Основной метод обучения: обсуждение с целью обобщения, систематизации, закрепления полученной учебной информации.
Основной структурный элемент: диалог.
Дополнительные структурные элементы: обмен информацией и ее коллективный анализ; обмен репликами; наблюдение; формирование выводов.
Задачи урока:
- Развивать умение различать приставки с буквами о и а на основе алгоритма определения написания слов, действовать по алгоритму, осуществлять самоконтроль и самооценку.
- Организовать деятельность по самостоятельному применению алгоритма написания приставок в разнообразных ситуациях.
- Формирование элементарных навыков сотрудничества при работе в группе.
Оборудование: учебник русского языка, тетрадь на печатной основе "Пишем грамотно №1", стихотворение Е. Измайлова "Как растут слова", карточки-задания для групп, школьная тетрадь, письменные принадлежности, 3 листа формата А3, фломастеры.
Ход урока
1. Организация, начало урока.
1. Рапорт дежурного.
2. Психологическая гимнастика. (проводит ученик)
Я способен! Ч со всем справлюсь! Мне нравится учиться! Я - хороший ученик! Я хочу много знать! Я буду много знать.
3. Девиз нашего урока: "Один за всех, и все за одного"
-Как вы понимаете пословицу?
- Итак, вы готовы учиться думать, рассуждать, доказывать?
2. Проверка домашнего задания.
- Всегда я вам задавала вопросы. А сегодня вы составили вопросы по теме прошлого урока для своих одноклассников. Для чего? (Чтобы подумать над тем, что изучили)
- Я предлагаю работать на уроке следующим образом. Наш класс превращается в творческую лабораторию, в которой работают 3 группы.
Задавайте свои вопросы группам.
Варианты вопросов:
1. Что такое приставка? Для чего нужны приставки? Какие приставки ты знаешь? Почему приставку назвали "приставка"? Могут существовать в русском языке слова без приставки? Как найти приставку. И т. д.
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
- Откройте тетради и запишите число и место нашей встречи. Сейчас вы прослушаете стихотворение. Подумайте, есть ли в этом стихотворении родственные слова.
Чтение стихотворения учеником Е. Измайлова "Как растут слова"
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым-
Был он только словом.
Это слово было корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов.
Вот из садика рассада,
Вот ещё посадка рядом.
Вот ещё и пересадка
Скачет весело на грядке.
А вот садовод,
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
Дети называют слова: сад, садик, рассада, посадка, пересадка. садовник.
-Запишите эти слова и разберите по составу. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
- Чем отличаются слова: посадка, пересадка? О какой части слова мы будем сегодня говорить? Что мы ещё не знаем о приставке? Зачем надо знать правописание приставок? Чему мы должны сегодня научиться на уроке?
- Перед ответственной работой мы немного отдохнём. Из словесного сада мы попадаем на залитый солнцем лужок.
Физкультминутка "Цветок" (учащиеся хором произносят слова и выполняют движения)
Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Потянулся, встрепенулся.
Взвился вверх и полетел.
4. Освоение новых знаний и способов действий.
- Посмотрите, куда села бабочка!
На доске написаны приставки.
- Сравните две группы приставок
1) до-, о-, об-, от-, по-, под-, про-.
2) за-, над-, на.
- Что общего в написании приставок первой группы? (все приставки пишутся с буквой о)
- Что общего в написании приставок второй группы? (все приставки пишутся с буквой а)
- Я предлагаю каждой группе разработать своё задание и представить его в виде плаката "Учимся писать приставки с буквами о и а".
Задание первой группе.
- Вам предстоит оформить плакат "Учимся писать приставки с буквой а". На плакате сформулируйте правило написания приставок с буквой а, добавив пропущенные слова, приведите примеры, представьте алгоритм действия, как правильно написать приставку с буквой а.
Задание второй группе.
- Вам также необходимо оформить плакат "Учимся писать приставки с буквой о". Сформулируйте правило написания приставок с буквой о, приведите примеры и разработайте алгоритм, как правильно написать приставку с буквой о.
Задание 3 группе.
- Вы должны нам доказать, нужна ли нам приставка, зачем мы её изучаем, а может быть можно обойтись и без этой части слова. Это ваше творческое домашнее задание, которое должно превратиться в интересный плакат "Как растут слова".
- Если возникнут трудности, можете воспользоваться материалом учебника. Необходимую информацию вы найдёте на странице 133, 135, 137 учебника. Всем удачи и приятного сотрудничества.
Работа в группах
5. Первичная проверка понимания изученного.
Защита учащимися опорных плакатов группы.
1 группа.
Учимся писать приставки с буквой а
В приставках за-, на-, над- всегда пишется буква а.
Например: записать, надписать, налететь.
Учимся применять правило.
1. Определяем, в какой части слова безударный гласный звук - в корне или приставке. Для этого подбираем родственные слова.
