Методическая разработка урока по русскому языку во 2-м классе по теме "Учимся различать приставки с буквой о и а"

Разделы: Начальная школа


Основной метод обучения: обсуждение с целью обобщения, систематизации, закрепления полученной учебной информации.

Основной структурный элемент: диалог.

Дополнительные структурные элементы: обмен информацией и ее коллективный анализ; обмен репликами; наблюдение; формирование выводов.

Задачи урока:

  • Развивать умение различать приставки с буквами о и а на основе алгоритма определения написания слов, действовать по алгоритму, осуществлять самоконтроль и самооценку.
  • Организовать деятельность по самостоятельному применению алгоритма написания приставок в разнообразных ситуациях.
  • Формирование элементарных навыков сотрудничества при работе в группе.

Оборудование: учебник русского языка, тетрадь на печатной основе "Пишем грамотно №1", стихотворение Е. Измайлова "Как растут слова", карточки-задания для групп, школьная тетрадь, письменные принадлежности, 3 листа формата А3, фломастеры.

Ход урока

1. Организация, начало урока.

1. Рапорт дежурного.

2. Психологическая гимнастика. (проводит ученик)

Я способен! Ч со всем справлюсь! Мне нравится учиться! Я - хороший ученик! Я хочу много знать! Я буду много знать.

3. Девиз нашего урока: "Один за всех, и все за одного"

-Как вы понимаете пословицу?

- Итак, вы готовы учиться думать, рассуждать, доказывать?

2. Проверка домашнего задания.

- Всегда я вам задавала вопросы. А сегодня вы составили вопросы по теме прошлого урока для своих одноклассников. Для чего? (Чтобы подумать над тем, что изучили)

- Я предлагаю работать на уроке следующим образом. Наш класс превращается в творческую лабораторию, в которой работают 3 группы.

Задавайте свои вопросы группам.

Варианты вопросов:

1. Что такое приставка? Для чего нужны приставки? Какие приставки ты знаешь? Почему приставку назвали "приставка"? Могут существовать в русском языке слова без приставки? Как найти приставку. И т. д.

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

- Откройте тетради и запишите число и место нашей встречи. Сейчас вы прослушаете стихотворение. Подумайте, есть ли в этом стихотворении родственные слова.

Чтение стихотворения учеником Е. Измайлова "Как растут слова"

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым-
Был он только словом.
Это слово было корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов.
Вот из садика рассада,
Вот ещё посадка рядом.
Вот ещё и пересадка
Скачет весело на грядке.
А вот садовод,
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.

Дети называют слова: сад, садик, рассада, посадка, пересадка. садовник.

-Запишите эти слова и разберите по составу. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- Чем отличаются слова: посадка, пересадка? О какой части слова мы будем сегодня говорить? Что мы ещё не знаем о приставке? Зачем надо знать правописание приставок? Чему мы должны сегодня научиться на уроке?

- Перед ответственной работой мы немного отдохнём. Из словесного сада мы попадаем на залитый солнцем лужок.

Физкультминутка "Цветок" (учащиеся хором произносят слова и выполняют движения)

Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Потянулся, встрепенулся.
Взвился вверх и полетел.

4. Освоение новых знаний и способов действий.

- Посмотрите, куда села бабочка!

На доске написаны приставки.

- Сравните две группы приставок

1) до-, о-, об-, от-, по-, под-, про-.

2) за-, над-, на.

- Что общего в написании приставок первой группы? (все приставки пишутся с буквой о)

- Что общего в написании приставок второй группы? (все приставки пишутся с буквой а)

- Я предлагаю каждой группе разработать своё задание и представить его в виде плаката "Учимся писать приставки с буквами о и а".

Задание первой группе.

- Вам предстоит оформить плакат "Учимся писать приставки с буквой а". На плакате сформулируйте правило написания приставок с буквой а, добавив пропущенные слова, приведите примеры, представьте алгоритм действия, как правильно написать приставку с буквой а.

Задание второй группе.

- Вам также необходимо оформить плакат "Учимся писать приставки с буквой о". Сформулируйте правило написания приставок с буквой о, приведите примеры и разработайте алгоритм, как правильно написать приставку с буквой о.

Задание 3 группе.

- Вы должны нам доказать, нужна ли нам приставка, зачем мы её изучаем, а может быть можно обойтись и без этой части слова. Это ваше творческое домашнее задание, которое должно превратиться в интересный плакат "Как растут слова".

- Если возникнут трудности, можете воспользоваться материалом учебника. Необходимую информацию вы найдёте на странице 133, 135, 137 учебника. Всем удачи и приятного сотрудничества.

Работа в группах

5. Первичная проверка понимания изученного.

Защита учащимися опорных плакатов группы.

1 группа.

Учимся писать приставки с буквой а
В приставках за-, на-, над- всегда пишется буква а.
Например: записать, надписать, налететь.
Учимся применять правило.

