Цели урока:
- Формирование у учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.
- Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины.
- Развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины.
При подготовке к внеклассному мероприятию учащиеся посетили “Музей боевой славы!” (приложение №1), провели конкурс рисунков “Салют Победа!” (приложение №2), приняли участие в выставке макетов отражающих моменты войны.
(Приложение № 3).
1. Звучит песня “Детство”
На фоне песни дети прыгают на скакалке, играют в мяч, рисуют классики.
Песня стихает, дети замирают. Слышны звуки войны: свист пуль, взрывы, сирены, голос Левитана. Дети уходят.
Выходит чтец:
– Шагает по земле война
Земля вздохнула тяжко
На растерзанье отдана,
Прости, прости, бедняжка.
Мечи скрестились огневые
Земля моя! Я все отдам
Что бы спасти твои святые
Кресты и храмы.
Пополам с тобой разделим муки ада
Господь, дай силы победить!
Голос на записи: Земля, очнувшись, прошептала:
На фоне песни “Вставай страна огромная” выходит ребенок в одежде земли:
– Своим героям помогу,
Что б зло глумиться перестало
Все сделаю, все, что смогу
И накормлю и обогрею
И спрячу и похороню
И мысли черные развею
В сердцах надежду сохраню.
Учитель: Война 1941-1945гг была самой жестокой, самой кровопролитной войной, которое только знало человечество.
Чтец:
Война была священной
В этом не усомниться даже тот,
Кто прилетев с другой планеты
Земли истории прочтет.
Чтец:
Я с детства помню тот кошмар
Налеты, раненых мученья
Бомбежки города, пожар,
И взрывы, нет от них спасенья
Чтец:
Народ бежал, бросал жилье
От горя волосы сидели
А с самолета пулемет
Строчил по движущейся цели
И оставались на земле
Навеки взрослые и дети
Война! Поверьте ничего,
Страшнее нет на белом свете.
Учитель: Немцы быстро продвигались на восток. И везде, где ступала нога фашистского солдата, совершались злодеяния, жестокие преступления, жертвами, которых были мирные люди – старики, женщины, дети.
Подтверждение тому не только рассказы детей войны, ветеранов, но и советские фильмы о тех страшных годах.
Свет гаснет. Через видеопроектор на экране показывается отрывок из к/ф “Судьба” (расстрел сына главной героини фильма, плачь женщины). Постепенно звук убирается на фоне к/ф звучат слова:
И пришла беда в землю русскую,
Похваляяся шли враги на Русь
И таким большим было их число,
Что его пока не придумали.
И кто слабым был, сильным стал тогда
А кто сильным был стал еще сильней
И кричали враги потрясенные:
– Может русские заколдованы!?
Их огнем палишь, а они живут,
Их стрелой пронзишь, а они живут
Их сто раз убьешь, а они живут,
А они живут и сражаются!
Песня “Вставай страна огромная”
Учитель: Как один человек, весь советский народ поднялся на защиту своего Отечества. Отечество, Отчизна, Родина– мать. Ни в одном языке мира нет таких слов.
Стихотворение читается на фоне просмотра слайдов природы родного края:
Чтец:
Отчизне кубок сей, друзья!
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия
Поля, холмы родные.
Родного неба милый свет
Знакомые потоки
Златые игры первых лет
И первых лет уроки.
Что вашу прелесть заменит
О. Родина, святая
Какое сердце не дрожит
Тебя благославляя.
Учитель: Нельзя перевести ни на какой другой язык и слово – подвиг. Подвиг во имя Отчизны, подвиг во имя Отечества, подвиг во имя Родины.
Идя в бой, бойцы думали о том, что они борются не только за свою большую Родину, но и за свой город, свое село. Свою школу, свой дом. И это придавало им силы.
На фоне показа слайдов ветеранов ВОВ, фото принесли дети класса
Чтец:
Вспомним всех поименно
Горем вспомним своим
Это надо не мертвым,
Это надо живым.
Чтец:
В честь нашей памяти сердечной
Зажгите здесь огонь наш вечный.
Мы слез своих сейчас не скроем,
И слава вечная героям!
Зажигается имитированный вечный огонь.
Чтец: А сейчас, стоя, почтим память павших за свободу и независимость нашей Родины минутой молчания.
После минуты молчания
Учитель: Вечная слава героям!
Все чтецы: Слава героям, слава!
Учитель: И все – таки народ выстоял и победил. Победил назло врагам с песней на устах.
Показ слайдов завершен
Ребенок исполняет песню “Мы уходим товарищ”
Чтец:
Она звучит не умирая
От дедов перейдя к юнцам
Простая песня фронтовая
Нам согревавшая сердца
И может быть, она-
“Катюша” или “В лесу прифронтовом”
Она всегда тревожит душу
И с ней мы новой встречи ждем!
Исполняется песня “Катюша”
Учитель: в каждой семье непременно были и есть герои ВОВ. Это наши дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки. Если бы они тогда не защитили нашу землю от врага, возможно нас сегодня и на свете не было.
А сейчас Катя Абрамова расскажет нам о своем прадедушке, который ушел на фронт семнадцатилетним мальчишкой.
Выступление девочки с рассказом о фронтовике.
Катя читает стихотворение Мариинской поэтессы Валентины Сеет “Памяти отца”: (на фоне слайд показа фронтовых фотографий семьи Абрамовых)
А мне бы память оживить
Хоть на мгновенье.
Твоей крови в моей крови
Есть продолжение.
В моих чертах – твои черты:
Все повторимо…
Но сколько лет уже молчит
Солдатский снимок.
Мгновенье б это уловить,
Как вспышку света-
С тобою вместе пережить
Тот День Победы!
Учитель: В нашей газете “Вперед” есть рубрика, которая называется “Письма с фронта” (приложение №4), в ней опубликованы письма наших земляков. О чем писали солдаты с линии фронта свои родным нам прочитают Алексей и Андрей Картавых.
Дети зачитывают отрывки из писем.
Чтец:
Вечная слава героям!
Слава героям! Слава!
Но зачем она им эта слава – мертвым?
Для чего она им эта слава– павшим?
Все живое спасшим,
Себя не спасшим!
Чтец:
Если молнии в тучах запляшут жарко
И огромное небо от грома оглохнет
Если крикнут все люди земного шара
Ни один из погибших даже не вздрогнет.
Знаю: солнце в пустые глазницы не брызнет,
Знаю: песня тяжелых могил не откроет,
Но от имени сердца, от имени жизни
Повторяю: Вечная слава героям!