстоит выяснить:

  • каким образом совмещаются понятия "семья" и "менеджмент";
  • как менеджмент влияет на устройство уюта и благополучия семьи;
  • как организуется эффективное управление в семье.

- Ответить на эти вопросы поможет нам тема нашего урока " Менеджмент в домашней экономике ". Работать будете сегодня в группах.

II. Актуализация знаний (5 мин.).

Группы задают друг другу вопросы по пройденному материалу. Понятия: домашняя экономика; бюджет семьи (баланс, профицит, дефицит); потребности; свойства товара.

III. Работа в группах. Выполнение заданий.

Вы разделены на две семьи. Перед каждым будет стоять своя задача. Роли распределяются с помощью по жребию. Обратите внимание на задания, лежащие у вас на столах.

Задание № 1. Придумать девиз и товарный знак с помощью программы МО Publisher (печатная публикация). Создание электронной версии рекламного проспекта по виду деятельности семьи. (10 мин.)

Работа на компьютере: левой клавишей мышки поочередно нажимать на следующие функции - файл, создать, документ МО Publisher (печатная публикация), макеты публикаций (выбрать), параметры (выбрать), шрифтовые схемы (напечатать текст), сохранить. При выборе способа заливки объектов необходимо помнить о сочетании цветов, обоснованности использования эффектов текста. Эффекты должны помогать восприятию нужной информации и акцентировать на нее внимание. Текст должен быть выгодно расположен, хорошо читаться, второстепенная информация должна быть набрана более мелким шрифтом. Поскольку документ предполагает вывод на печать, необходимо соблюдать установленные поля. Графические изображения, используемые в рекламе должны соответствовать выбранной теме. Каждый разрабатывает свой рекламный проспект, затем вместе в группе обсуждают проделанную работу и выбирают лучшую работу по всем показателям. Созданный документ необходимо сохранить на диске в указанной учителем папке. Предлагаю вам продемонстрировать свои рекламные проспекты и прокомментировать, а все остальные могут высказаться по теме (идет демонстрация и обсуждение).

Семья № 1. Организация домашней выпечки.

Семья № 2. Организация выращивания комнатных растений.

Задание № 2. Распределите обязанности между членами семьи, не забывая о семейном предприятии и домашних делах с помощью программы МО (приложение № 1).

Результаты обсуждаются в группах. Проходит презентация лучших идей. Затем учащиеся знакомятся с информационным листом № 1 (Приложение № 2).

После ознакомления с дополнительной информацией корректируют свои действия; исправляют свои ошибки.

Защита проектов. Оценивается работа учащимися. Дается обосновано оценка работы: отмечаются положительные стороны и отрицательные.

IV. Подведение итогов.

1. Рефлексия:

Какие новые знания ты получил?

Понравилось ли тебе занятие в целом?

Что нового ты обнаружил сегодня в себе?

Как оцениваешь свою работу на уроке?

Какова твоя роль на уроке?

2. Оценивание работ

3. Домашнее задание:  7, решить задачи в тетради.

1. Решите задачу. Девочка решила помочь маме приготовить ужин. До прихода мамы остался один час. Меню ужина состоит из овощного салата, картофельного пюре и котлет. На приготовление необходимы следующие затраты времени на:

мытье овощей - 10 мин;

резку овощей - 10 мин;

чистку картофеля - 10 мин;

варку картофеля - 30 мин;

приготовление пюре - 10 мин;

приготовление котлет из фарша - 10 мин;

жарение котлет - 30 мин;

накрывание стола - 10 мин.

Всего: 120 мин.

В какой последовательности необходимо производить операции по приготовлению ужина, чтобы успеть к маминому приходу?

2. Решите задачу.

Иногда в семье складывается следующая, достаточно сложная ситуация. Через час должны прийти гости. Необходимо:

убрать разбросанные игрушки - 10 мин;

почистить пылесосом палас - 10 мин;

протереть пыль - 15 мин;

приготовить овощной салат - 20 мин;

приготовить картофельное пюре - 50 мин;

приготовить котлеты из фарша - 40 мин;

(операции аналогичны тем, что приведены в предыдущей задаче);

сходить в магазин за хлебом - 30 мин;

накрыть на стол - 10 мин.

подобрать подходящие музыкальные записи - 15 мин.

привести себя в порядок - 10 мин.

Семья состоит из 4 человек: отец, мать, дочь 14 лет, сын 5 лет. Распределите работу таким образом, чтобы уложиться в отведенное время. Каждый из членов семьи может внести свой посильный вклад в общую работу.

Приложение1, приложение 2.