1. Определяем, в какой части слова безударный гласный звук - в корне или приставке. Для этого подбираем родственные слова.

Способ действия.

1) (за)шить, шить, пришить, подшить, дошить, прошить.

Вывод: безударный гласный в приставке. В приставке за- всегда пишется только буква а, пишем: зашить.

2 группа

Учимся писать приставки с буквой о

В приставках до-, о-, об-, от-, по-, под-, про- пишется буква о.

Например: окрик, поезд, добежать Запомни!

Приставка пра- есть в словах: прабабушка, прадедушка, правнучка, правнук.

Приставка па- есть в слове паводок.

Учимся применять правило

1. Проверяем, в какой части слова находится безударный гласный звук - в корне или приставке. Для этого подбираем родственные слова.

2. Если безударный гласный звук оказался в приставке, вспоминаем правило: в приставках до-, о-, об-, от-, по-, под-, про- пишется буква о

3. Вспоминаем слова исключения с приставками пра-, па.

Способ действия.

1) (па)бежать, бежать, убежать, прибежать.

Вывод: безударный гласный в приставке.

Приставка по- всегда пишется с буквой о, пишем: побежать.

3 группа.

Много-много лет назад появилось слово ход. Нашли его люди и стали думать: "Что с ним делать?"

А слово это и говорит: "Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево".

Посадили люди слово ход, и стало оно расти. Сначала один росток пустило (уходить), потом второй (заходить), третий (переходить). Много ростков появилось от слова ход (сходить, проходить, :). Все они на него похожи, но и своё в каждом есть.

Вот какое красивое дерево выросло. Посмотрите на плакат. Вот так рождаются новые слова с помощью приставки.

- Молодцы! Все вы хорошо потрудились. Если у кого-то возникли вопросы по теме, вы можете их задать и получить ответ.

Проводится игра "Вопрос-ответ"

1. Для чего нужны приставки?

2. В каких приставках всегда пишется буква а?

3. В каких словах пишется приставка пра-? И т. д.

- Перед выполнением следующего задания хочу напомнить вам о правиле одном. Это правило вы прочитаете хором, следуя глазами за указкой. Учащиеся читают пословицу "Не будь тороплив, будь памятлив" (гимнастика для глаз)

6. Закрепление новых знаний и способов действий.

Каждой группе даётся карточка-задание.

1 карточка

Выпиши слова, в приставках которых всегда пишется о.

(па)встречать,(на)учить, (на)дуть. (за)пасать, (а)пустеть, (на)рисовать, (да)бежать, (за)морозить, (на)помнить, (за)лететь, (аб)лететь, (пад)лететь.

2 карточка

Выпиши слова, в приставках которых всегда пишется а.

(па)встречать,(на)учить, (на)дуть. (за)пасать, (а)пустеть, (на)рисовать, (да)бежать, (за)морозить, (на)помнить, (за)лететь, (аб)лететь, (пад)лететь

3 карточка

Объясни, какие ошибки отметил учитель. Запиши слова правильно.

Зобежал, поход, праходить, даслушать, наварить, нописать, дарасти, ажить

7. Применение знаний и способов действий.

Коллективная работа с "Веерами". Игра "Не ошибись"

Слова для игры: налить, обрадовался, закрыть, подсказать, побелить. остудить, пробежка, отбежать.

Учащиеся на веере показывают букву о или а.

8. Обобщение и систематизация знаний.

Рефлексивная дискуссия

"За" "Против"

- Поднимите руки те, кто "за", "против".

1. Приставка значимая часть слова.

2. Приставка в слове стоит после корня.

3. Приставки за-, над-, на- пишутся с буквой а.

9. Контроль и самоконтроль.

Тест "Различаем приставки с буквами о, а"

Если согласен с утверждением, обведи номер вопроса, если нет - зачеркни.

1. В слове прабабушка пишется приставка про-.

2. Приставки за-, на-, над всегда пишутся с буквой а.

3. Приставка, значимая часть слова.

4. Приставка служит для образования новых слов.

5. Чтобы правильно написать приставку, надо сначала подобрать родственные слова и определить в какой части слова находится безударный гласный звук.

10. Коррекция знаний и способов действий.

Работа в тетради "Пишу грамотно" №1: стр. 71, упражнение 2.

11. Информация о домашнем задании.

1 группа-"Пишем грамотно"№1, стр. 71, упражнение 1.

2 группа-"Пишем грамотно"№1, стр. 71, упражнение 1.

3 группа-"Пишем грамотно"№1, стр. 72, упражнение 3.

12. Подведение итогов занятия.

Сообщение учителя.

Подведение итогов самими учащимися.

13. Рефлексия.

"Я" - как я чувствовал себя на уроке;

"Мы"- мы работали вместе, не ссорились, помогали друг другу;

"Дело" - мы научились правильно писать приставки с буквой о и а. Что было легко, что было трудно?