Способ действия.
1) (за)шить, шить, пришить, подшить, дошить, прошить.
Вывод: безударный гласный в приставке. В приставке за- всегда пишется только буква а, пишем: зашить.
2 группа
Учимся писать приставки с буквой о
В приставках до-, о-, об-, от-, по-, под-, про- пишется буква о.
Например: окрик, поезд, добежать Запомни!
Приставка пра- есть в словах: прабабушка, прадедушка, правнучка, правнук.
Приставка па- есть в слове паводок.
Учимся применять правило
1. Проверяем, в какой части слова находится безударный гласный звук - в корне или приставке. Для этого подбираем родственные слова.
2. Если безударный гласный звук оказался в приставке, вспоминаем правило: в приставках до-, о-, об-, от-, по-, под-, про- пишется буква о
3. Вспоминаем слова исключения с приставками пра-, па.
Способ действия.
1) (па)бежать, бежать, убежать, прибежать.
Вывод: безударный гласный в приставке.
Приставка по- всегда пишется с буквой о, пишем: побежать.
3 группа.
Много-много лет назад появилось слово ход. Нашли его люди и стали думать: "Что с ним делать?"
А слово это и говорит: "Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево".
Посадили люди слово ход, и стало оно расти. Сначала один росток пустило (уходить), потом второй (заходить), третий (переходить). Много ростков появилось от слова ход (сходить, проходить, :). Все они на него похожи, но и своё в каждом есть.
Вот какое красивое дерево выросло. Посмотрите на плакат. Вот так рождаются новые слова с помощью приставки.
- Молодцы! Все вы хорошо потрудились. Если у кого-то возникли вопросы по теме, вы можете их задать и получить ответ.
Проводится игра "Вопрос-ответ"
1. Для чего нужны приставки?
2. В каких приставках всегда пишется буква а?
3. В каких словах пишется приставка пра-? И т. д.
- Перед выполнением следующего задания хочу напомнить вам о правиле одном. Это правило вы прочитаете хором, следуя глазами за указкой. Учащиеся читают пословицу "Не будь тороплив, будь памятлив" (гимнастика для глаз)
6. Закрепление новых знаний и способов действий.
Каждой группе даётся карточка-задание.
1 карточка
Выпиши слова, в приставках которых всегда пишется о.
(па)встречать,(на)учить, (на)дуть. (за)пасать, (а)пустеть, (на)рисовать, (да)бежать, (за)морозить, (на)помнить, (за)лететь, (аб)лететь, (пад)лететь.
2 карточка
Выпиши слова, в приставках которых всегда пишется а.
(па)встречать,(на)учить, (на)дуть. (за)пасать, (а)пустеть, (на)рисовать, (да)бежать, (за)морозить, (на)помнить, (за)лететь, (аб)лететь, (пад)лететь
3 карточка
Объясни, какие ошибки отметил учитель. Запиши слова правильно.
Зобежал, поход, праходить, даслушать, наварить, нописать, дарасти, ажить
7. Применение знаний и способов действий.
Коллективная работа с "Веерами". Игра "Не ошибись"
Слова для игры: налить, обрадовался, закрыть, подсказать, побелить. остудить, пробежка, отбежать.
Учащиеся на веере показывают букву о или а.
8. Обобщение и систематизация знаний.
Рефлексивная дискуссия
"За" "Против"
- Поднимите руки те, кто "за", "против".
1. Приставка значимая часть слова.
2. Приставка в слове стоит после корня.
3. Приставки за-, над-, на- пишутся с буквой а.
9. Контроль и самоконтроль.
Тест "Различаем приставки с буквами о, а"
Если согласен с утверждением, обведи номер вопроса, если нет - зачеркни.
1. В слове прабабушка пишется приставка про-.
2. Приставки за-, на-, над всегда пишутся с буквой а.
3. Приставка, значимая часть слова.
4. Приставка служит для образования новых слов.
5. Чтобы правильно написать приставку, надо сначала подобрать родственные слова и определить в какой части слова находится безударный гласный звук.
10. Коррекция знаний и способов действий.
Работа в тетради "Пишу грамотно" №1: стр. 71, упражнение 2.
11. Информация о домашнем задании.
1 группа-"Пишем грамотно"№1, стр. 71, упражнение 1.
2 группа-"Пишем грамотно"№1, стр. 71, упражнение 1.
3 группа-"Пишем грамотно"№1, стр. 72, упражнение 3.
12. Подведение итогов занятия.
Сообщение учителя.
Подведение итогов самими учащимися.
13. Рефлексия.
"Я" - как я чувствовал себя на уроке;
"Мы"- мы работали вместе, не ссорились, помогали друг другу;
"Дело" - мы научились правильно писать приставки с буквой о и а. Что было легко, что было трудно?